Публикации »

Привлечение инвестиций: будут законы – будут деньги

В российском законодательстве пока отсутствуют достаточные правовые условия для привлечения серьезных инвестиций в долгосрочные строительные проекты. К такому неутешительному выводу пришли участники конференции «Инвестиционные решения в строительстве: бизнес-пространство для инноваций», которая состоялась 17 июля в московской гостинице «Ренессанс Олимпик».

Организаторами профессиональной дискуссии выступили НП СРО «Альянс строителей», НП СРО «Совет проектировщиков» и компания OCG при активной поддержке Национального объединения строителей, Национального объединения проектировщиков, Гильдии управляющих и девелоперов, Центра развития государственно-частного партнерства.

С приветственным словом к участникам обратилась эксперт строительной отрасли, генеральный директор АНО НТЦ «ТехноПрогресс», к. т. н. Светлана Шевченко. Она отметила необходимость стимулирования процессов, способствующих вовлечению финансовых средств в реальный сектор экономики, которым является строительная отрасль. В частности она сказала:

— Принимая во внимание заявления чиновников о том, что к 2020 г. объемы ввода жилья в России должны достигнуть 1 кв. м на человека в год, мы обязаны ежегодно возводить 140–150 млн кв. м жилья. Следовательно, надо строить новую инфраструктуру, дороги, мосты, коммуникации, способствовать реализации проектов комплексного освоения территорий и развитию промышленности строительных материалов.

Государство как партнер

По мнению докладчиков, частичным решением проблем привлечения инвесторов в строительство может стать реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства. Как отметил старший менеджер отдела налогообложения и юридических услуг Ernst&Young в России и СНГ Дмитрий Царев, базовый законопроект о ГЧП довольно долго обсуждался в бизнес-сообществе и органах государственной власти. Весной документ прошел первое чтение в Государственной думе, и планируется, что уже осенью закон будет принят.

Эксперт напомнил, что в настоящее время уже более чем в 60 российских субъектах существуют региональные законы о ГЧП.

Главным образом целью разработки местного законодательства стали попытка хоть как-то защитить интересы региональных инвесторов.

— Федеральный закон не отменяет действие региональных законов, если они ему не противоречат. В большинстве случаев так и есть. Они продолжат действовать. При этом для инвестора наличие федерального закона — это значительный плюс (по сравнению с региональным законодательством). Ухудшения положения инвесторов, точно, не произойдет. Будем надеяться, наоборот, улучшится, — подчеркнул Дмитрий Царев.

В данный момент идет подготовка текста законопроекта ко второму чтению. В документ могут быть внесены предложения о включении процедуры проведения конкурса на основе понятия множественности лиц, выступающих на стороне публичного партнера. Кроме того, предполагается включение в определение ГЧП взаимного распределения рисков между частными и государственным партнерами, а также формы государственно-частного партнерства, то есть возможности создания юридических лиц с госучастием для реализации проекта ГЧП.

Законные изменения, дополнения и соглашения

Не секрет, что значительная доля инвестиций в строительство составляют средства, выделяемые из государственных и муниципальных бюджетов на возведение тех или иных объектов. Происходит это в том числе и потому, что множество вопросов у бизнес-сообщества по-прежнему вызывает закон №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе», который должен заработать с 1 января 2014 г.

— Закон совершенно сырой, и нет ни одного нормативно-правового акта, который позволил бы начать работать по этому закону. Для того чтобы он выступил в силу, необходимо принять около 60 нормативно-правовых актов. На данный момент активно обсуждаются только 2 документа, — отметила в рамках своего выступления член исполнительного комитета НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа», генеральный директор Центра подрядных торгов в строительстве Мария Изварина.

Эксперт также ознакомила слушателей с основными нововведениями, которые представляет документ (по сравнению с печально известным №94-ФЗ). Новый закон теоретически должен обеспечить качественное проведение подрядных торгов и выбор подрядчиков, которые смогут реализовать проект в соответствии с требованиями заказчика.

— Выбор будет проходить при помощи конкурсной процедуры, а не аукционной. В частности, введены дополнительные нормы: двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. Это позволит помимо требований к опыту и квалификации подрядчика выдвигать дополнительные требования к его финансовым и материальным ресурсам. Также закон предусматривает трехлетнее планирование закупок. То есть, например, чтобы провести ремонт больницы в 2016 г., он должен быть запланирован вместе с бюджетом в 2013 г. Как это будет работать — большой вопрос, — подытожила Марина Изварина.

В свою очередь старший юрист Legal Capital Partners Светлана Дубинчина отметила, что закон о концессионных соглашениях, несмотря на пробуксовки, по-прежнему остается одним из работающих механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в России. В настоящий момент ведется работа над проектом поправок в Федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Светлана Дубинчина в частности сказала:

— Закон постоянно совершенствуется, но очень ассиметричен. В зависимости от сферы применения гарантии прав инвестора могут различаться. Наиболее продвинутой частью считаются концессионные соглашения, применяемые к строительству объектов автодорожного хозяйства. Ключевая цель разработчиков — распространить позитивный опыт Автодора на другие сферы деятельности.

Предлагается внести поправки и в ст. 30 Земельного кодекса РФ об отмене конкурса на право предоставления земельного участка в рамках реализации концессионных соглашений. По словам эксперта, предложения, видимо, будут вынесены на рассмотрение правительства осенью этого года.

Практическое применение

Об инвестиционных решениях в малоэтажном строительстве рассказал вице-президент НАМИКС Валерий Казейкин. По его словам, даже региональные законы о ГЧП позволяют успешно выполнять крупные проекты по малоэтажному строительству с комплексным освоением территорий. В прошлом году объем строительства составил 65 млн кв. м жилья, из них почти 52% — малоэтажное жилье.

— Уже сейчас закон позволяет строить и объекты социальной, жилищно-коммунальной сферы. Понятно, что местные законы учитывают собственные интересы регионов, а появление федерального закона, хоть и рамочного, поставит всех в одинаковые условия, — акцентировал Валерий Казейкин.

По словам докладчика, осенью по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева может появиться законопроект, согласно которому строителям будет возвращаться половина уплаченных налогов. Эти средства планируется инвестировать в развитие социальной сферы и в инженерные коммуникации с целью снижения стоимости квадратного метра.

Основные изменения в гражданском законодательстве в части их влияния на инвестиции в строительстве рассмотрел партнер «Пепеляев Групп» Алексей Коневский. По его словам, подготовлен ряд важных законопроектов, регулирующих земельно-правовые отношения. Документы активно обсуждаются в Государственной думе. Однако, несмотря на глобальность готовящихся изменений, эксперт отметил, что, по мнению иностранных инвесторов, российское законодательство не сильно хуже мировых практик:

— Иностранцев пугают постоянно меняющиеся правила игры и невозможность предсказать, что с ними произойдет завтра. Нашей правовой системе не хватает стабильности и предсказуемости. Прежде чем вносить какие-то глобальные изменения в законодательство, нужно несколько лет обсуждать и взвешивать каждое решение.

Подводя итог встречи, участники конференции сошлись во мнении, что необходимо внести изменения в действующее законодательство таким образом, чтобы позволить развиваться институту государственно-частного партнерства не только в строительной отрасли, но и в остальных сферах российской экономики. Для этого необходима слаженная работа госструктур и бизнес-сообщества, без тесного сотрудничества и координации действий которых невозможно решить проблему привлечения инвестиций в государственные проекты.

Автор: По материалам пресс-службы СРО «Альянс строителей»
Дата: 08.08.2013
«Федеральный строительный рынок» № 110
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад