ЗСД: водные преграды – не помеха
Реализация масштабного проекта по строительству Западного скоростного диаметра (ЗСД) подошла к важному этапу: начались работы по возведению центрального участка, главной особенностью которого является необходимость строительства вантового моста через Большую Неву. ентральный участок ЗСД по проекту составляет около 12 км (от набережной реки Екатерингофки до правого берега Большой Невки). По окончании его строительства ЗСД предстанет автомагистралью сквозного движения и обеспечит прохождение транзитного транспорта в обход исторического центра Петербурга. В июле специалисты приступили к строительству временных технологических платформ для будущего вантового моста на Центральном участке ЗСД. Напомним, что проект ЗСД был выполнен по заданию правительства Санкт-Петербурга Институтом «Стройпроект». Комплекс сложных инженерных сооружений (эстакады, мосты и тоннели) центральной части трассы — от развязки в районе реки Екатерингофки до набережной Большой Невки — должен пройти в основном над и под землей. Его строительством занимаются входящие в консорциум «Магистраль Северной столицы» турецкие и итальянская компании. Отметим, что только первый небольшой отрезок центрального участка пройдет по земле — от развязки в районе Екатерингофки (туда скоростную магистраль ведет по заказу города «Мостоотряд 19») до эстакады на подходе к первому мосту — переправе через судоходный Морской канал к району Морского порта. Этот мост должен быть пригоден для прохода судов высотой до 50 м. В связи с этим высота его пролета составит 55 м. Ширина судоходного канала с учетом опор моста не должна быть меньше 168 м. Чтобы удовлетворить выполнение этих технических условий, было принято решение о строительстве двухуровневого моста с подвижной центральной частью. Эта часть моста должна подниматься на осях, чтобы пропускать суда. На время прохода судов, проезд по трассе на этом участке будет ограничен. Переправа через Морской канал будет продолжаться длинным мостом в обход острова Белый, а затем продолжится до вантового моста. Именно его можно позиционировать как некую кульминацию данного участка ЗСД. Он будет расположен непосредственно над осью Корабельного фарватера (в направлении со стороны реки Екатерингофки в сторону реки Смоленки) в устье Большой Невы. Планируемая длина моста — 620 м, длина центрального пролета составит 320 м. Это будет единственный вантовый мост с наклонными пилонами. Для сооружения мостовых опор будут построены две технологические платформы размером 90 х 90 м. При этом ни строительный процесс, ни сам мост в будущем не должны помешать навигации. Планируемая высота моста — 35 м. Это позволит пройти крупным 11-палубным круизным паромам. Пилоны было решено, по эстетическим соображениям, сделать наклоненными друг к другу. Чтобы они эффективно выполняли свою несущую функцию, их высота должна составлять 125 м, а в каждую «ногу» должна быть встроена дополнительная арматура. Опираться пилоны будут не на берег, а на дно водной преграды. Эти участки необходимо будет укрепить. В каждый из них предстоит вогнать по 60 свай длиной 30 и шириной 5 м, что обеспечит надежность фундаментов. По технологии, мостовые конструкции будут возводиться постепенно (по 6 м). После каждого технологического этапа должна производиться натяжка арматуры. Общая длина этого вантового моста составит 620 м. После преодоления водной преграды трасса ЗСД перейдет в следующий мостовой подход — на намывную часть Васильевского острова. Дорога пройдет от намыва, на котором находится новый пассажирский морской порт, до Морской набережной, где сейчас канал. Чтобы уменьшить помехи в повседневной жизни населения, сразу после моста дорога в этом канале уйдет в полутоннель, прерываясь на транспортные развязки, затем под рекой Смоленкой уйдет в два тоннеля протяженностью 400 м: по одному четырехполосному в каждую сторону движения — итого 8 полос, как и вся трасса ЗСД. На выходе из подземного пространства центральный участок должен будет соединиться развязкой с набережной Макарова и вновь уйти вверх — в мосты. Там появятся эстакада (на подходе к Петровскому каналу) и сам мост (он заслуживает особого разговора). По планам проектировщика, через Петровский канал нужно перебросить мост c низкими пилонами. Он представляет собой сочетание обычного балочного моста, в котором устойчивость обеспечивают сами балки, и вантового моста, где за жесткость конструкции отвечают ванты. По проекту петербургского Института Гипростроймост первая такая переправа была построена в Латвии (через Даугаву в городе Рига). Продолжением этой конструкции в Петербурге должен стать еще один мостовой переход — в устье Средней и Большой Невки — в обход Крестовского острова. Центральный участок окончательно соединит левый берег Невы с правым — эстакадой к мостовому переходу через Большую Невку.
Автор: Виталий Петров по данным ОАО Институт «Стройпроект» Дата: 08.08.2013 «Федеральный строительный рынок» № 110 Рубрика: Транспортное строительство |