Публикации »

Минтранс продвигает железнодорожные инновации

Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в заседании президиума совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию, которое 28 июня провел председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Глава Минтранса говорил о том, что в стратегических документах отрасли, в первую очередь в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. и в госпрограмме «Развитие транспортной системы», определены цели и задачи инновационного развития транспортного комплекса, в том числе железнодорожного транспорта.

В частности, министр отметил повышение экологических параметров, снижение себестоимости перевозок, повышение пропускной и провозной способности, увеличение скорости доставки грузов и пассажиров, повышение безопасности перевозок. «Решение задачи повышения пропускной и провозной (т. е. зависящей не только от количества поездов, но и от объемов и массы перевозимых грузов) способности инфраструктуры имеет несколько направлений», — сообщил Максим Соколов.

При этом за счет инноваций планируется поучить ряд значительных результатов. Среди них, по словам министра, увеличение нагрузки на ось вагона (это позволит увеличить массу перевозимого груза в одном вагоне), увеличение погонной нагрузки за счет изменения параметров вагона (это позволит за счет сокращения длины вагона при сохранении его грузоподъемности увеличить массу поезда, поскольку его максимальная длина является стандартной величиной, которую сегодня по технологическим причинам нельзя увеличить), снижение коэффициента тары за счет применения новых материалов в производстве вагонов (алюминия, композитных материалов), повышение мощности локомотива для тяги тяжеловесных поездов и усиление верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений также с применением новых видов строительных материалов (композитов, полимеров), новых технологий строительства и других новаций.

В рамках решения второй задачи — повышения скорости доставки грузов и пассажиров — идет активная работа над созданием нового типа локомотивов с другими эксплуатационными характеристиками тяговых двигателей, силового оборудования, новых типов вагонных тележек для повышения скоростей до 160 км/ч в грузовом варианте, и это будет активно использовано в модели высокоскоростных магистралей.

Отдельным направлением и целым полем для инноваций Максим Соколов назвал строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань. «В данном случае нам предстоит реализовать целый комплекс решений, инноваций — и это связано не только с моторвагонным подвижным составом, следующим со скоростями до 400 км/ч, но это и соответствующая инфраструктура, и система управления, и безопасности движения. При этом прямое заимствование иностранных технологий не только невозможно и нецелесообразно в связи с климатическими особенностями и другой шириной колеи, но и, как показывает уже практика работы над проектом скоростного движения «Сапсана» в разных направлениях, это уже является реалиями современной работы РЖД.

Так, например, при адаптации под российские условия «Сапсана» получено более 100 патентов на новые технические решения, а в высокоскоростном движении, уверен, будет обеспечена не только локализация производства, но и таких решений будет еще больше», — заявил глава Минтранса.

По мнению министра, важнейшим направлением задачи инновационного развития железнодорожного транспорта является повышение безопасности перевозок. В этой сфере необходимо и совершенствовать систему управления движением поездов, особенно на высоких скоростях и в тяжеловесном движении, и создавать новые вспомогательные системы управления локомотивами. Также стоит задача создания новых материалов, конструкций, повышенных прочностных характеристик для подвижного состава и объектов инфраструктуры.

Еще одним направлением является создание новых инновационных методов диагностики состояния инфраструктуры и подвижного состава.

Снижения себестоимости перевозок можно добиться повышением не только массы перевозимых грузов в составе одного поезда, но и скорости движения поездов и организация движения поездов с параллельным трафиком. Применение износостойких материалов в конструкциях подвижного состава также решает задачу энергоэффективности. «Повышение энергоэффективности локомотивного парка — это внедрение в производство тяговых двигателей силового оборудования, развитие технологий и практики применения рекуперации, применение сжиженного газа как нового вида топлива и различных гибридных технологий. Это позволяет не только решить задачу энергоэффективности подвижного состава, но и существенным образом улучшить его экологические параметры», — сказал Максим Соколов.

Министерство транспорта оказывает государственную поддержку инновационной деятельности, обеспечивает рассмотрение и внедрение новых технологий. В частности, на сайте Мintrans.ru создан раздел для подачи заявок от разработчиков новых технологий. Ежемесячно экспертный совет Минтранса рассматривает все заявки, получившие положительное заключение, а рабочая группа утверждает перечень инновационной продукции, рекомендованной к госзакупкам. В дальнейшем этот перечень является обязательным для применения всеми государственными заказчиками, работающими под эгидой Минтранса.

В завершение Максим Соколов отметил, что внедрение и развитие инноваций требует своевременного формирования нормативной базы, стандартов, СНиПов, обеспечения прогнозирования спроса на инновационную продукцию, новых методов государственного стимулирования путем тарифного регулирования и создания иных экономических стимулов.

Автор: Игорь Павлов по материалам Мintrans.ru
Дата: 08.08.2013
«Федеральный строительный рынок» № 110
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад