Вадим Александров: полвека на службе петербургскому метростроению
В этом году накануне Дня строителя и Дня железнодорожника генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Николаевич Александров отмечает свой золотой юбилей — 50-летие с начала трудовой деятельности, которая стопроцентно связана со строительством петербургского метро. Вадим Николаевич Александров — академик Академии транспорта, председатель государственной аттестационной комиссии факультета «Мосты и тоннели» Петербургского государственного университета путей сообщения, член правления и экспертного совета Тоннельной ассоциации России, президент НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов», председатель комитета по освоению подземного пространства Национального объединения строителей. Пройдя путь от начальника смены до руководителя Метростроя, В. Н. Александров был участником строительства всех линий метрополитена в Санкт-Петербурге. Его трудовая биография неразрывно связана с техническим взлетом метростроения 1980-х, когда были построены первые односводчатые станции, среди которых двухуровневая «Спортивная», и установлен мировой рекорд скоростной проходки тоннелей, не превзойденный до сих пор. Были в его жизни и сложные 90-е — с отсутствием финансирования, трехдневными рабочими неделями, угрозой полного развала российского метростроения. Именно в те годы В. Н. Александров, возглавив петербургский Метрострой, не только сохранил это мощное предприятие, но и вывел его к новым технологическим горизонтам. В. Н. Александров работал начальником смены «Строительство № 17» Ленметростроя (1963–1968 гг.), а затем главным инженером и начальником СМУ №15 (1973–1977 гг.). Обладая богатейшим опытом в области метростроения, Вадим Александров внес большой личный вклад в отечественное тоннелестроение. При его руководстве Тоннельным отрядом № 3 (1980–1986 гг.) был установлен мировой рекорд по скорости проходки перегонных тоннелей — 1 250 м в месяц. За исследование, разработку и внедрение пространственных конструкций в массовое строительство В. Н. Александрову и группе метростроителей в 1988 г. была присуждена Премия Совета Министров СССР. За время работы в должности руководителя Метростроя В. Н. Александров создал дружный коллектив единомышленников из специалистов самого высокого уровня, завоевал большое уважение и непререкаемый авторитет. В 1990-е гг., в сложный перестроечный период, Метростроем построены три участка IV линии — от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Старая деревня». В. Н. Александров является одним из авторов уникальной двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения с односводчатой конструкцией — «Спортивная». В 1995–1996 гг. он руководил разработкой щадящей безосадочной технологии проходки тоннелей большого сечения в зоне плотной городской застройки. В результате этих разработок в исторической части города без расселения домов была сооружена подземная станция «Адмиралтейская». При принятии решения о восстановлении участка «Размыв» В. Н. Александров сыграл решающую роль в выборе способа проходки, подбора подрядчика и в преодолении множества возникавших при проходке тоннелей препятствий, как технического, так и организационного характера. В 2004 г. движение электропоездов на участке от станции «Лесная» до станции «Площадь Мужества» было восстановлено. В 2006 г. под руководством В. Н. Александрова Метрострой приступил к выполнению работ по контракту «Завершение комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Судопропускное сооружение С1 и тоннель». Это первый опыт организации, когда метростроители выполняли работы, несвязанные со строительством метрополитена. 12 августа 2011 г. в эксплуатацию был сдан весь комплекс защитных сооружений, включая автодорожный тоннель. В 2008–2009 гг. прибавилось еще два объекта: строительство подземной части Второй сцены Мариинского театра и Ленинградской АЭС в Сосновом Бору. Активно развивается еще одно направление деятельности — микротоннелирование. За заслуги в области строительства В. Н. Александрову присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Он также награжден орденами: «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени; знаками «Почетный транспортный строитель» и «Почетный строитель России»; медалью «Ветеран труда» и многими ведомственными и общественными наградами. В 2008 г. В. Н. Александрову присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». В 2012 г. главе петербургского Метростроя вручен знак «Орден Почета». Коллектив журнала «Федеральный строительный рынок», присоединяясь к многочисленным поздравлениям друзей и коллег генерального директора Метростроя и президента Объединения подземных строителей, желает юбиляру творческого долголетия, еще многих трудовых побед, осуществления намеченных планов. Мы надеемся и верим, что новый прорыв в петербургском метростроении, который сегодня не только необходим Северной столице, но и важен для мирового престижа всей России, будет связан с именем Вадима Николаевича Александрова!
Автор: по материалам редакции Дата: 08.08.2013 «Федеральный строительный рынок» № 110 Рубрика: Подземное строительство |