Сергей Алпатов: «Надо осваивать мировой опыт и не повторять ошибок»
С введением саморегулирования Некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» (НП «Объединение подземных строителей»), созданное и базирующееся в Санкт-Петербурге, сплотило профессионалов своего направления по всей стране. С тех пор прошло уже несколько лет. На что сегодня ориентируется профессиональное сообщество, в каком направлении движется? В канун Дня строителя с вопросами по теме мы обратились к генеральному директору НП «Объединение подземных строителей» Сергею Алпатову. — Сергей Николаевич, что сегодня наиболее актуально для ваших организаций, появились ли новые направления деятельности? — Одним из основных направлений нашей работы в последнее время стала международная деятельность. Несмотря на то, что российские строители высоко квалифицированы, владеют практически всеми современными технологиями, важно учитывать иностранный опыт решения проблем, которые существуют в мегаполисах во всем мире и во многом схожи с нашими. Это и законодательные вопросы, связанные с подземным строительством, и продвижение проектов освоения подземного пространства, и умение убедить руководство городских администраций в преимуществах подземных сооружений, и т. д. Поэтому опыт наших зарубежных коллег во многом бесценен. За последние десятилетия они значительно продвинулись в этой сфере, в отличие от России, где, к сожалению, кроме метро и тоннелей, подземных объектов практически нет. Сейчас, правда, постепенно ситуация меняется к лучшему, однако еще существует опасность повторения ошибок, допущенных в свое время на том же Западе. Это связано не только с наличием множества нерешенных проблем (они есть во всем мире), а скорее с отсутствием планирования градостроительной деятельности в части подземной урбанизации. Использование опыта наших зарубежных коллег в области комплексного освоения подземного пространства мегаполисов едва ли не единственный шанс для России преодолеть значительное отставание в этой области. Именно поэтому мы активно развиваем международное сотрудничество, и уже есть определенные результаты. — Можно об этом поподробнее? — В прошлом году НП «Объединение подземных строителей» вошло в две крупнейших международных организации, которые занимаются комплексным освоением подземного пространства: Комитет по подземному пространству Международной тоннельной ассоциации (ITACUS) и Объединение исследовательских центров подземного пространства мегаполисов (ACUUS). Нужно заметить, что если раньше Международная тоннельная ассоциация (ITA) занималась только вопросами, связанными со строительством тоннелей и метрополитенов, то теперь они поняли, что надо расширять круг своей деятельности и создали специальный комитет, который как раз занимается комплексным освоением подземного пространства. Мы активно включились в эту работу. Во время международной конференции в Сингапуре в ноябре 2012 г. были подписаны рамочные соглашения о сотрудничестве НП «Объединение подземных строителей» с ITACUS и ACUUS. А во время Всемирного тоннельного конгресса, проходившего с 31 мая по 7 июня в Женеве, по приглашению иностранных коллег я официально представлял Россию на заседании Nordic Forum объединения стран Северной Европы в составе Международной тоннельной ассоциации. На форуме я выступил с докладом о достижениях России в сфере подземного строительства. Во время тоннельного конгресса удалось наладить деловые контакты с ведущими специалистами со всего мира, лично познакомиться с новым руководством ITA, обсудить актуальные проблемы и наметить совместные планы. Мы еще раз убедились, что задачи, которые стоят перед зарубежными коллегами, во многом схожи с нашими: это вопросы законодательства и закрепления подземных сооружений за инвесторами и владельцами, создание комплексных схем развития подземного пространства и т. д. Напомню также, что в прошлом году мы в Санкт-Петербурге провели международный форум по комплексному освоению подземного пространства мегаполисов. Он получил довольно большой резонанс и у нас в стране, и, кстати, за рубежом. Это был первый опыт проведения подобных мероприятий в России. Мы будем продолжать эту работу и сейчас поставили себе задачу в 2016 г. провести Генеральную ассамблею ACUUS тоже в Санкт-Петербурге. В 2014 г. она пройдет в Сеуле. Окончательное решение по нашей инициативе еще не принято советом директоров ACUUS, но она получила поддержку, и мы уже сейчас начинаем подготовку к мероприятию — в частности ведем переговоры с ведущими выставочными операторами, чтобы наряду с деловой программой организовать достойную выставочную экспозицию. Генеральная ассамблея ACUUS — это на самом деле очень крупное международное событие. Без преувеличения, на уровне нашего Петербургского международного экономического форума, только в области подземного строительства. В России мы уже получили поддержку со стороны Союза строительных организаций и объединений, будем выносить вопрос на советы НОСТРОЙ и НОП. Я считаю, что это мероприятие очень важное, значимое для имиджа и Санкт-Петербурга, и всей страны, и мы хотим его провести на должном уровне. Мы также вышли еще с двумя международными инициативами и активно занимаемся их воплощением в жизнь. Во-первых, привлекая к сотрудничеству наших зарубежных коллег, делаем единый информационный портал www.undergroundexpert.info, который посвящен проблематике освоения подземного пространства. Он будет работать в двуязычной версии — на русском и английском. И вторая наша инициатива — издание книги о перспективах развития подземной инфраструктуры в мире. Мы хотим привлечь ведущих специалистов в этой сфере, в том числе иностранных. Эту тему мы поднимали на официальных мероприятиях в Женеве, и идея получила положительный отклик. Ведущие мировые специалисты, с которыми мы теперь общаемся напрямую, проявили заинтересованность и готовы принять участие в написании определенных глав. Мы рассчитываем на помощь авторитетных специалистов, которые сильны в той или иной области. Допустим, в мире признано, что Финляндия — лидер в составлении градостроительных планов освоения подземного пространства и создании карт подземного пространства. А канадцы славятся комплексным освоением подземного пространства, созданием целых подземных городов. Сегодня получается, что наряду с той текущей деятельностью, которую мы ведем как саморегулируемая организация, мы осуществляем очень большую работу по популяризации освоения подземного пространства и, в частности, очень активно привлекаем к этой теме международных специалистов. Мы считаем, что эта работа очень важна не только для нас, но и в целом для России. Создать комфортные условия проживания для наших граждан без комплексного освоения подземного пространства невозможно, особенно в исторических, центральных частях больших городов. — Кстати, а какова ситуация с подземным строительством в Северной столице? — Мне обидно, что даже в той программе, которая сегодня появилась по реновации исторического центра Санкт-Петербурга, подраздела подземного строительства по существу нет. А у нас ведь даже не просто огромный музей в центре города, на этой территории, к тому же, проживает порядка двух миллионов человек, как раз в той части, которая охраняется ЮНЕСКО. И если раньше активно скупались большие квартиры в центре и расселялись коммуналки, то теперь этот процесс практически остановился: бизнесмены поняли, что нет условий для комфортного проживания, и ситуация со временем только ухудшается. Во всем мире, чтобы не нарушать историческую архитектуру, создать дополнительные зеленые зоны, убрать из жилой зоны объекты инженерной инфраструктуры и улучшить транспортную ситуацию, по максимуму убирают под землю то, что возможно. Конечно, у нас очень непростые грунты, и сначала нужно определить, что можно строить и в каких местах, где отдавать приоритет тем или иным подземным сооружениям. А для этого как раз необходимо создание геологической карты, и мы в этом направлении тоже работаем достаточно активно. И еще раз хочу подчеркнуть, что очень важно, в первую очередь для руководителей разных уровней, чтобы они могли увидеть, что делается в мире, какие подземные сооружения на сегодняшний день уже существуют и строятся в исторических центрах городов, которые намного старше Санкт-Петербурга. — В ряде районов города сейчас идет и местами затягивается реконструкция инженерных коммуникаций со вскрытием дорожного полотна, автомобильными пробками, пылью-грязью и прочими «прелестями» этой старой традиции, которую доброй, с точки зрения метода, сегодня считают далеко не все. Реальна ли с учетом российских условий альтернатива не только в теории, но и на практике? — Во-первых, во многих городах мира приняты законы, которые в определенных случаях вообще запрещают вести работы открытым способом. Допустим, запрет на траншейные прокладки, который стоило бы ввести и у нас. Во-вторых, при новом строительстве, безусловно, надо предусматривать коллекторные прокладки инженерных коммуникаций, что тоже на сегодняшний день уже делается во всем мире. И мы в рамках комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ разработали два стандарта: по коллекторным прокладкам инженерных коммуникаций и отдельно по канализационным коллекторам. И если бы все коммуникации шли в микротоннелях, то и обслуживание, и замена стали бы намного дешевле и проще. Да, капитальные затраты были бы изначально чуть выше, но снижение эксплуатационных расходов и удобства для жителей, что тоже очень немаловажно, —это однозначные плюсы. В тоннеле просто заменили трубу — и не надо ничего копать. — Что же мешает внедрению передовых технологий? — Что касается подземного строительства, то мы всегда говорим: конечно, тут должны быть долгосрочные планы, причем планировать надо даже не на пять, а на 25–50 лет вперед. Особенно это важно для крупных инфраструктурных сооружений, к которым относится метро и транспортные тоннели. И, конечно, для коммуникаций в новых районах, где мы повторяем те же ошибки, которые были раньше: по старинке прокладываем коммуникации, не предусматриваем необходимое количество парковочных мест и т. д. Здесь во многом надо пересматривать стандарты комфортного проживания, что тоже делается во всех развитых странах мира. Надо, в том числе, увеличивать количество зеленых насаждений. Ведь в том же Санкт-Петербурге после революции, по сути, появился только один новый парк! И без подземного строительства, особенно в центральной части, увеличить площадь зеленых зон, число детских площадок у нас невозможно. И есть много разных вариантов. Я недавно был в Петрозаводске, и нам показывали новый жилой комплекс. Там, правда, не подземные сооружения как таковые, но тоже очень интересное архитектурное решение, близкое нашей специфике. Вся дворовая территория отдана под гаражи, а над ними насыпана земля, сделаны зеленые насаждения и детские площадки. Вообще, эксплуатируемая кровля — с таким опытом я встречался, например, в Швейцарии, где нередко можно увидеть зеленые насаждения на крышах. В нашей же стране в этом плане никаких ни законодательных, ни архитектурных новшеств фактически не привносится. В проектировании и строительстве подземных сооружений сейчас тоже очень много новых интересных решений. Если раньше подземные сооружения ассоциировались с подвалами, сыростью, темнотой и т. п., то сегодня есть множество примеров, когда применяются современные технологии, и под землей растут деревья, сделаны сады, оранжереи, фонтаны, по специальным световодам попадает дневной свет, т. е. известны решения, которые позволяют сделать в подземном пространстве именно комфортную среду. В отечественной истории в этом смысле можно вспомнить первые станции метро, действительно, подземные дворцы. И сейчас, скажем, в том же Петербургском метрополитене зимой тепло, а летом прохладно. О чем это говорит? Прежде всего, об энергоэффективности подземных сооружений, о минимизации затрат. Но всё же, основой для освоения подземного пространства может быть только плановое хозяйство. Если строительная или проектная организация не будут четко знать свою перспективу на ближайшие хотя бы десять лет, они не будут вкладывать деньги в подготовку специалистов, в освоение современных технологий, в закупку новой техники и т. д. Сейчас, к сожалению, многие живут только сегодняшним днем. И ведь до абсурда доходило, когда в одном из российских городов лоты на строительство метро разыгрывались даже не от станции до станции, а на километр. Снова подчеркну: мы сейчас сделали определенный акцент на международное сотрудничество, чтобы на примере того, что делается на Западе, можно было показать, что необходимо делать у нас. И во всем мире отмечают: если не будет поддержки власти в лице администраций городов, а в каких-то случаях и на федеральном уровне, то ничего в освоении подземного пространства с мертвой точки не сдвинется. Проблем очень много, но для того и существуют профессиональные сообщества, чтобы компетентно решать задачи своей отрасли. НП «Объединение подземных строителей» как раз и объединяет профессионалов в подземном строительстве и проектировании. Конечно, мы не можем сами решить все вопросы, но мы можем для этого привлечь лучших специалистов. Но сегодня, увы, к профессионалам обращаются редко, всё происходит больше на уровне волюнтаристских решений. К сожалению, мы повторяем старые ошибки, через которые прошли ведущие мегаполисы мира. — Сергей Николаевич, вопрос в продолжение темы — о роли профессионального сообщества. Вас недавно избрали президентом Российского общества по внедрению бестраншейных технологий (РОБТ) — некоммерческого партнерства, не имеющего функций СРО, но созданного за несколько лет до введения саморегулирования. Каковы перспективы этой организации сегодня? — К сожалению, роль общественных организаций сегодня не так высока, как была даже при советской власти. В том числе и роль таких профессиональных сообществ, как РОБТ, как наше Объединение подземных строителей, как Тоннельная ассоциация России, как МАС ГНБ. Но вот, например, в Китае, который очень активно развивается, ни одно правительственное решение, касающееся, например, вопросов прокладки коммуникаций, не принимается без одобрения аналога нашего общества по внедрению бестраншейных технологий. Эта профессиональная организация делает заключения, дает рекомендации, выбирает субподрядчиков и на проектирование и на строительство. И не на основании каких-то коррупционных моментов, а учитывая объективные критерии: опыт работы, сложность построенных объектов и т. д. Вот чем должны заниматься профессиональные сообщества. И во всем мире, как известно, уже веками существуют гильдии, которые давали и дают право на выполнение работ определенной сложности. Если ты, условно говоря, не спроектировал трехэтажный дом, то тебе никто не разрешит проектировать тридцатиэтажный. А у нас по 94-ФЗ зачастую главенствует один принцип — предложи меньшую цену. Повторюсь, в целом роль профессиональных сообществ в России резко упала. Хотя мы предпринимаем шаги для укрепления авторитета и РОБТ, и нашего Объединения, и по многим вопросами к нам уже обращаются, как к экспертам, но все равно этого недостаточно. Что же касается РОБТ, то в сентябре будет проводиться заседание комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ, как раз целиком посвященное вопросам бестраншейного строительства. Ведь проблем очень много, и я, быть может, на первое место поставил бы вопросы законодательства, а также ценообразования, потому что в некоторых случаях при отсутствии четких стандартов необоснованно завышается стоимость работ, а потом выбирается то, что дешевле. Не надо много и не надо мало — тогда прогрессивные технологии станут конкурентоспособны и будут развиваться. Важны также вопросы разработки современной нормативно-технической документации и стандартов. Сегодня всё это возложили на плечи национальных объединений саморегулируемых организаций, и надо отдать должное НОСТРОЙ — он активно занимается этой работой. Пока же порой невозможно пройти экспертизу, потому что говорят: «Покажите документы, где эти технологии прописаны». Каждый раз это решается по-своему: создаются временные технические условия, каждый пытается разработать какой-то свой документ. В отдельных случаях это приемлемо, но в таких вопросах важна системность. — Получается, что наши подземщики пока что зачастую просто слышат категоричное: «Это дорого и непонятно». Но ведь во многих странах с рыночной экономикой подземное строительство развивается активно. Цена не смущает? — Известны и способы, за счет чего можно сделать дешевле. Например, у финнов в одном городе были угольные склады, их убрали под землю, оставив на том же месте. А средства на это нашлись за счет того, что продали наземную территорию. У нас же сегодня считаются только прямые затраты, и не считается выгода от снижения дальнейших эксплуатационных затрат, поэтому во многих случаях современные технологии проигрывают. Сегодня по старинке проложить трубу дешевле, но потом ее заменить будет в несколько раз дороже. Здесь, опять же, должен быть комплексный подход, в том числе в экономических расчетах. Что же касается мирового опыта, сегодня доказано, особенно после землетрясений и цунами в Японии, что, как это ни парадоксально, устойчивость подземных сооружений намного выше, чем наземных, и поэтому строительство под землей в ряде случаев является решением вопросов безопасности населения. У финнов на все крупные подземные сооружения действуют стандарты двойного назначения — и гражданского и военного, как у нас в метростроении. И в случае того же стихийного бедствия они могут использоваться как убежища. Вообще же в мировой практике подземного строительства в течение десяти лет, как правило, повышенные затраты компенсируются за счет эксплуатационных расходов. Плюс комфортные условия проживания, которые на сегодняшний день, по большому счету, у нас не учитываются. На Западе сейчас говорят: «Чем ты раньше начнешь заниматься подземным строительством, тем оно будет дешевле». Поэтому сегодня, например, при закладке новых городов-спутников сразу надо применять новые технологии. Но пока не будет долгосрочного планирования, силами только общественных организаций, без поддержки государства, продвигать новации очень тяжело. Тем не менее, мы не останавливаемся на достигнутом и пытаемся жить не только сегодняшним днем. С уверенностью можно сказать, что в области международного сотрудничества мы как профессиональное сообщество сделали уже очень серьезные шаги вперед. Это заметно по реакции на нашу работу как российских профессионалов, так международных экспертов.
Автор: Беседовал Сергей Зубарев Дата: 08.08.2013 «Федеральный строительный рынок» № 110 Рубрика: Подземное строительство |