Главный штаб: история возвращения авторского замысла
В восточном крыле Главного штаба Государственного Эрмитажа подходит к концу реставрация монументальной живописи. Для каждого из 26 залов, сохранивших богатую декоративную отделку, специалистами были разработаны индивидуальные методики. Чтобы оценить масштаб и сложность проведенной научной реставрации, остановимся на одном, но очень показательном и знаковом во всех отношениях зале — бывшем кабинете министра финансов. Роспись кабинета была завершена в 1830 г. и приписывается мастерской Д. Б. Скотти. Вот выдержка из описи 1829–1830 гг.: «Комната, назначенная для г. министра финансов: свод оштукатурен и расписан по светло зеленому грунту отменною живописью, барельефами под лепную работу, с историческими сюжетами и золочеными орнаментами». До 1917 г. косметические ремонты живописи в парадных интерьерах проходили раз в три-четыре года. Первая реставрация, о которой упоминается в документах, проводилась в 1936 г. «Реставрация не была согласована с отделом охраны памятников и производилась без всякого контроля со стороны последнего», – отмечает в отчете консультант отдела по охране памятников Н. В. Перцев в 1937 г. Следующая реставрация датируется 1940 г., ее выполнял художник Стройконторы В. С. Щербаков. Тот же консультант Н. В. Перцев давал рекомендации: «Утраченные места живописи восстановить в полном соответствии с характером окружающей подлинной живописи, но не распространяя реставрацию за границы утрат и повреждений». В 1960–1967 гг. реставрация проходила под руководством художника-реставратора М. М. Швабского. Последняя реставрация зала проводилась в 2005 г. Тогда были частично удалены загрязнения, расшиты трещины, фоновые участки живописи перекрашены. В июне 2012 г. бригада художников-реставраторов ООО «Реставрационная компания «Интарсия»», в состав которой входили преподаватели и выпускники кафедры «Живопись и реставрация» СПб ГХПА им. Штиглица, преступила к работам на плафоне. Вся поверхность живописи была покрыта плотным слоем копоти, закрепленной пожелтевшей пленкой, нанесенной на красочный слой при предыдущих реставрациях. В результате этого живописный плафон сильно изменился в цвете, потемнев и утратив свои первоначальные живописные качества. Кроме того, фона были перекрашены водоэмульсионной краской «под грязь» — мрачным темно-серым колером, усугубившим безжизненность. Состояние живописи требовало серьезных реставрационных мероприятий, так как на значительной площади плафона разрушению подверглись все слои: расслоилось штукатурное основание, был деструктурирован грунт, шелушился красочный слой и бликовка, выполненная золотом. Для определения причин и характера разрушений живописи был проведен ряд исследований, которые включали в себя съемку в ультрафиолетовых лучах, пробные укрепления и расчистки, химические анализы, изучение микропроб под микроскопом. В результате было выявлено множество факторов, которые явились причиной столь серьезных разрушений. Для лучшего понимания проблем, с которыми пришлось столкнуться художникам, остановимся более подробно на технических ошибках, допущенных во время предыдущих реставраций. Клеевая живопись является нежным и воздушным по структуре образованием. Этими ее качествами с великолепным мастерством пользовались художники эпохи классицизма, создавая в дворцовых интерьерах сложные, но одновременно невесомые, легкие и красочные живописные композиции. Для существования клеевой живописи жизненно необходим хороший влаго- и воздухообмен поверхности. Иначе говоря, нанесение на поверхность красочного слоя какого-либо пленкообразующего состава непременно приведет к разрушению живописи. Укрепление клеевой живописи долгое время проводилось традиционным методом: поверхностное укрепление при помощи кисти или пульверизатора раствором животного клея, а с середины прошлого века использовались также и синтетические составы. После многократных укреплений, иногда с использованием слишком крепкого клея, который не проникал в слои красочного слоя, на поверхности живописи наращивалась плотная пленка. Со временем она темнела, желтела, становилась жесткой, непластичной. В результате присутствие этой пленки на поверхности красочного слоя приводило к разрушению живописи. Очистка клеевой живописи от загрязнений весьма затруднительна: живопись сильно размывается водой, механическое воздействие на нее может привести к растиранию и осыпям красочного слоя. Традиционно клеевую живопись чистили от пылевых загрязнений увлажненным хлебным мякишем, но, во-первых, такая очистка не помогала удалить стойкие поверхностные загрязнения, копоть, не травмируя живопись, а во-вторых, использование слишком влажного хлебного мякиша приводило к тому, что он растирался по поверхности живописи, смешивался с загрязнениями и создавал питательную среду для плесневых грибков. В результате взаимодействия этих факторов живопись стала активно разрушаться. Кроме того, присутствие на поверхности потемневшей желтой клеевой пленки и загрязнений, многочисленных записей полностью уничтожало визуальный эффект, первоначально задуманный автором. Для решения целого комплекса проблем пришлось долго отрабатывать методы реставрации. Для полноценного укрепления красочного слоя необходимо было удалить с поверхности живописи пожелтевшие пленки, растертый хлебный мякиш, загрязнения. В результате их удаления отчетливо проявились поздние записи авторского красочного слоя, выполненные под загрязненную живопись, которые тоже было необходимо удалить. Важно было решить и проблему живописных фонов: «новодельные» темные синтетические фона с гладкой, «глухой» текстурой не гармонировали с изначальной росписью. Поэтому реставрационный совет принял решение полностью расчистить авторскую живопись от поздних записей. При реставрации плафона одним из важнейших условий было использование материалов, родственных авторской росписи и штукатурке, которые не нарушали бы воздухо- и влагопроницаемость, не создавали бы в структуре живописи напряжения и жесткости. При укреплении красочного слоя реставраторы ограничились использованием водных растворов осетрового клея, при укреплении штукатурки — известковыми составами. Расщепление и удаление инородных пленок и загрязнений проводилось методом установки компрессов с использованием водных составов на основе энзимов и поверхностно-активных веществ. Расчистка авторской живописи от записей велась при помощи скальпеля и ватного микротампона, увлажненного водой или раствором энзимов. В результате девяти месяцев кропотливой работы росписям плафона удалось вернуть первоначальные живописные качества. Живопись приобрела те тональные и цветовые отношения, световоздушную среду, зрительные эффекты, создаваемые на поверхности живописи изумительной изящной золотой бликовкой, которые были задуманы автором. Сегодня в бывшем кабинете министра финансов можно вновь увидеть подлинную авторскую живопись с ее удивительной гармоничностью и виртуозностью исполнения, как в целом, так и в мельчайших деталях.
Автор: Ирина Платова, художник-реставратор Дата: 01.07.2013 «Федеральный строительный рынок» № 109 Рубрика: День реставратора |