Публикации »

Кадры для реставрации: проблемы и перспективы

В настоящее время Союз реставраторов Санкт-Петербурга по поручению общественного совета при Минкульте РФ занят разработкой проекта профессиональных стандартов в области реставрации, в том числе относящихся к кадровому составу специалистов. Согласно правительственному указу подобная работа сегодня ведется во всех сферах российской экономики. Петербургские реставраторы убеждены, что необходимость данной работы назрела давно, и для реставрации это тоже весьма актуально. О ситуации, сложившейся на кадровом рынке отрасли, говорили участники встречи за круглым столом, которая по инициативе нашего журнала состоялась в Союзе реставраторов.

Стандарты профессии и образования

Неужели уточнение формальных требований к специалистам и скрупулезное прописывание названий должностей настолько важно для реставраторов, что они готовы вкладывать в это свои собственные силы и время? Сомнения некоторых журналистов рассеяла Нина Шангина, д. т. н., профессор, председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга, член общественного совета при Министерстве культуры РФ. Она пояснила:

— То обстоятельство, что существующая классификация профессий и должностей не отвечает современным требованиям реставрационного производства, серьезно усложняет нашу профессиональную деятельность. Так, например, зачастую реставрационные компании вынуждены для одной и той же работы содержать в штате двух специалистов: один из них имеет требуемое образование, но не может справляться с современными технологическими задачами, а другой — опытный профессионал, хотя и без необходимого диплома, но он хорошо знает применяемые технологии. Конечно, подобные несоответствия необходимо устранять.

Нина Шангина сообщила о том, что разработка профессиональных стандартов — лишь первый шаг на пути к новой системе. В дальнейшем на их основе будут сформированы новые стандарты образования, в том числе учебные планы для вузов и средних учебных заведений. Они будут переработаны с учетом современных требований.

— Необходимо изменить ситуацию таким образом, чтобы знания, которые получают студенты, действительно соответствовали требованиям работодателей отрасли, — подчеркнула лидер профессионального сообщества.

Подготовка реставраторов: есть надежда?

Заместитель директора Реставрацион-но-художественного профессионального лицея Елизавета Чапкина в своем докладе подробно рассказала об учебных планах, по которым сегодня вынуждены работать реставрационные учреждения НПО.

Так, по ее информации, с нынешнего учебного года резко сокращены сроки обучения рабочим специальностям. Сокращение это коснулось и тех первокурсников, которые поступили в лицей на базе 9 классов, и тех, у кого уже есть общее среднее образование. Если ранее срок обучения на базе 9 классов составлял 3 года, то теперь — 2 года 5 месяцев. На базе 11 классов длительность обучения сокращена с 1 года до 10 месяцев. Но это еще не все. Одновременно с сокращением сроков обучения было серьезно расширено его содержание, в частности: раньше подготовка проводилась по трем основным специальностям — «реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий», «реставратор произведений из дерева» и «реставратор декоративно-художественных покрасок» — как отдельным видам работ. А теперь, по сути, новый курс обучения предполагает одновременное освоение студентом сразу двух реставрационных профессий, поэтому и набор ведется на специальности «реставратор декоративно-художественных покрасок, декоративных штукатурок и лепных изделий» и «реставратор декоративно-художественных покрасок и произведений из дерева».

— Мы пытаемся что-то сделать, ищем оптимальное для таких условий построение рабочего процесса, однако сохранить качество образования на прежнем уровне вряд ли возможно при таких условиях, — поделилась своими опасениями Елизавета Чапкина.

По общему мнению участников встречи за круглым столом, описанная ею ситуация вызывает не просто недоумение, но прежде всего возмущение.

Президент реставрационной компании «Лапин Энтерпрайз» Алексей Лапин, разделив тревогу коллеги, обратил внимание собравшихся также и на другую проблему — перспективы трудоустройства нынешних студентов после выпуска:

— Нам, профессиональному сообществу, необходимо формировать для лицеев заказ на молодых специалистов. Нужно знать, сколько выпускников определенного профиля будет необходимо реставрационному бизнесу в ближайшие годы. Причем такой заказ необходимо формировать хотя бы на три года вперед, и он должен отражать потребность рынка труда не в тех специалистах, которые уже готовы к выпуску, а в тех, которых сейчас набирают на первый курс. Для этого нужно знать, какой бюджет будет заложен на реставрацию в ближайшие три-пять лет. У нашей отрасли нет таких долгосрочных программ развития.

Объективная оценка

Продолжая дискуссию, уполномоченный Союза реставраторов по взаимодействию с учебными заведениями, зам. директора ЗАО «Ремфасад» Михаил Волынов заявил:

— В сложившейся ситуации большие надежды мы возлагаем на Союз реставраторов. Союз, объединяющий профессиональные училища и реставрационные компании, разработал и реализует целую систему мер по содействию профессиональному образованию. Среди этих мер и обеспечение учащихся практикой, и наставничество, и материальная поддержка учебных заведений. Особую роль играет проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства.

Как пояснил Михаил Волынов, идея проведения такого конкурса возникла в Союзе реставраторов еще в 2010 г. Мероприятие преследовало сразу несколько важных целей: это и повышение престижа высококвалифицированного труда реставратора, и поощрение лучших мастеров города, например, предоставление им возможности получить профессиональную оценку своей работы. Кроме того, на конкурсе специалисты Союза совместно с преподавателями лицея анализируют потенциальные технологические ошибки и недостатки подготовки специалистов. С 2012 г. в конкурсе участвуют не только состоявшиеся профессионалы, но и учащиеся лицея.

— Теперь, когда конкурс среди лицеистов прошел уже дважды, стало очевидным, что идея вовлечь их в мероприятие оправдала себя, — отметил Михаил Волынов. — Лицеисты выполняют задание рядом со старшими будущими коллегами, и часто работа мастеров на конкурсе становится для молодежи очень полезным мастер-классом. Ребята работают с увлечением.
В процессе этого мероприятия они еще раз убеждаются в том, что правильно сделали свой профессиональный выбор. Некоторые ребята демонстрируют очень яркие способности, выполняя задания на уровне взрослых мастеров. Со своей стороны мы, члены конкурсной комиссии, можем удостовериться в том, что для петербургской реставрации подрастает достойная смена. Результаты конкурса показывают, что в молодом поколении есть одаренные мастера реставрации, подготовка специалистов сегодня проводится на высоком уровне. И наша задача — сохранить этот потенциал для отрасли. Очень важно, несмотря на все трудности, не уронить высокую планку профессиональной подготовки. Это возможно лишь в условиях объединения усилий профессионального сообщества.

Автор: Татьяна Лабузова
Дата: 01.07.2013
«Федеральный строительный рынок» № 109
Рубрика: День реставратора




«« назад