Публикации »

К энергоэффективному свету в конце тоннеля

Недостаточно динамичное развитие механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности в нашей стране — явление временное. К такому выводу пришли участники конференции «Реализация политики энергосбережения и энергоэффективности в промышленности и строительстве РФ», которая прошла 6 июня в Москве. Организаторами мероприятия выступили: НП СРО «Альянс строителей», НП СРО «Энерго-аудит» и компания OCG при активном содействии НОСТРОЙ и НОП, Совета по экологическому строительству и Гильдии управляющих и девелоперов.

Эксперты отмечают, что с ситуацией, подобной существующей сегодня в России, сталкивались многие западные страны на этапе формирования своей политики в области энергоэффективности, правда, намного раньше. Российский закон ФЗ-№261 «Об энергосбережении…» был принят только четыре года назад, причем некоторые его положения, особенно в части проведения обязательных энергетических обследований, оказались непроработанными. В настоящий момент специалисты, в том числе участники конференции, делают ставку на меры, которые предпринимаются в части совершенствования законодательства.

В марте этого года Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект № 104515-6 — о внесении изменений в Федеральный закон №261-ФЗ. Поправки вводят такие понятия, как «энергоресурс», «энергосервисная компания», «энергоаудитор», «топливно-энергетический баланс». Законопроектом предполагается утверждение порядка составления топливно-энергетических балансов в регионах и по стране в целом.

— Отдельной статьей добавлены требования к обучению энергоаудитора: определяется его статус, проверка квалификации специалиста будет осуществляться в ходе квалификационного экзамена. Введение государственного реестра и четкие требования к энергоаудиторам будут способствовать качеству энергетических обследований, — подчеркнул в своем выступлении вице-президент Национального объединения проектировщиков, президент НП СРО «Альянс строителей» Александр Халимовский.

Заместитель начальника отдела реализации государственной политики в области энергоаудита и энергосбережения Минэнерго РФ Роман Неуступкин отметил, что, по данным министерства, около 50% всех энергетических паспортов по результатам обязательных энергетических обследований носит формальный характер. Поправки в законодательство позволят ведомству влиять на качество энергетических обследований путем ужесточения аттестационных и квалификационных требований к энергоаудиторам. Существует и другая проблема — слабое исполнение закона № 261-ФЗ. По информации Минэнерго РФ, чуть больше половины из 310 тысяч объектов прошли обязательное энергетическое обследование.

Отдельно Роман Неуступкин ознакомил с результатами работы по регистрации энергетических паспортов:

— По данным на январь 2013 г., в Минэнерго поступило 34 827 энергопаспортов, из них было зарегистрировано 1 955. По ситуации на июнь — 11 661 паспорт. Объем поступающих паспортов растет. Только за последние два месяца ведомство получило более 20 тыс. энергопаспортов, из них обработано порядка 9 тыс. Отмечу, что 43% паспортов от всех поступивших в министерство качественные, раньше этот показатель составлял порядка 2%.

Руководитель департамента развития законодательства в области энергетики Российского энергетического агентства Минэнерго РФ Алексей Туликов рассказал:

— За время действия Федерального закона № 261-ФЗ удалось совершить серьезный рывок в части привлечения внебюджетных средств для реализации мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. Речь идет как о собственных средствах промышленных предприятий и инвестиционных программах, так и об энергосервисных контрактах. Сейчас в промышленности ведутся отдельные крупные проекты, которые реализуются по классической энергосервисной схеме. Их объемы достигают нескольких десятков миллиардов рублей. В бюджетном секторе и в секторе жилищно-коммунального хозяйства цифры значительно меньше. Тем не менее, сегодня мы приближаемся к энергосервисным проектам в бюджетной сфере в размере около 1,5–2 млрд руб. Интенсивная реализация государственной политики за последний год позволила в десятки раз, до 83 млрд руб., увеличить объемы привлечения внебюджетных средств. Всего до 2020 г. из внебюджетных источников финансирования на повышение энергоэффективности в России будет привлечено 5,7 трлн руб.

О перспективах развития в стране возобновляемых источников энергии рассказал вице-президент Национального агентства по энергосбережению и ВИЭ Юрий Тихоненко. По мнению эксперта, Россия обладает огромным потенциалом в сфере использования энергии солнца, ветра и земли. В последнее время на государственном уровне было принято сразу несколько документов, которые касаются развития возобновляемых источников энергии.

— Пакет документов, одобренный Правительством РФ в качестве стимулирования использования возобновляемых источников, определяет механизм продажи мощности генерирующих объектов, предусмотренный правилами оптового рынка, — отметил Юрий Тихоненко. Также в своем выступлении он подчеркнул, что, согласно госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики», на основе возобновляемых источников энергии до 2020 г. будут введены новые генерирующие мощности, которые увеличат долю ВИЭ в энергобалансе страны до 2,5%.

Заместитель генерального директора по энергетическому консалтингу ГК «ТехноПрогресс» Эдуард Илларионов рассказал о практических аспектах энергоаудита. За полтора года компания провела более 150 энергетических обследований предприятий и организаций в 16-ти отраслях промышленности. По мнению эксперта, меры, предусматриваемые законопроектом № 104515-6, должны навести порядок в сфере энергосбережения и привести рынок в цивилизованное состояние.

— Потенциал энергосбережения в России огромен, так как парк энергопотребляющего оборудования устарел на 35–60%. У собственников, однако, нет заинтересованности в том, чтобы вкладывать деньги в перевооружение предприятий.

Их отпугивают долгосрочные программы со сроком окупаемости более 5 лет. Интерес к энергосервису растет, но на сегодняшний день до конца не отрегулирован механизм финансирования подобных контрактов, — отметил Эдуард Илларионов.

Тему энергосервиса продолжил эксперт департамента энергоэффективности и изменения климата Европейского банка реконструкции и развития Алексей Захаров. Он рассказал о правовых и финансовых возможностях для бюджетных и промышленных зданий, в частности:

— Около 300 млрд руб. ежегодно расходуется на энергоресурсы в бюджетных зданиях и коммунальных предприятиях, из которых 25% (или 90 млрд руб.) можно сэкономить. Эти средства могут пойти на возврат инвестиций энергосервисных компаний, которые вкладывают свои средства в проекты по повышению энергоэффективности зданий.

— Внедрение в России энергоэффективных стандартов и маркировки должно положительно сказаться на энергосбережении, — считает главный специалист по стандартам и маркировке Международного проекта Минобрнауки Геннадий Смага (проект был запущен в 2010 г.). — Маркировка энергоэффективности позволит продвигать на отечественный рынок наиболее энергоэффективное оборудование, что поможет снижению энергоемкости объектов.

Участники конференции обменялись и практическим опытом внедрения энергоэффективных технологий. В частности представитель компании Proma Estate Александр Королев рассказал о проекте строительства в Москве энергоэффективного здания пассивного типа, т. е. с низким энергопотреблением.

Подводя итоги встречи, участники конференции сошлись во мнении, что для активизации работы в области энергосбережения и эффективного использования энергетических ресурсов и ВИЭ необходимы комплексный подход и серьезное внимание как со стороны государства, так и профессионального сообщества. Следует проанализировать и систематизировать полученный опыт, устранив недоработки в нормативно-правовом пространстве энергосбережения.

Автор: По материалам пресс-службы СРО «Альянс строителей»
Дата: 01.07.2013
«Федеральный строительный рынок» № 109
Рубрика: Энергетика




«« назад