Публикации »

Высокоскоростную магистраль готовятся проектировать в этом году

Общественный совет по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения в РФ был создан в апреле 2012 г. В его состав входят представители федеральных и региональных органов власти, научного сообщества, отечественных и иностранных железнодорожных, строительных и машиностроительных компаний. На недавнем заседании сопредседателями совета избраны первый заместитель председателя Госдумы РФ Александр Жуков и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

В Государственной Думе создана межфракционная рабочая группа по исполнению послания Президента РФ. В послании сказано, что нам нужно обеспечить транспортную связанность и единство всей российской территории. Высокоскоростные и скоростные магистрали как нельзя лучше отвечают этому требованию», — отметил в своем выступлении Александр Жуков.

«Будучи высокоскоростной державой, мы упустили это преимущество, когда у нас был только один конкурент — японский «Синкансэн». А сегодня высокоскоростные системы существуют практически во всех странах Европы, в Китае и Японии, а также в Тайване и Турции. В настоящее время в эксплуатации находится 17 тыс. км таких линий, при этом с учетом китайских инвестиций ежегодное увеличение будет исчисляться несколькими тысячами километров», — подчеркнул Владимир Якунин.

На заседании совета было отмечено, что российское правительство ведет обсуждение перспектив создания выделенных высокоскоростных железнодорожных линий. Первоочередными направлениями называются Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска, а также Москва — Ростов-на-Дону — Адлер с подключением городов, входящих в этот регион.

ОАО «РЖД» уже реализовало ряд проектов по развитию новых типов движения на существующей железнодорожной инфраструктуре. Скоростное и высокоскоростное (свыше 200 км/ч) движение электропоездов «Сапсан» осуществляется на направлении Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород, скоростное движение электропоездов «Аллегро» — на участке Санкт-Петербург — Бусловская (и далее до Хельсинки), а скоростное движение поездов «Ласточка» — на участках Санкт-Петербург — Великий Новгород и Санкт-Петербург — Бологое. В ближайшее время «Ласточки» начнут движение по маршруту Москва — Нижний Новгород, а также на интермодальных перевозках «город — аэропорт» в Казани и Сочи.

Высокий спрос на новую для России услугу доказывает привлекательность данных проектов для пассажиров. По итогам 2012 г. поездами «Сапсан» и «Аллегро» перевезено 3,4 млн пассажиров, всего же с начала эксплуатации ими воспользовались свыше 9 млн. Поездами «Ласточка» с начала эксплуатации в январе 2013 г. перевезено около 50 тыс. пассажиров.

Как отмечалось на совещании, дальнейшее увеличение скоростей на существующих линиях, однако, возможно только в ущерб другим видам железнодорожного транспорта (пассажирскому и грузовому), тогда как строительство выделенных высокоскоростных магистралей (ВСМ) позволит наряду с существенным увеличением скорости поездов системно решить целый ряд принципиальных проблем.

«Мировой опыт тридцатилетней эксплуатации ВСМ свидетельствует об их существенном влиянии на развитие страны и регионов. На ВСМ переходит значительная часть дальних и межрегиональных перевозок, снижается нагрузка на автодорожную сеть, частично высвобождается железнодорожная инфраструктура для грузовых перевозок, а также для скоростного пригородного сообщения, что существенно для развитых и растущих городских агломераций. Организация на ВСМ контейнерных маршрутов раскрывает транзитный потенциал территорий», — подчеркнул в своем выступлении первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.

Участники заседания отметили, что инвестиции в подобные проекты являются выгодными для государства. Создание ВСМ является катализатором развития промышленных и строительных предприятий, а также инженерных и научных кадров (с учетом высокой технологичности проекта).

«Ошибочно полагать, что проект может быть реализован «под ключ» за счет импорта техники и материалов, а также инженерных кадров. В его основе локализация передовых технологий во внутрироссийское производство. Показательным примером является совместный с компанией «Сименс» опыт изготовления межрегиональных электропоездов «Ласточка» на заводе в Верхней Пышме. К моменту выхода производства на полную мощность штат задействованных специалистов совместного предприятия превысит 1 тыс. человек, а мы получаем действительно современные поезда», — отметил Александр Мишарин.

С учетом проведенных исследований участники общественного совета рекомендовали уже в этом году определить пилотный участок ВСМ и приступить к его проектированию. В качестве такого участка был предложен полигон Москва — Казань. Возможными источниками финансирования, помимо средств федерального бюджета, ОАО «РЖД» и частного бизнеса, были названы средства пенсионных фондов, Российского фонда прямых инвестиций, Фонда национального благосостояния, выпуск инфраструктурных облигаций и др.

По итогам заседания общественный совет рекомендовал ОАО «РЖД» продолжить работу с Правительством РФ по оказанию господдержки на реализацию проектов ВСМ и последующей их эксплуатации, а также подготовить обращение на имя Президента РФ о необходимости принятия решения о начале строительства ВСМ.

Субъектам РФ было рекомендовано оказать поддержку ОАО «РЖД» в части подготовки обоснования инвестиций в строительство высокоскоростных магистралей, а также организовать в регионах, тяготеющих к прохождению высокоскоростных трасс, общественно-информационные центры.

Автор: По материалам пресс-центра ОАО «РЖД»
Дата: 01.07.2013
«Федеральный строительный рынок» № 109
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад