Публикации »

К новой модели развития транспортного комплекса

«ФСР», уделяя внимание развитию транспортной отрасли, уже сообщал о прошлогодних ее достижениях, опираясь на материалы отчетов подразделений министерства. Теперь мы расскажем о планах и перспективах, основываясь на тексте доклада «Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2012 году, задачах на 2013 год и среднесрочную перспективу до 2015 года», с которым выступил министр транспорта РФ Максим Соколов на расширенном заседании коллегии Минтранса (доклад размещен на www.mintrans.ru).

Ответом на современные вызовы в 2012 г. стала актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., — сказал Максим Соколов в начале своего выступления. — Финальный раунд обсуждений стратегии состоялся в конце марта этого года на форсайт-сессии, проходившей в формате Открытого правительства. По ее итогам был выработан ряд рекомендаций и предложений по формированию карты будущего транспортной отрасли, главным приоритетом в которой являются интересы потребителей транспортных услуг».

По словам министра, необходимым условием для реализации долгосрочной государственной политики является формирование новой модели развития транспортного комплекса, основанной на программно-целевых методах управления. Основным инструментом реализации таких подходов является государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2012 г. В разработке, публичном обсуждении и принятии основных программных документов отрасли активно участвовали все ветви власти, эксперты Открытого правительства, научного сообщества, представители бизнеса и общественных организаций.

В настоящее время Минтрансом разработан и представлен в Правительство РФ план реализации программы «Развитие транспортной системы на 2013–2015 гг.». Первым из его приоритетов Максим Соколов назвал «комплексное, сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры — путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек».

Предполагается, что транспортная инфраструктура будет развиваться на основе единого скоординированного плана. При этом необходимо обеспечить приоритетность проектов и максимальную прозрачность их выбора. «К основным задачам 2013 года относятся завершение строительства транспортных объектов к Олимпийским играм и развитие крупных транспортных узлов, — подчеркнул министр. — Очевидно, что простым наращиванием физического размера инфраструктуры не обойтись. На первый план должны выйти транспортная логистика, оптимизация взаимодействия видов транспорта и развитие бесшовных технологий».

Следующей приоритетной задачей станет обеспечение доступности транспортных услуг для населения. Главным в рамках данного направления остается развитие региональных и местных воздушных перевозок. По словам главы Минтранса, здесь в 2013 г. работа должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных Дорожными картами развития конкуренции и региональных перевозок. Министр сообщил, что на условиях софинансирования будет построено и реконструировано более 2,2 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования будет обеспечено около 1 тыс. сельских населенных пунктов.

Третьим приоритетом министр назвал повышение комплексной безопасности на транспорте. Ориентиром здесь является снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2 раза. Максим Соколов сообщил, что в 2013 г. завершается выполнение мероприятий, предусмотренных Программой комплексной безопасности населения на транспорте. Учитывая ее важность для общества, в настоящее время Минтранс России совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти проводит работу по анализу результативности этой программы с целью определения необходимости продлении срока ее действия до 2016 г. Всего на решение задач по развитию транспорта в 2013–2015 гг., по словам министра, будет направлено более 2 трлн руб., большая часть которых, 96%, — в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы».

Для повышения эффективности предусмотренных государственных инвестиций, а также привлечения внебюджетного финансирования планируется использовать различные механизмы. Максим Соколов в частности отметил: «Эффективное и динамичное развитие транспортной системы, конкурентоспособность российских транспортных предприятий обусловлено в значительной мере нормативным правовым регулированием. В период за 2013–2015 гг. предполагается принятие порядка 30 важнейших федеральных законов. Продолжится работа и по совершенствованию государственной политики в сфере транспорта. В 2013 г. предусмотрено утверждение откорректированной Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. и еще ряда отраслевых документов».

Кроме того, для повышения эффективности бюджетных инвестиций в транспортную инфраструктуру необходимо сосредоточиться на развитии проектного финансирования. А для этого очень важно определить приоритетность проектов, пересмотреть нормы и регламенты проектно-сметного дела, цено-образования и государственной экспертизы, привести их в соответствие тем, что применяются в практике стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

«Реализация в полном объеме мероприятий программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса и будет способствовать достижению целевых индикаторов, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., — сказал Максим Соколов. — Подвижность населения к 2016 г. возрастет на 23% и составит более 8,5 тыс. км на 1 жителя. Ожидается, что к 2030 г. она составит уже более 15,5 тыс. км на жителя, что сопоставимо с уровнем транспортной подвижности населения в развитых зарубежных странах».

Автор: Николай Скорин
Дата: 01.07.2013
«Федеральный строительный рынок» № 109
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад