Промбезопасность требует комплексного подхода
16 апреля в здании правительства Москвы проходил II Московский межотраслевой форум «Комплексный подход к обеспечению промышленной и экологической безопасности в современных условиях». Гостями и участниками мероприятия стало более 300 представителей российских предприятий, работающих в сфере промышленной безопасности, а также различных общественных и саморегулируемых организаций. Устроителями форума снова выступили НП СРО «Альянс строителей» и НП СРО «Межпромэкспертиза» при поддержке национальных объединений строителей и проектировщиков. Открывая форум, председатель оргкомитета, вице-президент Национального объединения проектировщиков, президент НП СРО «Альянс строителей» Александр Халимовский отметил: — На сегодняшний день промышленная и экологическая безопасность является важнейшим требованием для развития нашей страны. Этому вопросу уделяется серьезное внимание со стороны Правительства РФ, и в частности главы государства. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности Владимир Гутенев, выступая на пленарном заседании, назвал революционным новый закон о промбезопасности, который вступил в силу в марте нынешнего года. По его словам, поправки кардинально изменили подход к регулированию опасных производственных объектов, введя четыре класса опасности и значительно снизив административные и коррупционные барьеры. Профессиональное сообщество сыграло ключевую роль в принятии этого закона. В настоящий момент работа по совершенствованию законодательства продолжается. В частности, в Госдуме идет обсуждение законопроекта, который регулирует деятельность экспертов. В этом документе предусматривается, что Ростехнадзор займется учетом и ведением реестра экспертиз промышленной безопасности, но не будет оценивать их результаты. В этой связи возрастает роль специалистов, проводящих соответствующую экспертизу. Законопроект закрепляет административную и уголовную ответственность экспертов за дачу заведомо ложных заключений. — По просьбе представителей бизнес-сообщества мы разделили ответственность между экспертом и руководителем экспертной организации. Мы считаем недопустимым полностью возлагать бремя ответственности только на эксперта. Законопроект принят в первом чтении. Сейчас ведется активная работа по внесению поправок, — сообщил Владимир Гутенев. Участники форума также затронули тему необходимости развития системы саморегулирования в области экспертизы промбезопасности. По словам генерального директора Национального союза саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности Алексея Аникушина, сейчас в России существует более 4 тыс. экспертных организаций, из которых фактически работают и взаимодействуют с Ростехнадзором 2,7 тыс. В отрасли зарегистрировано 19 добровольных СРО, которые объединяют 900 экспертных организаций. Тем не менее, остается целый ряд проблем, которые возможно решить только с помощью введения обязательного саморегулирования. — В отношении большинства объектов экспертизы не определен порядок и отсутствует методика проведения экспертизы промышленной безопасности. Кроме того, нет действенного механизма, способного очистить рынок от недобросовестных участников, а также отсутствует ответственность экспертных организаций перед заказчиками. Нет настоящего контроля над деятельностью экспертов, — заявил Алексей Аникушин. Однако, по мнению представителей крупного бизнеса, ответственные предприятия в состоянии самостоятельно проводить политику промбезопасности и контролировать риски. Так, о своем опыте организации производственного контроля в вертикально-интегрированной компании рассказал начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок. Спикеры форума не обошли вниманием и вопросы совершенствования законодательства в области обеспечения экологической безопасности. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин рассказал о разработке законопроекта, по которому предприятия будут платить за выбросы в соответствии с фактически оказанным негативным воздействием: количественные и качественные характеристики сбрасываемых веществ будут оцениваться по показаниям датчиков. После пленарного заседания обсуждение обозначенного круга вопросов продолжилось в формате четырех круглых столов: «Экологическая безопасность: международные стандарты и способы регулирования», «Промышленная безопасность опасных производственных объектов: классификация ОПО и обзор правил государственного контроля», «Вопросы обеспечения безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений», «Страховая защита как один из эффективных инструментов обеспечения промышленной и экологической безопасности». По итогам форума эксперты были едины во мнении о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в области промбезопасности. С вступлением в силу новой редакции ФЗ №116 предстоит большая работа по формированию нормативной базы, доработке различных подзаконных актов и актуализации внутренних процедур и регламентов. В конечном итоге, усилия власти и профессионального сообщества должны привести к значительному сокращению техногенных аварий и катастроф и дать существенный экономический эффект.
В планах нынешнего форума — обсудить вопросы совершенствования законодательства, инициативы, цели и перспективы обеспечения безопасности российских промышленных предприятий.
Автор: По материалам пресс-службы НП СРО «Альянс строителей» Дата: 16.05.2013 «Федеральный строительный рынок» № 108 Рубрика: Отраслевая реформа |