Публикации »

Создаются региональные центры общественного контроля в ЖКХ

Мониторинг выполнения программ государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», проверки с участием работников прокуратуры, реагирование на жалобы граждан по линиям обратной связи уже — всё это стало неотъемлемой частью жилищно-коммунальной отрасли. Такие меры помогают выявлять уже свершившиеся нарушения. Однако изменения в Федеральном законе «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФЗ №185) требуют действий на опережение.

Фонду ЖКХ за сравнительно короткий срок — в ближайшие три года — необходимо осуществить софинансирование региональных программ по переселению из аварийного жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов и модернизации систем коммунальной инфраструктуры на весьма значительную сумму — 159,66 млрд руб., а с учетом софинансирования субъектов РФ и собственников жилья — 432,8 млрд руб. В таких условиях помощь общественности просто неоценима. Поэтому Фонд ЖКХ активно поддерживает создание региональных Центров общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере.

Для участия в проверочных мероприятиях, проходивших с 11 по 14 марта в Рязанской области, в состав рабочей группы Фонда была включена руководитель Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. А ранее, 25 февраля, Светлана Развортнева принимала участие в проверке выполнения адресных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья в Респуб-лике Адыгея. По итогам этих проверок в региональных правительствах состоялись совещания, в ходе которых обсуждались вопросы создания в Рязанской области и Республике Адыгея региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ.

Как отметила Светлана Разворотнева, привлечение общественных контролеров к участию в мониторинговых мероприятиях становится повседневной практикой.

— Особое значение это имеет в случаях внеплановых проверок — по жалобам граждан, как это получилось 13 февраля в Республике Бурятия, где к контролю за исправлением недостатков, допущенных при строительстве домов в поселке Саган-Нур, подключился Региональный центр по контролю в ЖКХ, — поясняет Светлана Разворотнева. — Повышенное внимание общественности влияет на активность региональных и муниципальных чиновников, вынуждает подрядчиков оперативно устранять недостатки.

Еще одна важная форма осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ — широкое общественное обсуждение острых проблем, волнующих граждан, и формирование путей их решения. В частности, центры общественного контроля активно включились в мониторинг ситуации, связанной с незапланированным ростом коммунальных платежей в начале 2013 г. Как выяснилось, повышение было связано, главным образом, с введением в действие новых правил предоставления коммунальных услуг, в результате которых в платежке появилась новая графа — «Расходы на общедомовые нужды». Злоупотреблениям в начислении платежей за содержание общего имущества были посвящены общественные слушания, прошедшие в Республике Карелия 13 марта. По итогам слушаний был сформулирован целый ряд предложений к региональным и федеральным законодателям. Некоторые из них Светлана Разворотнева озвучила уже в ходе проходившего 14 марта Всероссийского совещания работников ЖКХ, на котором присутствовали представители профильного министерства и Госдумы. Однако множество проблем в начислении платежей связано с нарушением закона. Объединившаяся вокруг Карельского центра общественного контроля группа активистов — представителей ТСЖ и советов домов — приняла решение наметить совместный план действий по борьбе с такими злоупотреблениями.

Руководитель Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства напомнила, что с 1 марта начал работу сайт «ЖКХ Контроль» (gkhkontrol.ru). Это уникальный Интернет-портал: он является не только информационным ресурсом, но и «коллективным организатором», выстраивающим эффективную систему общественного контроля и жилищного просвещения по всей стране.

С одной стороны, это общая «приемная» региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Любой гражданин, у которого есть вопросы или жалобы на качество услуг ЖКХ, сможет получить с помощью портала исчерпывающую информацию о своих правах и действующих нормативах, также ему расскажут, как должны оказываться услуги в соответствии с законом. Общественники в субъектах возьмут на себя контроль над устранением нарушений, а граждане смогут быстро узнать, на какой стадии рассмотрения находятся их жалобы, какие меры приняты.

С другой стороны, сайт станет инструментом взаимодействия региональных центров общественного контроля. С его помощью будет происходить обмен опытом между общественниками различных регионов, формироваться статистика по количеству и темам обращений в различных субъектах РФ, обсуждаться проекты законов и нормативных актов, наиболее резонансные темы ЖКХ.

Сегодня появляется немало ресурсов, на которых размещается информация по жилищным и коммунальным вопросам, принимаются жалобы граждан. Некоторые субъекты Российской Федерации вносят поправки в местное законодательство, расширяющие полномочия региональных органов жилищного надзора и муниципального контроля. Другие вводят в действие на своих территориях институты уполномоченного по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, так называемых «коммунальных омбудсменов». Растет численность «горячих линий» и «палат доверия», куда можно обратиться по проблемам и вопросам жилищно-коммунальной сферы.

Автор: По материалам Управления по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ
Дата: 16.05.2013
«Федеральный строительный рынок» № 108
Рубрика: Жилищно-коммунальное хозяйство




«« назад