Публикации »

Министр представил проект программы по энергоэффективности

Проект государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» был представлен главой Минэнерго Александром Новаком на мартовском заседании Правительства Российской Федерации. Целью программы является надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду.

Проект программы включает в себя следующие подпрограммы: «Энерго-сбережение и повышение энергетической эффективности», «Развитие и модернизация электроэнергетики», «Развитие нефтяной отрасли», «Развитие газовой отрасли», «Реструктуризация и развитие угольной промышленности», «Развитие использования возобновляемых источников энергии».

«Фактически в одной программе сконцентрированы все отрасли топливно-энергетического комплекса», — отметил министр энергетики России.

Согласно опубликованному на официальном сайте Минэнерго РФ тексту доклада Александра Новака, ориентиром для программы стали основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г,
представленные Дмитрием Медведевым в начале текущего года. Проект отражает основные задачи, поставленные премьер-министром в области энергетики. Ключевыми направлениями развития топливно-энергетического комплекса при этом в программе определены: снижение энергоемкости российской экономики и повышение ее энергетической эффективности, ускоренная модернизация технологической базы, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, развитие экспортного потенциала, формирование внутренней конкурентной среды, а также надежное энергоснабжение для всех групп потребителей, для промышленности и населения.

«Первое и, на мой взгляд, одно из важнейших направлений — это энергосбережение и повышение энергоэффективности, — сказал Александр Новак. — Конечно, эта задача является не сугубо отраслевой, а межведомственной и меж-отраслевой, и пронизывает фактически все отраслевые и государственные программы. Ключевой показатель этой программы — это снижение энергоемкости валового внутреннего продукта... Россия по данному показателю значительно отстает от ведущих стран — США, Японии, Канады — примерно в 2–2,5 раза. Но хочу отметить, что во многом этот показатель зависит от структуры экономики, от особенностей природно-климатического характера. Доказательством этого является, например, то, что отличие энергоемкости российского валового внутреннего продукта от Китая и Канады — всего 20%. Но, несмотря на это, мы в целом видим огромный потенциал по энергосбережению. Следует отметить, что работа в этом направлении была начата еще в 2010 г. активно после того, как энергоэффективность была включена в число пяти приоритетных направлений модернизации экономики. За это время был принят федеральный закон №261 и соответствующая государственная программа».

По словам министра, за два года реализации соответствующей федеральной программы энергоемкость российского валового внутреннего продукта снизилась более чем на 5,5%, и фактически страна вышла на докризисный уровень. К настоящему времени во всех субъектах РФ приняты свои региональные программы повышения энергоэффективности, которые включают в себя проекты по модернизации систем теплоснабжения, оснащение приборами учета, модернизацию систем уличного освещения, утепление зданий и др.

Александр Новак также отметил тот факт, что государство за счет субсидий стимулирует привлечение средств из региональных бюджетов и внебюджетных источников. И если в 2011 г. на деньги федерального бюджета, которые были выделены в объеме около 5,2 млрд руб., было привлечено около 30 млрд руб. средств субъектов РФ и внебюджетных средств, то уже в 2012 г. этот показатель вырос почти в 3 раза, и на те же федеральные средства было привлечено
90 млрд руб.

«Потенциал развития еще очень высок, и ключевой показатель, который определен указом Президента еще от
4 июня 2008 г., — снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 40%, на наш взгляд, может быть достигнут с помощью активной государственной политики в области энергоэффективности, — заявил Александр Новак. — Контуры этой политики обозначены в программе, она предусматривает увеличение рыночных стимулов для внедрения энергоэффективного оборудования и технологий, использование механизмов, доказавших свою состоятельность в других странах, таких как целевые соглашения с крупными промышленными потребителями по снижению энергоемкости производства, запрет на использование неэффективных технологий и др. Выход на эти показатели по снижению энергоемкости, по оценкам экспертов, способен увеличить примерно до 2% ежегодно темпы роста валового внутреннего продукта».

Вторым важным направлением государственной программы министр обозначил модернизацию и развитие электроэнергетики, включая генерацию на основе возобновляемых источников энергии.

«В программе мы ставим цель повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли за счет технологического и инновационного обновления, снижения износа основных фондов, повышения надежности и эффективности функционирования электроэнергетики и энергоснабжения потребителей, — сказал глава Минэнерго. — Достижение этих целей связано с решением системных проблем отрасли, необходимостью повышения платежной дисциплины, ликвидации перекрестного субсидирования в отрасли, проблемы «последней мили», повышением эффективности работы электросетевого комплекса, дальнейшим определением цели и модели оптового и розничного рынка электроэнергии, развитием систем теплоснабжения, приоритетным использованием комбинированной выработки электрической и тепловой энергии».

Как сообщается в докладе, программой предусмотрены модернизация и строительство новых генерирующих мощностей и электросетевых объектов, строительство испытательных центров электроэнергетического оборудования, мероприятия по повышению доступности энергетической инфраструктуры для потребителей. Ожидаемые к 2020 г.
результаты — это значительный рост доли высокоэффективной газовой генерации на базе отечественных передовых энергетических технологий, снижение удельных расходов топлива, сокращение потерь электроэнергии в электрических сетях почти на четверть. Предполагается сократить аварийность в сетях и генерации на треть, срок подключения к сетям — с нынешнего 281 дня до 40 дней (причем этот показатель намечено достичь ускоренно: 45 дней уже к 2015 г.), уменьшить количество этапов присоединения с дести до пяти. Достижению этих показателей также будет способствовать и развитие генераций на основе возобновляемых источников энергии. В России, по мнению министра, эти технологии также оправданы, как и там, где они сегодня уже активно применяются. Во-первых, это связано с изолированными энергосистемами Сибири и Дальнего Востока, где возможно сократить северный завоз горюче-смазочных материалов и создать инфраструктуру для комплексного развития территорий.

«В рамках единой энергетической системы внедрение возобновляемых источников энергии обеспечивает также переход на новую технологическую базу в отрасли с применением безуглеродных технологий, — продолжил Александр Новак. — Целевым ориентиром подпрограммы является ввод генерирующих объектов возобновляемых источников энергии суммарной мощностью 6,2 тыс. МВт. Это позволит увеличить долю генерации на основе возобновляемых источников энергии в текущем энергобалансе с 0,8% до 2,5%, и, что очень важно, будет создан новый высокотехнологичный сектор промышленности по производству энергооборудования для возобновляемых источников энергии».

С позиции Минэнерго, актуальность следующего направления — развития нефтегазовой отрасли — подчеркивается рядом вызовов современности, к числу которых можно отнести снижение импортозависимости крупнейших североамериканских рынков углеводородов, усиление межтопливной конкуренции, включая масштабные замещения газа углем в европейской энергетике и значительное увеличение роли газа как моторного топлива, опережающий рост спроса на энергоносители в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и глобализацию газового рынка за счет увеличения доли СПГ.

«Мы достаточно глубоко отслеживаем соответствующие изменения, происходящие на мировом энергетическом рынке, включая изменения в энергобалансе, инфраструктуре, маршрутах поставок и технологическом развитии отрасли, и в нашей программе заложены решения, которые позволят сохранить лидирующие позиции российского ТЭК на мировом нефтегазовом рынке, — сказал министр. — Решение таких задач позволит не только обеспечить доходную часть бюджета, но и, как показал опыт других стран, запустить механизмы инновационного и высокотехнологичного роста как самой нефтегазовой отрасли, так и смежных секторов».

Первым из приоритетов нефтегазового сектора в программе обозначено стимулирование использования современных методов увеличения нефтеотдачи, что должно позволить максимально рационально использовать ресурсный потенциал, в том числе уже обустроенных месторождений Западной Сибири. «Мы планируем увеличить коэффициент извлечения нефти с текущего уровня 39% до 47%, при этом уровень эффективности использования попутного нефтяного газа уже к 2015 г. должен составить 95%», — заявил Александр Новак.

Второе — это создание системы стимула для запуска новых нефтяных и газовых проектов в регионах трудной доступности с неразвитой инфраструктурой, и приоритетным регионом для запуска таких проектов в программе обозначена Восточная Сибирь.

Третье — это создание экономических условий для начала промышленной добычи трудноизвлекаемых запасов нефти с применением передовых технологий.

Четвертое — модернизация нефтеперерабатывающих мощностей в целях гарантированного удовлетворения внутреннего рынка и потребностей страны в нефтепродуктах. В рамках реализации программы к 2020 г. будет модернизировано 33 крупных нефтеперерабатывающих завода с применением новых технологий, что позволит увеличить глубину переработки нефти не ниже 85% и улучшить качество вырабатываемых продуктов.

И пятое — это опережающие инвестиции в инфраструктуру для получения доступа к быстрорастущим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона в части экспорта как нефти, так и природного газа.

«Государство со своей стороны уже реализует ряд важнейших инициатив, направленных на стимулирование тех областей, о которых я сказал, где стоят наиболее острые структурные вызовы, но ряд принципиальных решений нам еще предстоит принять, — сказал глава Минэнерго. — Это касается стимулирования экспорта сжиженного природного газа и развития технологий рынка газомоторного топлива. Хочу отметить, что на программу нефтегазового комплекса не предусматривается привлечение государственных средств, она полностью будет финансироваться из внебюджетных источников».

Четвертое направление программы по энергоэффективности связано с развитием угольной промышленности. Здесь целью подпрограммы обозначено стабильное обеспечение внутреннего рынка углем, продуктами его переработки, а также развитие экспортного потенциала отрасли. Как напомнил министр, в 2012 г. страна добыла 354 млн тонн угля, а целевым показателем к 2020 г. является 380 млн
тонн, к 2030 г. — 430 млн тонн. Для этого необходимо обеспечить развитие производственного потенциала мощностей по добыче и переработке угля. Плюс требуется развитие рынков угольной продукции. Для решения этих задач программой предусмотрена модернизация предприятий на основе инновационных технологий, предполагающая рост доли производственных мощностей с использованием прогрессивных технологий с 8% до 40%. Увеличится добыча угля открытым способом, пройдет техническое перевооружение шахтного фонда, будут внедряться технологии «шахта-лава».

Намечено создание кластеров по комплексной, глубокой переработке угля, развитию добычи и утилизации шахтного метана, при этом доля обогащения каменного энергетического угля вырастет с 33% до 55%. Кроме того, на востоке будут созданы новые центры угледобычи — в Якутии, Тыве и Забайкалье.

«В заключение я хотел бы сказать о ресурсном обеспечении программы, — продолжил Александр Новак. — В целом ресурсное обеспечение основано на внебюджетных источниках. Планируемый объем финансирования до 2020 г. из госбюджета составит 105 млрд руб., из региональных бюджетов — 562 млрд руб., из внебюджетных источников — 28 трлн руб. Бюджетные средства потребуются по двум основным направлениям. Это реализация программ повышения энергоэффективности (примерно по
7 млрд руб. в год, как это было и в предыдущие годы), и второе важное направление — завершение реструктуризации угольной промышленности». Однако в действующей на сегодня программе предусмотрены средства только на 2013 г. Далее они не запланированы, и это вызывает необходимость проработки дополнительных предложений по реструктуризации, которая требует 22 млрд руб.».

Министр также сообщил, что проект новой государственной программы согласован с заинтересованными федеральными органами власти, дважды обсуждался с экспертами рабочей группы экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. По словам главы Минэнерго, поступило действительно очень много предложений конструктивного характера по внесению изменений и дополнений. Их можно сгруппировать по четырем ключевым позициям. Первое — эта программа, на взгляд экспертов, должна быть скорректирована с учетом принятия в первом полугодии правительственного решения о дальнейшей перспективной целевой модели рынка электрической энергии и мощности и рынка тепла. Втрое. Программа должна учесть мероприятия по развитию энергетики Дальнего Востока, которые сегодня еще только обсуждаются при разработке проекта госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Третье. Раздел «Энергоэффективность» должен быть скорректирован с учетом новых дополнительных инструментов стимулирования энергоэффективности и энергосбережения, еще не вошедших в действующую нормативно-правовую базу, разрабатываемых сегодня министерством совместно с экспертами.

И четвертое. Следует уточнить конкретные технологии инновационного развития отраслей топливно-энергетического комплекса и оформить отдельным разделом перечень этих технологий.

По итогам правительственного заседания принято решение одобрить проект госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Минэнерго, Мин-экономразвития, Минфину и Минпромторгу России поручено до 1 сентября 2013 г. представить в Правительство РФ согласованные в установленном порядке предложения по корректировке программы

Автор: Вадим Богданов
Дата: 16.05.2013
«Федеральный строительный рынок» № 108
Рубрика: Энергетика




«« назад