Еврокоды приходят в российское мостостроение
Семинар «Проектирование мостов с использованием еврокодов», проведенный 17–18 апреля в Санкт-Петербурге, собрал представителей руководства Федерального дорожного агентства и Европейской комиссии, а также около 150 авторитетных специалистов из проектных подразделений ведущих компаний России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Как следует из названия мероприятия, обсуждалась возможность применения европейских отраслевых нормативов в российских условиях. Организаторы семинара: Министерство транспорта и Федеральное дорожное агентство РФ, структуры Европейский комиссии — Директорат «Объединенный и исследовательский центр» (DG Joint Research Centre) и Директорат промышленности (DG Enterprise and Industry), Европейский комитет по стандартизации (European Committee for Standardization) и ЗАО «Институт "Стройпроект"» (Санкт-Петербург). Как отмечают организаторы, семинар стал частью масштабной работы, которая ведется уже на протяжении двух лет в формате регулятивного диалога «ЕС — Россия» в подгруппе строительного сектора. Для выработки единых подходов к сближению европейских и российских технических стандартов неслучайно были выбраны именно мосты, поскольку это сложные инженерные сооружения, к которым предъявляются жесткие требования по безопасности. Опыт гармонизации еврокодов и российских нормативов, полученный при обсуждении вопросов мостового проектирования, послужит моделью для других сфер строительной деятельности. Повышенный интерес к еврокодам в мостостроении определяется тем, что российские нормативы во многом устарели и не учитывают ни современных требований к долговечности дорожных сооружений, ни современных технических возможностей. Еврокоды могут восполнить ряд пробелов в отечественной нормативной базе, поскольку являются более гибкой, инновационно-ориентированной системой, позволяющей проектировщикам более полно использовать свой профессиональный опыт и новейшие материалы и технологии. Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт заявил на открытии семинара: «Мы заинтересованы в изучении передового мирового опыта в этой области, а также в применении лучших мировых практик при реализации проектов строительства мостовых переходов, в том числе с использованием еврокодов. Их изучение должно стать одним из основных источников информации для совершенствования отечественных норм». Ряд российских компаний, в том числе участников семинара, уже имеет опыт проектирования мостовых сооружений по еврокодам. Однако в отечественном подходе пока преобладает позиция постепенной адаптации европейских норм, так как к немедленному переходу на еврокоды страна не готова. По мнению специалистов, одномоментное внедрение еврокодов принесло бы нашей дорожной отрасли больше вреда, чем пользы, — хотя бы потому, что потребовало бы кардинального изменения методов испытаний и сертификации строительных материалов. Тем не менее, интеграция российской и европейской нормативной систем необходима. Это обусловлено не только тем, что еврокоды как таковые представляют более современную систему нормативов, но и с реальными перспективами привлечения в Россию передовых технологий, а также с возможностью работы российских компаний на европейском рынке в связи со вступлением страны в ВТО. Представитель Директората промышленности Европейской комиссии Винсент Леос-Аргуэллес подчеркнул, что гармонизация российских и европейских стандартов проектирования должна стать дорогой с двусторонним движением — как для европейских компаний на российский рынок, так и для российских на европейский. Уточним, что в России одним из инициаторов адаптации еврокодов является петербургская компания «Институт "Стройпроект"», которая решает эту задачу в тесном сотрудничестве с Росавтодором. Генеральный директор компании Алексей Журбин, в свою очередь, на семинаре отметил, что представители иностранных компаний дорожной отрасли, когда их спрашивают о том, что мешает им прийти на наш рынок, называют те же самые проблемы, что и их российские коллеги. Например, отношение государственной экспертизы в России к инновациям, отсутствие у заказчика достаточных полномочий для принятия принципиальных решений по проектам, выбор подрядчика зачастую без учета его опыта и квалификации и т. д. Помимо детального обсуждения практических аспектов проектирования мостов с использованием еврокодов практическим результатом семинара стало создание трех рабочих групп по следующим направлениям: «Основы проектирования и воздействия на сооружения (Еврокод EN 1990, Еврокод EN 1991)», «Проектирование железобетонных мостов (Еврокод EN 1992)», «Геотехническое проектирование (Еврокод EN 1997)». Как сообщил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Николай Быстров, персональный состав групп будет определен в мае. По словам представителя руководства Росавтодора, в целом процесс совершенствования нормативной базы бесконечен, но решение конкретной задачи ее модернизации для российской дорожной отрасли сегодня, наконец, набрало нужный темп и идет с реальным ускорением — 40–50 новых стандартов в год. Соответственно, через три-четыре года российское дорожное строительство получит современные нормативы на лучшем мировом уровне.
Поэтому интеграция европейского и российского опыта объективно служит развитию дорожной отрасли России.
Автор: Игорь Павлов по материалам пресс-службы Института «Стройпроект» Дата: 16.05.2013 «Федеральный строительный рынок» № 108 Рубрика: Транспортное строительство |