Публикации »

Актуализована перспективная схема развития сети РЖД

1 апреля состоялось заседание научно-технического совета ОАО «РЖД», посвященное актуализации Генеральной схемы развития сети железных дорог на период до 2020 года. Мероприятие проходило под председательством президента компании Владимира Якунина. В нем приняли участие представители аппарата правительства, Федерального Собрания РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также научных организаций и ведущих компаний-грузоотправителей.

Как отметил Владимир Якунин, Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 г. является одним из ключевых документов, определяющим возможности по модернизации инфраструктуры, совершенствованию техники и технологий, внедрению инновационных проектов, определению масштабов и параметров долгосрочного развития.

В основу Генеральной схемы легли государственные программные документы, в том числе утвержденный правительством прогноз социально-экономического развития страны до 2030 г. и актуализируемая в настоящее время Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.

На основе решений, принятых в рамках совещания, прошедшего 24 января 2012 г. в Кемерово под председательством В. В. Путина, на протяжении прошлого года ОАО «РЖД» проводило работу с основными грузоотправителями по согласованию долгосрочных гарантированных объемов грузовых перевозок.

Внешними научными институтами выполнено исследование на тему «Обоснование долгосрочных перспектив и разработка сценарного прогноза объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом на период до 2030 г. с использованием межотраслевых балансов». Его результаты были в целом одобрены на совещании в Министерстве экономического развития РФ 26 декабря 2012 г.

Кроме того, ОАО «РЖД» совместно с группой ведущих российских ученых-экономистов разработана методика количественной оценки макроэкономических эффектов развития железнодорожного транспорта на основе межотраслевого баланса. По оценкам экспертов, из-за неразвитости транспортной инфраструктуры экономика страны ежегодно недополучает не менее 3% ВВП.

При определении основных объемных показателей грузовых перевозок железнодорожным транспортом учитывалось перспективное развитие смежных видов транспорта, прежде всего морского, а также формирование сети мультимодальных терминально-логистических центров (ТЛЦ) в крупных транспортных узлах, а также на подходах к портам и крупным промышленным кластерам.

Основные объемные показатели грузоперевозок железнодорожным транспортом ОАО «РЖД», намеченные на 2015–2020 гг., определены в двух вариантах: консервативном и инновационном.

По консервативному варианту объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом за период с 2013 по 2020 гг.
увеличиваются на 21% — до 1 736,9 млн тонн при увеличении объема ВВП на 32% и промышленного производства на 26%. Объемы погрузки грузов по сети ОАО «РЖД» на 2020 г. определены в размере 1 590 млн т (в 2012 г. — 1 271,9 млн т),
грузооборот — 2 670 млрд тонно-км (в 2012 г. — 2 222 млрд тонно-км).

По инновационному варианту объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом за период с 2013 по 2020 гг.
увеличиваются на 30% — до 1 874,9 млн тонн при увеличении объема ВВП на 40% и промышленного производства на 32%. Объемы погрузки грузов по сети ОАО «РЖД» на 2020 г. определены в размере 1 727,2 млн т, грузооборот — 2 910 млрд тонно-км.

В целом по сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 г. для освоения прогнозируемых объемов перевозок потребуется дополнительно построить до 5 тыс. км главных путей и электрифицировать порядка 1 400 км.

По словам Александра Мишарина, первого вице-президента ОАО «РЖД», на сегодняшний день ключевыми являются два проекта: развитие подходов к портам Северо-Западного региона и комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород. Однако есть приоритетные проекты и в сфере нового строительства, в частности: Северный широтный ход (Салехард – Надым), а также строительство обходов Краснодарского и Саратовского узлов. Важно полностью выполнить обязательства по соглашению с компанией «Новатэк», обеспечив необходимое развитие участка Тобольск – Коротчаево. Также планируется увеличить на 1000 км общую протяженность дополнительных главных путей Московского транспортного узла.

Принципиально новым направлением инновационного развития является создание выделенной инфраструктуры скоростных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей, что позволит не только повысить мобильность населения, но и высвободить занятые сегодня резервы грузовых линий, а также станет важным катализатором социально-экономического развития регионов, науки, промышленности и кадрового потенциала.

В инновационном варианте Генеральной схемы на перспективу до 2020 г. предусматривается два комплекса программных мероприятий, которые направлены на повышение скорости движения железнодорожного транспорта, в частности:

  • организация высокоскоростного движения на специализированных магистралях — со скоростью до 350–400 км/ч на направлениях Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород – Казань;
  • организация скоростного железнодорожного движения на существующей инфраструктуре между крупными региональными центрами — с максимальной скоростью 160–200 км/ч на направлениях Москва – Ярославль, Москва – Суземка (с дальнейшим продлением до Киева) и Москва – Красное (с дальнейшим продлением до Минска и далее в Европу).

Компания проводит целенаправленную работу по выравниванию транспортной обеспеченности в регионах. Для ОАО «РЖД» развитие инфраструктуры Дальневосточного региона — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — является приоритетным направлением деятельности. Потребность инвестиций в развитие и обновление инфраструктуры Дальневосточного региона (по консервативному варианту) оценивается в 562 млрд руб., из которых 302 млрд руб. инвестирует ОАО «РЖД» до 2018 г. Дефицит инвестиций в развитие региона составляет около 260 млрд руб. Однако, как было отмечено участниками научно-технического совета, вопрос финансирования может быть решен в формате государственно-частного партнерства.

Реализация запланированных мероприятий позволит обеспечить перевозку дополнительно 40 млн т грузов, из них
25 млн — в направление портов Дальнего Востока.

Исходя из оценки потенциальной грузовой базы и отправления пассажиров, была определена суммарная потребность в инвестициях для развития и обновления инфраструктуры и парка тягового подвижного состава: на период до 2020 г.
она составит от 7 до 11,6 трлн руб.

В существующих условиях тарифной и кредитной политики объем собственных финансовых средств ОАО «РЖД» в 2013–2020 гг. предполагается в размере около 3 трлн руб. Дефицит средств может быть нивелирован за счет господдержки, привлечения частных инвестиций и заемных средств в размере до 4,5 трлн руб. (консервативный сценарий) или 8,3 трлн руб. (инновационный сценарий), т. е. в среднем 0,5–1 трлн руб. в год.

Александр Мишарин отметил, что Генеральная схема базируется на реализуемых ОАО «РЖД» мероприятиях по совершенствованию перевозочной технологии: в частности это внедрение единого сетевого технологического процесса, повышение доли маршрутных перевозок, оптимальное перераспределение грузо- и пассажиропотоков, в т. ч. развитие системы тактового движения пригородных и скоростных поездов в крупных агломерациях. Кроме того, для повышения эффективности перевозок ведется организация тяжеловесного движения с поездами в 9 тыс. т и выше и с осевой нагрузкой до 27 т, формируются также сети мультимодальных терминально-логистических центров, проводятся и другие мероприятия.

Генеральная схема развития сети железных дорог на период до 2020 г., в целом, одобрена научно-техническим советом ОАО «РЖД». Далее в соответствии с поручениями премьер-министра России Дмитрия Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича она будет рассмотрена в Правительстве РФ.

Автор: По материалам Rzd.ru
Дата: 16.05.2013
«Федеральный строительный рынок» № 108
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад