Публикации »

Усть-Луга: из прошлого в будущее

СССР унаследовал от Российской империи четыре основных выхода в Мировой океан: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский. С распадом Советского Союза Россия получила резкое сужение двух первых выходов. Такая «история с географией» породила множество проблем.

С начала 1990-х годов Российская Федерация по сути дела столкнулась с той же проблемой, что и Иван Грозный, вступивший в Ливонскую войну, проблемой, которую в начале XVIII столетия разрешил Петр Великий, прорубив «окно в Европу». Именно поэтому уже в 90-х годах Правительством РФ был разработан ряд мер, направленных на переориентацию российских грузов из портов Балтии и Финляндии в отечественные порты. Программа предусматривала восполнение дефицита транспортных мощностей на Северо-Западе и имела своей целью освобождение российского грузопотока от зависимости со стороны прибалтийских стран.

Так появился проект нового морского порта на Балтике, самого близкого к странам ЕЭС, — «Усть-Луга». В конце 2001 г. была утверждена генеральная схема проекта, согласно которой порт должен представлять собой целый комплекс терминалов, среди которых угольный, лесной и нефтеналивной, а также терминалы по обработке минеральных удобрений, генеральных грузов и контейнеров, а это ставит задачи по созданию полномасштабной железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.

День нынешний

Рассматривая морской порт как интермодальный транспортный узел и основу для комплексного развития прилегающей к нему территории, ОАО «Компания Усть-Луга» при поддержке правительства Ленинградской области приступила к формированию в зоне строящегося порта пяти взаимосвязанных функциональных кластеров:

  • транспортного, на основе порта и внешних транспортных коммуникаций;
  • промышленно-производственного, на основе припортовой и портовой особых экономических зон;
  • логистического, на основе грузопотоков порта и промышленной зоны;
  • селитебного, для обеспечения проживания работников всех сегментов портового и производственного комплексов;
  • рекреационного, как зоны отдыха и туризма (на основе естественных природных ресурсов).

В сентябре 2011 г. на Межрегиональной конференции в Череповце были озвучены планы ОАО «Компания Усть-Луга» по комплексному развитию припортовых территорий. Председатель совета директоров предприятия Валерий Израйлит заявил: — «Усть-Луга» — наиболее удачная площадка для решения транспортных и инфраструктурных проблем Северо-Запада России. Здесь как якорный проект могут быть расположены также газохимический комплекс и НПЗ, ориентированный на глубинную переработку нефти. Именно это входит в понятие комплексное развитие территорий.

В 2012 г. развитие припортовой инфраструктуры гавани Усть-Луга, по словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, определено в качестве важнейшего инвестпроекта Российских железных дорог. Главным составляющим проекта станет станция «Лужская-Сортировочная», где процессы обработки и сортировки вагонов, а также контроль грузов полностью возьмут на себя автоматизированные механизмы. Первый этап создания станции завершится в 2014 г., поэтому работы идут в ускоренном темпе.

Развитие транспортных коммуникаций и инфраструктуры на этом и других направлениях уже сегодня дает ощутимые экономические результаты. Так, по подсчетам экспертов, через портовые комплексы Ленинградской области проходит четверть общего грузооборота российских портов, а последнее десятилетие объемы перевалки грузов в портах области увеличились более чем в 20 раз. В результате реализации к 2015 г. проектов развития портовой инфраструктуры (не только в Усть-Луге, но и в Высоцке, Выборге и Приморске) общий грузооборот портов Ленинградской области может увеличиться до 250–300 млн тонн.

Перспективы

Перспективный рост грузооборота открывает широкие возможности перед инвесторами по строительству на припортовых территориях перерабатывающих мощностей. Отечественные компании, занимающиеся развитием портов, осознают всю важность для страны развития производств с упором на переработку сырья. Наращивание объема перевалки экспортных грузов сырьевой направленности позволяет не только расширять территории порта (строить хранилища, перегрузочные комплексы, подъездные пути и инженерные коммуникации), но и в дальнейшем осваивать припортовые территории. А создание здесь предприятий по переработке сырья — один из приоритетов модернизации экономики России.

— Мировой опыт свидетельствует о развитии на прилегающих к портам территориях промышленных зон при условии наличия неосвоенных территорий, — отмечает ведущий специалист отдела комплексного проектирования ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало. — А это ставит уже следующие задачи.

«Здесь будет город заложен…»

Сегодня в районе Усть-Луги активно развиваются припортовые территории — создается Припортовая промышленная зона площадью 3 500 га.

Есть понимание того, что необходимо планировать и развивать не только промышленный и производственный кластеры, но и кластер селитебный.С этой целью еще в 2005 г. для жилищного строительства была сформирована концепция развития устьевой зоны реки Луга. Фактически речь идет о создании нового города с комплексной инфраструктурой — социально-бытовой, инженерной, телекоммуникационной, транспортной и проч.

К настоящему времени выполнена разработка всего комплекса градостроительной документации: генерального плана, проекта землепользования и застройки, проектов планировки территорий и проектов межевания территорий по очередям и пусковым комплексам на новый населенный пункт в районе поселка Усть-Луга площадью 1849 га на 34,5 тыс.
жителей, а также и концепция телекоммуникационного и информационного развития нового населенного пункта.

Как известно, порт — это особый объект, где специальный таможенный и пограничный режим; внутри такой территории фактически невозможно нормальное бизнес-общение. В этой связи была разработана и концепция развития административно-деловой зоны, которая будет расположена недалеко от порта. Площадь этой территории составит более 40 га.

Во исполнение концепции будет построен специализированный комплекс, куда войдут парковки, гостиницы и кафе — всё для того, чтобы деловые люди в комфортной среде могли бы вести переговоры, заключать контракты и т. д. Структура предполагает даже наличие вертолетных площадок для прибытия высокопоставленных чиновников и VIP-персон. Говоря обобщенно, бизнес-кластер будет средоточием деловой жизни усть-лужского порта.

Связь времен

Посещая территории, прилегающие к усть-лужскому порту, ощущаешь некую историческую ауру, живо чувствуешь связь времен. В этих местах бывали Иван III, Иван Грозный, Петр I…

— В Лужской губе до Великой Отечественной войны велась масштабная стройка, которая до сих пор не известна стране. Речь идет о строительстве крупнейшей на Балтике военно-морской базы практически всего Балтийского флота, — рассказывает директор по развитию ООО «Объединенные проекты Северо-Запада» Николай Иевлев. — Не многие знают, что эта база была построена, что постановлением Правительства и Партии было принято решение о строительстве трех судьбоносных строек: Комсомольска-на-Балтике, Молотовска (нынешнего Северодвинска) и Комсомольска-на-Амуре. Все три города были построены. И в районе современной деревни Вистино стояли пятиэтажные дома сталинской застройки. Причем архитектурное исполнение Комсомольска-на-Балтике было, говоря современной терминологией, комплексной застройкой. Была построена инженерная инфраструктура, и Вистино до сих пор пользуется этой инфраструктурой. Вот как работали тогда строители! И водоводы, и канализация — всё это действует до сих пор. Но не повезло Комсомольску-на-Балтике: он, еще не успев застроиться, принял удар немцев. Шли страшные бои, и город был стерт с лица земли. Ну а в дальнейшем судьба распорядилась так, что строительство портов пошло в сторону Таллинна и Риги.

Ныне губернатором Ленинградской области дано поручение проработать вопрос о строительстве музея Морской славы Ленинградской области, а фактически речь идет о строительстве первого музея морской славы всей России. Экспонаты — корабли, подводные лодки, другая морская техника — будут представлены в естественных морских условиях и к тому же еще в таком историческом месте, где, образно говоря, каждый камень — славная история нашего Военно-морского флота.

— Здесь есть памятники, связанные с историей Древней Руси, здесь жили и проживают до сих пор народности ижора и водь, — продолжает Николай Иевлев. — И как только спроектировали город, разработали генеральный план, опубликовали документы территориального планирования, произошел удивительный коммуникационный эффект — местное самоуправление и общественные организации малых народностей захотели развиваться. Появился проект музея Водской культуры, получил второе дыхание музей Ижорской культуры, даже появились публикации на эту тему. Поэтому речь пошла и о развитии на этой территории туризма. В архитектурном облике нового населенного пункта, строящегося в районе поселка Усть-Луга, должны быть учтены и элементы архитектуры малых народов, и элементы народного эпоса. Все культурно-исторические моменты должны быть обыграны и отражены, в том числе и в названиях улиц и площадей: и роль Александра Невского, и роль ижорского старейшины Пелгусия, предупредившего князя о вторжении шведов, и др. Но надо учитывать, что город строится с нуля, и поэтому он должен впитать в себя все самое современное, что на сегодняшний день есть в строительных технологиях и материалах. К слову, застройщики провели мониторинг новаций современного портостроительства за рубежом: например, угольный терминал усть-лужского порта позиционируется как самый современный не только в Европе, но и в мире.

Усть-Луга должна стать комфортабельным современным городом, достойным форпостом России на северо-западных ее рубежах, важнейшим звеном морских ворот нашей страны.

Автор: Александр Толмачев
Дата: 25.03.2013
«Федеральный строительный рынок» № 107
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад