Публикации »

Новый ТПМК продолжит новаторство петербургского Метростроя

28 февраля в Германии был подписан акт о приемке тоннелепроходческого механизированного комплекса S-782, предназначенного для проходки горизонтальных тоннелей диаметром 10,4 м. Договор с фирмой Herrenknecht AG на изготовление щита S-782 был подписан ОАО «Метрострой» 16 апреля 2012 г. Спустя почти год после этого события на заводе в городе Шванау состоялось тестирование всех систем ТПМК.

Тестирование прошло успешно, о чем был составлен акт, подписанный представителем завода и главным инженером ОАО «Метрострой» Алексеем Старковым. Приемка щита проходила в присутствии представителя заказчика — главного инженера СКС ГУП «Петербургский метрополитен» Дмитрия Кунца, представителя проектного института — и. о. заместителя генерального директора по проектированию метрополитенов ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» Владимира Маркова, а также главного инженера Управления механизации Сергея Чумакова, начальника технологического отдела ОАО «Метрострой» Николая Лаптева и главного механика ОАО «Метрострой» Павла Колпакова.

Основное назначение данного оборудования — проходка двухпутных тоннелей метрополитена. Первый такой тоннель запланирован на участке Фрунзенско-Приморской линии от станции «Проспект Славы» до станции «Южная». Сегодня там уже ведется подготовка стартового котлована. Надо отметить, что в практике отечественного метростроения опыт сооружения двухпутных тоннелей посредством использованием ТПМК с грунтопригрузом отсутствует. Петербургские метростроители станут в этой области первопроходцами.

В перспективе ТПМК S-782 планируется задействовать при строительстве участка от станции «Улица Савушкина» до станции «Приморская». Щит также может быть применен при строительстве автодорожных тоннелей. Таким образом, новое оборудование станет очередным толчком в развитии тоннелестроения и строительства метро Северной столицы, позволив петербургским метростроителям еще раз подтвердить статус новаторов, сооружающих уникальные объекты.

В ближайшие полгода будет проведена работа по демонтажу ТПМК и доставке всех его деталей из Германии в Санкт-Петербург, чтобы ориентировочно в августе месяце начать монтаж, а ближе к концу года — проходку первого в городе двухпутного тоннеля метрополитена.

Николай Лаптев,начальник технологического отдела ОАО «Метрострой»:

— При проходке наклонных ходов с применением ТПМК с грунтопригрузом забоя использовался двухкомпонентный тампонажный раствор. Второй компонент — ускоритель — обеспечивал необходимую скорость схватывания раствора, благодаря чему достигалась требуемая прочность для соблюдения безосадочной проходки и безопасности ведения работ.

В случае проходки горизонтальных тоннелей с помощью нового ТПМК S-782 этого не потребуется, здесь будет применена стандартная система нагнетания с однокомпонентным составом. Раствор для нагнетания будет приготавливаться на поверхности, затем перемещаться в накопитель, располагающийся в тоннеле, далее перегружаться в бак, установленный на мультисервисном транспортном средстве, с помощью которого будет осуществляться транспортировка раствора к третьей транспортной тележке. Оттуда раствор насосом будет перекачиваться в бак на первую транспортную тележку и затем, собственно, будет осуществляться нагнетание за обделочное пространство.

Технология нагнетания, как и другие технологические решения механизированной проходки, мало чем будет отличаться от мировой практики. Зарубежное тоннелестроение уже имеет не один десяток примеров проходки тоннелей с применением схожих концепций строительства с использованием ТПМК.

Основное же отличие заключается в последующем возведении постоянных внутренних конструкций тоннеля. Это будет первый в России опыт строительства и эксплуатации тоннеля для движения поездов в обоих направлениях.

Павел Колпаков,главный механик ОАО «Метрострой»:

— Новый ТПМК благодаря горизонтальному расположению позволит нам значительно упростить технологические процессы на всех этапах: при монтаже, проходке и демонтаже. Транспортировка разработанного грунта будет вестись при помощи ленточного конвейера, а не подниматься лебедками в бадьях под 30-градусным углом, как это было при проходке наклонных ходов. Конвейер оборудован датчиками, которые позволят вести контроль над объемом перемещаемого грунта. Плюс данного конвейера и в том, что после демонтажа ТПМК его можно будет использовать как самостоятельный элемент для транспортировки бетона под укладку в постоянные конструкции тоннеля. Горизонтальное расположение ТПМК позволит использовать самоходные мультисервисные транспортные средства, предназначенные для подвозки тюбингов, раствора для нагнетания и других необходимых материалов.

Претерпела изменения и система управления щитом. Если ранее цилиндры артикуляции располагались между средней и задней частью ТПМК, то сейчас вопрос решен путем изменения угла наклона режущего органа. Это позволит нам делать сверхразрез необходимой величины и увеличит маневренность всей конструкции.

Еще одним отличием является размещение основного периферийного оборудования — оно не на поверхности, а непосредственно на технологических тележках, которых у нового ТПМК три. С учетом длины и трассы двухпутного тоннеля (почти 4 км) увеличена мощность главного привода, а также и общая установленная мощность ТПМК. В свою очередь это потребовало установки водяной системы охлаждения, наличия градирни и установки дополнительного грузового шлюза.

Претерпела изменения и конструкция шнекового транспортера, который, во-первых, стал телескопическим с длиной хода 1,5 м, а во-вторых, в забойной зоне дополнительно оборудован задвижками (шибером). В конструкции нового ТПМК также предусмотрена установка для разведочного бурения, расположенная на блокоукладчике. Режущий орган оснащен датчиками контроля износа инструмента.

Есть еще ряд технологических отличий, однако в целом конструкция нового ТПМК нам уже известна, и мы знаем, как работать с таким оборудованием.

Алексей Старков,главный инженер ОАО «Метрострой»:

— Новое оборудование представляет собой уже знакомую нам по проходке наклонных ходов конструкцию щита с грунтопригрузом. ТПМК такого типа и такого диаметра уже показал свои отличные возможности на проходке эскалаторных тоннелей для станций «Обводный канал», «Адмиралтейская», «Спасская». Мы полностью отработали технологию применения ТПМК, и это позволяет нам рассчитывать на подобный эффект и при использовании нового щита для проходки горизонтальных тоннелей. Однако здесь есть и принципиальные отличия — как в конструктивных решениях самого ТПМК, так и в конструкциях тоннелей.

С точки зрения конструкции тоннеля, нам предстоит построить принципиально новое сооружение. Благодаря проходке одного тоннеля вместо двух отпадет необходимость в дорогостоящем и трудозатратном строительстве перекрестных съездов, эвакуационных сбоек, переходов из тоннеля в тоннель и других сопутствующих выработок. Соответственно, сократятся и сроки строительства.

Станционные комплексы будут представлять собой тоннель с боковым размещением платформ по такому же принципу, как и в существующих сегодня наземных станциях. Для размещения СТП и подсобных помещений различного назначения будет использована поверхность станции (там, где это возможно), а эвакуационные выходы разместятся преимущественно в стволах. К тому же за счет размещения путей в одном тоннеле существенно сократится количество дорогостоящего кабеля, необходимого для функционирования различных систем метрополитена.

Все вместе это позволит сделать данный участок метрополитена наиболее безопасным, снизит стоимость строительства, а благодаря современной высокоточной обделке, изготовленной на недавно запущенной конвейерной автоматизированной линии производства блоков завода «Метробетон», позволит добиться наивысшего качества конструкции тоннеля и значительного увеличения срока службы объекта.

ОАО «Метрострой»
190013 Санкт-Петербург, Загородный проспект, д.52а
Тел. +7 (812) 635-7755 Факс +7 (812) 635-7747
E-mail: mail@metrostroy.sp.ru
www.metrostroy-spb.ru

 

Автор: по материалам редакции
Дата: 25.03.2013
«Федеральный строительный рынок» № 107
Рубрика: Подземное строительство




«« назад