Публикации »

И снова об обновлении Транспортной стратегии

В феврале министр транспорта РФ Максим Соколов представил Общественной палате коррективы в проект Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.

В обсуждении приняли участие члены Общественной палаты, представители Минтранса и подведомственных ему агентств и служб, представители общественных советов при профильных министерствах, сотрудники ведущих транспортных компаний, отраслевых общественных объединений и крупнейших профильных научных институтов.

Первым делом министр напомнил, что работа по актуализации Транспортной стратегии проведена Минтрансом России в рамках поручений Президента и Правительства РФ. Действующая редакция Транспортной стратегии, утвержденная в 2008 г., базировалась на отличных от сегодняшнего дня индикаторах мировой конъюнктуры с учетом направлений основных грузопотоков, уровня потребительского спроса и других параметров. Актуализация стратегии проведена Минтрансом исходя из определения ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозов Минэкономразвития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов РФ, а также последствий вхождения России в ВТО и создания Единого экономического пространства.

По словам Максима Соколова, транспортная система России, несмотря на значительные успехи, в нынешнем ее состоянии не позволяет в полном объеме удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения. Стратегия является, по сути дела, развернутым ответом на поставленные перед отраслью задачи.

«В документе определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития транспортного комплекса, инвестиционные и инновационные приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики, — сказал Максим Соколов. — Они упорядочены в виде вертикально интегрированной системной модели, которая позволяет организовать эффективный мониторинг индикаторов и управление реализацией стратегии».

На верхнем уровне — миссия государства в сфере обеспечения функционирования и развития транспорта, а также стратегические приоритеты. Далее — цели и индикаторы развития, основные направления транспортной политики и задачи стратегии. На следующем уровне — общие обеспечивающие задачи и механизмы реализации стратегии. И, наконец, дается оценка финансовых ресурсов и основные результаты.

Министр подчеркнул, что в откорректированном документе остались неизменными основные социальные, общеэкономические и транспортные стратегические приоритеты транспортной политики. Откорректированный проект стратегии учитывает прогнозы социально-экономического развития страны по инновационному и консервативному (энерго-сырьевому) сценарию с возможностью ее реализации по форсированному варианту и, соответственно, в различных сценарных рамках по бюджетным ограничениям. При этом некоторые принципиальные предпосылки являются общими.

По словам Максима Соколова, при всех сценарных условиях необходимо предупредить угрозы деградации элементов базовой транспортной инфраструктуры. В этой связи предусматривается реализация прорывных проектов, таких, как формирование в стране выделенной сети высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения, существенное развитие региональных авиаперевозок и др.

Министр подчеркнул, что частные инвестиции в большинстве случаев не замещают средства бюджета, а дополняют их либо идут вслед за ними. Соответственно, ключевым сценарным условием является объем бюджетных ассигнований в транспортную систему.

Консервативный сценарий составлен под наиболее жесткие бюджетные ограничения. Он предполагает выбор узкого перечня приоритетных направлений, обеспечивающих лишь сдерживание первоочередных угроз для национальной экономики и социальной сферы.

Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса страны. При этом транспорт рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, т. е. мультипликатор роста отраслей промышленности и регионов.

Основными целями стратегии являются: формирование единого транспортного пространства России, обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения (в соответствии с социальными стандартами), интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны, повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.

Проектом стратегии определены и механизмы ее реализации. Так, пред-усматривается создание конкурентоспособной институциональной среды для ведения транспортного и логистического бизнеса и привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках ГЧП, концессий, контрактов жизненного цикла. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли потребует развития экономических и финансовых механизмов ГЧП. При этом большое значение будет иметь создание специализированных институтов финансирования для развития инфраструктуры и внедрения механизмов проектного финансирования при реализации крупных инфраструктурных мероприятий.

«Транспортная отрасль на рубеже 2030 года станет системообразующей отраслью с темпами роста, опережающими темпы роста национальной экономики», — заключил Максим Соколов.

Автор: Вадим Богданов, по материалам Минтранса РФ
Дата: 25.03.2013
«Федеральный строительный рынок» № 107
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад