Публикации »

Рынок бетона. Посткризисные тренды

Производители бетона вышли на докризисный уровень сбыта. В планах запуск новых мощностей. Какова в общем и целом ситуация в этом сегменте строительно-промышленного рынка петербургского региона?

Клубок проблем

По оценкам экспертов, рынок бетона характеризуется неоднородностью и высокой конкуренцией, отсутствует информационная обеспеченность производителей бетона, меняются нормативные документы (ГОСТ и СНиП), но мало кто из производителей об этом знает. На рынке присутствуют фирмы-однодневки с низким уровнем профессионализма. Нередко строители экономят на всем, в том числе и на лабораториях, призванных вести входной контроль строительных материалов. От такой ситуации страдают производители качественного бетона, поскольку не могут противостоять этому демпингу.

На качество бетонной продукции влияют следующие факторы, связанные с сырьевой составляющей:

  • несоответствие фактического качества заполнителей сертификатам и паспортам;
  • появление полукустарных производств добавок с сомнительным качеством продукта;
  • смешивание разной продукции в цементный коктейль при поставке с элеваторов.

В числе ключевых проблем специалисты называют отсутствие системы подготовки кадров в отрасли, соответствующей новым требованиям, резкое сокращение научных кадров и количества учебных центров переподготовки специалистов, ограничение притока молодых ученых. Развал отечественной строительной науки привел к сокращению количества научных институтов. На многих производствах отсутствует информационная составляющая по проблемам качества производства бетона, нет и оперативного реагирования на разрабатываемые НИИ рекомендации по устранению замеченных в производстве проблем. На этом фоне наблюдается рост спроса на товарный бетон, что оценивается как посткризисный тренд.

Так, по оценкам ЗАО «ЛСР-Базовые», в 2011 г. емкость петербургского рынка составила 4,8 млн куб. м товарного бетона и растворов. В 2012 г. спрос вырос примерно на 20%. При этом многие эксперты зачастую не учитывают долю мелких производителей, а между тем их присутствие ощутимо. Есть все основания утверждать, что в 2012 г. рынок вышел на докризисный уровень по основным показателям.

Зигзаги конкуренции

Конкуренция на рынке бетона выше, чем во многих других отраслях. Например, в Санкт-Петербурге работает более 120 бетоносмесительных узлов (БСУ). Около половины из них принадлежат известным на рынке компаниям, а объемы остальных производителей незначительны.

За последние два года тройка лидеров остается неизменной: это «Объединение 45» (которое недавно вошло в состав ЗАО «ЛСР-Базовые»), «Беатон» и «Ленстройдеталь».

Новых производств за последние годы запущено не много. Чаще меняли собственников действующие заводы, что было связано с тяжелой экономической ситуацией.

Событием для отрасли стало банкротство крупной компании «СЗНК-Бетон»и появление на его месте нового игрока — «Такси Бетон». Фирме принадлежат две производственные площадки в Санкт-Петербурге мощностью 250 куб. м бетона в час. Новые хозяева появились и у крупной компании «Ленстройдеталь». Несмотря на все перипетии со сменой владельцев, фирма смогла сохранить сильные позиции на рынке товарного бетона.

Производители подчеркивают, что в минувшие годы не было потребности в новых мощностях, но теперь этот вопрос опять становится актуальным в связи с тем, что существенно увеличилась доля проектов комплексного освоения территорий. Примерно 55% товарного бетона по-прежнему идет на нужды жилищных строек.

Цена и…

Что же касается цен на продукцию, то они выросли незначительно, причем этот рост в сезон 2012 г. был вызван не столько увеличением стоимости сырья, сколько искусственным дефицитом, связанным с неритмичностью ж/д поставок.

Как отмечают аналитики, идея разделения парка подвижного состава и транспортной инфраструктуры в условиях несформированной конкурентной базы привела к тому, что потребитель стал платить за доставку своих грузов как минимум дважды. Первый раз — по транспортному тарифу РЖД за перевозку, второй раз — ПГК или другому арендодателю за предоставление вагонов. Положение усугубилось еще тем, что владельцы вагонов передали их в долгосрочную аренду посредникам, тарифы которых уже никак не регулируются государством. И сегодня прибыль таких компаний зачастую превосходит прибыль производителей. Таким образом, в отличие от объемов сбыта, цены на бетон пока не вернулись на докризисный уровень.

По данным исследовательской компании «Решение», весной 2012 г. самая популярная марка B25 стоила в среднем 3 481 руб. за куб. м. Это намного ниже докризисного 2008 г. Согласно данным Регионального центра по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), в 2009 г. товарный бетон подешевел примерно на 50%, в 2010-м — еще на 17%, в 2011 г. на волне всеобщего подъема цены ожидаемо пошли вверх, и по итогам года производители отыграли около 25%.

Бетон дорожает в первую очередь из-за повышения цен на цемент. В 2012 г. не отмечено значительного роста. В ближайшей перспективе возможны небольшие колебания из-за подорожания сырьевых материалов или роста тарифов на перевозку. Эксперты напоминают, что в минувшие годы в разгар сезона неоднократно возникали проблемы с поставками цемента (главного сырьевого материала), однако теперь ситуация должна измениться.

Качество

Сегодня строители активно обсуждают проблему контроля качества бетона. Когда резкий запах нашатырного спирта появился во многих новостройках Санкт-Петербурга, производители не остались в стороне от скандала. Было очевидно, что источник кроется именно в бетоне.

Поначалу бытовала версия, что во всем виновата добавка «Цемактив». Однако запах обнаружили и на тех объектах, где эта добавка не применялась. Единой версии до сих пор нет. Многие эксперты констатируют, что проблема заключается в неверной дозировке компонентов бетонной смеси. Косвенные признаки причины: ослабление контроля качества и, возможно, стремление какого-либо из подрядчиков сэкономить в период строительства.

Впрочем, как указывают специалисты, решение проблемы качества нужно начинать не с производителей бетона, а с производителей сырья. Для этого необходимо обеспечить стабильность его поступления. Кроме того, чрезвычайно важно правильно организовать входной контроль всех компонентов, включая добавки для бетона, среди которых есть и откровенные фальсификаты.

Предприятие, рассчитывающее выпустить на рынок качественный бетон, должно проводить поэтапный контроль качества бетонной смеси на всех технологических переделах. Даже неспециалисты знают: конечное качество бетона во многом зависит от качества исходного сырья. Но это как раз одна из проблем.

Как уже говорилось выше, производители бетона вынуждены использовать цементы нескольких поставщиков сразу, ведь их продукция отличается химическим и минералогическим составом, сроками схватывания, темпами набора прочности, а также требует разной температуры и тепловлажностной обработки. Невозможно получить бетонную смесь стабильно хорошего качества, если она изготовлена из цементного коктейля и нерудных материалов, из которых поставщик отсеял мелкую фракцию для последующей ее перепродажи.

Качество цемента остается сегодня основной проблемой строительства. Переход на европейскую маркировку совсем не означает, что цемент стал обладать таким же качеством. Отмена таможенных пошлин привела к насыщению рынка импортным цементом, что положительно повлияло на ценовую политику цементных монополистов.

Не лучше ситуация и с заполнителями. Переход карьеров в руки множества мелких собственников, не имеющих возможности создать обогатительную фабрику на карьере, приводит к выпуску сырья низкого качества, не отвечающего НТД. В связи со сложившейся ситуацией — ограниченностью сырьевых ресурсов — практически невозможно получить с карьера заполнители требуемого качества. Если сегодня лаборатория завода на входном контроле выполнит требования ГОСТ по заполнителям, то завод останется без материалов.

Фактическое качество заполнителей не соответствует сертификатам и паспортам. Необходимо выводить на новый уровень взаимоотношения производителй и потребителей продукции предприятия. Сегодня поставки материалов на завод идут через цепочку многочисленных транспортно-экспедиторских и посреднических организаций. Применение гусеничной техники, как правило, приводит к измельчению щебня и, соответственно, ухудшению его качественных характеристик, а цемэлеваторов — к образованию коктейля из разносортного цемента.

Гарантией удовлетворения растущей потребности в бетоне, особенно монолитном, являются достигнутые во многих странах успехи в создании новых видов бетонов, отвечающих современным требованиям в строительстве, в частности: полимербетонов с использованием полимерных смол и других материалов в качестве модификаторов бетонной смеси, бетонов на основе более высокопрочных цементов, обладающих улучшенными свойствами, обеспечивающими повышение прочности на растяжение, а также бетонов с повышенной упругостью и долговечностью при высокой степени удобоукладываемости.

Автор: Александр Толмачев
Дата: 26.02.2013
«Федеральный строительный рынок» № 106
Рубрика: Материалы и технологии




«« назад