Публикации »

«Автово»: уникальные работы на уникальной станции

ГУП «Петербургский метрополитен» завершило капитальный ремонт одной из старейших станций подземки — «Автово», длившийся почти десять лет.

Станция, бесспорно, является одной из самых красивых в Санкт-Петербурге. Это первая станция мелкого заложения, но, в отличие от других станций такого типа, выглядит величественно и торжественно благодаря отделке колонн вестибюля литым стеклом по специальной технологии. Неоценимую помощь в оформлении оказали ученые, особенно известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии наук Н. Н. Качалов. «Особость» станции придает и отсутствие эскалаторов — вместо них уложена винтовая лестница. Художественное оформление посвящено обороне Ленинграда. На мозаичном панно «Победа» (в торце вестибюля) изображена женщина с младенцем, символизирующая мир.

Станция метро «Автово» — объект архитектурного наследия. Поэтому проект капитального ремонта потолка, выполненный компанией «Ажио-проект», был согласован с КГИОП. Проект предполагал не только проведение серьезных гидроизоляционных работ, демонтаж старых элементов потолка, изготовление и установку новых, но и капитальный ремонт старой системы электроснабжения, находящейся «в теле» потолка.

Капитальный ремонт станции «Автово», как и любой другой действующей, в отличие от нового строительства — процесс во многом уникальный. Это стесненные условия, ежедневная сборка и разборка вспомогательного оборудования, невозможность использования крупногабаритных механизмов, а также необходимость тщательного контроля производства работ и крайне короткий период полноценной строительной деятельности во время так называемого «ночного окна». Хотя, в общем, работы велись круглосуточно. В дневное время — комплекс подготовительных работ и частичная замена сетей электроснабжения.
В ночную смену — гидроизоляционные операции по нагнетанию жидких растворов и демонтажные работы. Для удобства и оперативности проведения демонтажа и гидроизоляционных работ были сконструированы специальные нетиповые подмости. Они вполне себя оправдали, и вскоре после начала капитального ремонта на первом подготовленном под монтаж участке был закреплен пробный элемент декоративного потолка.

Важно было соблюсти необходимый баланс жесткости и легкости конструкций. Казалось бы, после успешного завершения этого этапа работы можно было действовать по шаблону. Но вскрытие новых участков потолка поставило перед ремонтниками сложные задачи. Были участки, на которых пришлось вырубать рыхлый бетонный массив и делать новый.

Работы выполняли несколько подрядчиков, профессионалов своего дела. Так, ЗАО «ПСК Метро-контракт» восстанавливало гидроизоляцию. Было отремонтировано 15,5 тыс. кв. м поверхности подземных тоннелей. Во избежание дальнейших протечек была предложена новая конструкция крепления мраморных блоков на путевые стены. ООО «Ажио-проект» отреставрировало потолок перронного зала. Были изготовлены новые кессоны, плоские и пристенные панели. Причем из-за больших габаритов кессоны из нового материала — стеклофибробетона — отливались прямо на платформе. Это позволило не закрывать станцию для пассажиров. Мастерская ООО «Росвуздизайн» принимала участие в реставрации стеклянных элементов колонн. Сложность состояла в том, что на каждой колонне использовалось пять различных видов стекла, и все они крепятся не параллельно полу и с различным уклоном.

Также в период ремонта были заменены все инженерные коммуникации, в том числе более 14 км силового и осветительного кабеля, установлено около 800 новых светильников, на 29 люстрах весом по 350 кг заменены патроны и провода, прослужившие 56 лет. При производстве работ нашли «подарки» от первых строителей станции «Автово» — ручной инструмент и лампу накаливания, изготовленную в 1955 г. Эти находки переданы в Музей метрополитена.

«Современные гидроизоляционные материалы и технологии позволяют рассчитывать на долгий безремонтный срок эксплуатации восстановленного потолка станции «Автово», — подчеркнул на пресс-конференции 30 ноября 2012 г. начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин. — Тем более что комплекс гидроизоляционных работ — многоступенчатый. Он включает в себя и нагнетание цемента за обделку для заполнения возможных пустот, и гидроизоляцию с помощью инжект-системы для ликвидации микротрещин и восстановления разрушенной структуры конструкций. Последний этап — обмазочная гидроизоляция, характеристики которой по гибкости и устойчивости на отрыв соответствуют самым высоким стандартам. Данная технология почти не используется при новом строительстве, за исключением исправления строительных ошибок, различных трещин, нарушений монолита и т. п.».

Важнейшее преимущество инжекционной гидроизоляции в том, что работы производятся изнутри сооружения, а это позволяет выполнять качественно гидроизоляцию слабых мест бетонных конструкций, вплоть до полного восстановления гидроизоляции напорной стороны и отсечной гидроизоляции сооружения, включая деформационные и рабочие швы.

Автор: Станислав Веселовский
Дата: 26.02.2013
«Федеральный строительный рынок» № 106
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад