Публикации »

Вячеслав Семененко: «Перед Санкт-Петербургом стоят масштабные задачи»

На юбилейном Съезде строителей Санкт-Петербурга предварительные отраслевые итоги года в регионе озвучил советник губернатора Северной столицы Вячеслав Семененко. Внимание было уделено, прежде всего, достижениям и перспективам жилищного строительства, а также корректировке городского генплана, внедрению саморегулирования и другим актуальным вопросам.

В начале своего выступления Вячеслав Семененко отметил, что 2011 г. продемонстрировал стабильность, в городе было построено свыше 2,7 млн кв. м жилья. На 2012 г. контрольный показатель Минрегиона для Санкт-Петербурга по вводу жилья составил 2,35 млн кв. м, и уже очевидно, что удастся не только его выполнить, но и превысить. Всего в городе в 2012 г. (по состоянию на 21.11.2012 г.) в качестве застройщиков выступили 45 организаций. Службой государственного строительного надзора и экспертизы за истекший период 2012 г. было подготовлено 452 разрешения на строительство и 366 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

— Сегодня перед городом стоят масштабные задачи по реконструкции, редевелопменту неэффективно используемых городских земель, — сказал Вячеслав Семененко. — Это и программа РЗТ (реконструкции застроенных территорий), и редевелопмент промышленных зон, и вопросы развития исторического центра. Соответственно этим задачам и будет происходить дальнейшее развитие строительной отрасли. Среди ключевых задач необходимо отметить наращивание объемов строительства жилья и возведение объектов социальной инфраструктуры. Мы стремимся к показателю в 3,5–4 млн кв. м жилья. Это цифра позволит решать накопившиеся проблемы, например, с коммунальными квартирами, а также сохранить баланс спроса и предложения на рынке.

Докладчик уделил внимание и историческому центру, к которому, по его словам, нужно подходить бережно и с пиететом. Было отмечено, что фасадные линии в основном уже выкуплены инвесторами и приведены в порядок. Остаются, однако, совершенно заброшенными анфилады дворов-колодцев. Их модернизация необходима, но для этого потребуется четкое решение: что должно оставаться неприкосновенным, а что можно реконструировать. Кроме того, в центральной части остаются промышленные зоны, которые фактически уже не используются по назначению, поскольку современное производство требует современных площадей. По мнению Вячеслава Семененко, сегодня необходима реновация таких зон.

Затронул выступавший и тему отраслевой реформы, указав на то, что почти два года строительная отрасль Санкт-Петербурга работает в условиях саморегулирования. Петербургские строители, по словам Вячеслава Семененко, сумели доказать, что способны самостоятельно направлять ход развития рынка, формировать эффективную систему взаимоотношений между его участниками.

На территории Санкт-Петербурга зарегистрировано 66 саморегулируемых организаций в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий. «Сегодня можно говорить о том, что отрасль благополучно пережила одну из крупнейших реформ последнего времени, переход на саморегулирование состоялся, система перешла в рабочий режим, — продолжил докладчик. —
В рамках института саморегулирования происходит становление системы страхования гражданской ответственности исполнителей опасных работ, получает развитие на качественно новой основе система повышения квалификации, внедряются новые формы контроля деятельности исполнителей работ. Одно из главных преимуществ саморегулирования — внедрение системы взаимной ответственности участников рынка». Как отметил выступающий, заработали не только координационные советы, но и Общественный совет по вопросам координации деятельности СРО в сфере строительства при правительстве Санкт-Петербурга, сегодня Санкт-Петербург представлен в органах управления национальных объединений строителей, проектировщиков, изыскателей.

— Саморегулирование — сложный механизм, который сможет эффективно развиваться только при условии интенсивного взаимодействия СРО со всеми без исключения сторонами, определяющими ход развития отрасли, — подчеркнул Вячеслав Семененко. — Главное сегодня — осмыслить период становления системы саморегулирования и определить пути ее дальнейшего развития. Это многоуровневая задача, к решению которой нужно подходить очень ответственно. Это возможно только при консолидации усилий органов власти и всего строительного сообщества, учете мнения и интересов каждого участника рынка.

Далее докладчик сообщил, что в 2012 г. Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга проведена работа по подготовке материалов по внесению корректировок в Генеральный план Санкт-Петербурга, принято, обработано и внесено в реестр более 1 800 заявок, проведено 5 комиссий по рассмотрению заявок о внесении в генплан. По состоянию на 21.11.2012 г. разработано и утверждено постановлениями правительства Санкт-Петербурга 369 проектов планировки и проекты межевания на значительной территории города (27 950 га) в различных планировочных зонах города. Всего в стадии разработки и на различных этапах согласования, включая утвержденные проекты планировки, охвачена территория в 83 684 га (1 264 ППТ). Разработанная документация позволяет обеспечить реализацию предусмотренных Генеральным планом Санкт-Петербурга объемов строительства на период 2013–2020 гг. (жилая застройка — более 20 млн кв. м; общественно-деловая, промышленная и др. застройка). Актуальной задачей при этом стало развитие инженерно транспортной инфраструктуры и комплексность застройки для обеспечения объектами социальной инфраструктуры.

Вячеслав Семененко уточнил, что в процессе реализации находятся такие крупные проекты, как «Балтийская жемчужина» — 205 га (1 млн кв. м жилья), «Северная долина» — 314 га (3 млн кв. м жилья), «Юнтолово» — 450 га (1 млн кв. м жилья).

Большинство крупных проектов (территории от 50 до 300 га и более) развивается на приватизированных территориях, в частности: «Охтинский берег» (Красногвардейский район), «Цветы» (Пушкинский район) и «Моргал Инвестменитс» (Московский район) — 2 млн кв. м, «Каменка» (Северо-Запад), «Славянка» (Пушкинский район) и площадка «Петро 8» (Московский район) — 1 млн кв. м, «Измайловская перспектива» (Адмиралтейский и Московский районы) — 460 га, 1,1 млн кв. м, площадка компании «Вентус Санд» (Пушкинский район) — 1,15 млн кв. м.

«Серьезной проблемой и первоочередной задачей, — далее отметил докладчик, — остается ликвидация аварийного жилищного фонда и расселение коммунальных квартир, реновация хрущевского пятиэтажного жилого фонда (первых массовых серий)». Вячеслав Семененко сообщил, что в рамках исполнения Федерального закона РФ № 161-ФЗ от 24.07.2008 г. «О содействии развитию жилищного строительства» и Соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) между Санкт-Петербургом и Фондом РЖС от 26.03.2009 г. С-42 по состоянию на 1 октября 2012 г. Правительственной комиссией по содействию развитию жилищного строительства приняты решения в отношении 33-х земельных участков федеральной собственности, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в том числе: по 4 участкам (346 га) полномочия Российской Федерации переданы Санкт-Петербургу, из них 3 земельных участка — для комплексного освоения в целях жилищного строительства и 1 — для создания строительного технопарка; в отношении 29 земельных участков приняты решения о передаче их для формирования имущества Фонда РЖС (по 3-м из 29 участков решения отменены).

Некоторое время назад, по словам выступавшего, наблюдалось значительное снижение количества принятых решений в строительной сфере Санкт-Петербурга, что было связано с работой органов государственной власти по определению основных приоритетов при предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции. Данная деятельность проводилась во исполнение одной из ключевых задач государственной политики — повышение качества жизни граждан путем строительства социально значимых объектов, таких, как объекты спорта, медицины, образования, социальной защиты и инженерной инфраструктуры.

В этой связи с целью удовлетворения интересов жителей Санкт-Петербурга, а также повышения эффективности использования городских земель в 2012 г. при предоставлении земельных участков под строительство на инвестиционных условиях наибольшую поддержку правительство Санкт-Петербурга оказывало проектам социально значимых объектов.

Для более устойчивого определения приоритетных направлений при предоставлении земельных участков и иных объектов недвижимости для осуществления строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге 02.05.2012 г. было проведено совещание с участием членов городского правительства, в ходе которого был определен перечень объектов, для строительства которых земельные участки могут быть предоставлены по процедуре предварительного согласования места размещения — в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В остальных случаях принято решение — осуществлять предоставление земельных участков и иных объектов недвижимости для строительства и реконструкции, в соответствии с действующим законодательством, путем проведения торгов.

— Таким образом, определение функциональных назначений объектов, являющихся приоритетными, способствует созданию благоприятных условий для развития Санкт-Петербурга и улучшения качества жизни его жителей, — сказал Вячеслав Семененко. — За текущий год на торгах было реализовано 8 земельных участков на сумму 342,62 млн руб. Из них 2 земельных участка — для размещения жилых домов и 6 — для размещения объектов нежилого назначения.

В течение 2012 г. для последующей реализации на торгах подготовлены комплекты документов по 47 земельным участкам с планируемым поступлением в бюджет Санкт-Петербурга более 4,5 млрд руб. Из них 16 участков — для размещения жилых домов и 31 — для размещения объектов нежилого назначения. В настоящее время завершается подготовка документов для торгов земельных участков, расположенных на территории квартала 24–27 района Полюстрово (в Калининском районе). В ближайшее время на торги будут выставлены участки для строительства жилых домов: общая площадь возводимых улучшений — около 300 тыс. кв. м.

Продолжается также работа по защите прав и интересов участников долевого строительства. В целях контроля над деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов, и их целевым расходованием уполномоченным органом — Комитетом по строительству — проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения застройщиками положений ФЗ №214. В случае выявления нарушений принимаются предусмотренные действующим законодательством меры по привлечению виновных лиц к ответственности и направляются предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

В Санкт-Петербурге планомерно проводится работа по переходу застройщиков на строительство многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан — в соответствии с ФЗ №214. Так, в 2009 г. выполняли строительство в соответствии с указанным законом 33 организации, в 2010 г. — 60, в 2011 г. — 80, на 20.11. 2012 г. — 91. Жалобы граждан на застройщиков, работающих в соответствии с ФЗ №214, составляют менее 5% от общего числа.

— В целях обеспечения защиты интересов граждан и решения проблем пострадавших от недобросовестных застройщиков-инвесторов, а также определения способов завершения строительства проблемных объектов 02.10.2012 г. правительством Санкт-Петербурга было принято Распоряжение № 58-рп «О плане мероприятий, направленных на оказание содействия в защите прав участников долевого строительства и на завершение строительства проблемных объектов», — отметил в финале своего выступления Вячеслав Семененко.

Автор: По материалам ССОО
Дата: 26.02.2013
«Федеральный строительный рынок» № 106
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад