Публикации »

ОАО «Казметрострой» на новых объектах в Казани и Москве

В январе текущего года метрополитену Лондона исполнилось 150 лет. Лондонская подземка является самой первой системой подземного пассажирского сообщения. Казань такими древними традициями метростроения похвастаться не может. Зато руководство республики и города по праву гордится тем, что именно казанское метро является на сегодня одним из наиболее динамично развивающихся в стране.

Минувший год ознаменовался для компании «Казметрострой» не только увеличением объема работ, но и преобразованием из муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, правда, с единственным акционером в лице Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома столицы Татарстана. На сегодня ОАО «Казметрострой» занято строительством метрополитена не только в Казани, но и в Москве.

Развитие метрополитена считается символом транспортного прогресса для всех крупных городов мира. Между тем метро немногим моложе пассажирских железных дорог, первая из которых появилась в Англии в 1825 г. Стимулом для строительства подземки стали лондонские пробки середины позапрошлого столетия — проблема, которую Казань остро начинала испытывать в последние годы. Истины ради отметим, что у первопроходцев название не прижилось, лондонцы именуют свое метро (подземка или труба), равно как в других странах есть и другие названия. Самым распространенным в мире, однако, все-таки является понятие метрополитен, которое, как и метро, прижилось с легкой руки парижан.

На сегодня длина действующей сети метрополитенов мира оценивается примерно в 6 тыс. км, метро существует более чем в ста городах, в трех десятках стран. Есть данные, что последние времена в среднем за год строится порядка 160 км линий метрополитена с 175 станциями, а годовая сумма соответствующих расходов составляет около $17 млрд.

По количеству станций и длине маршрутов лидирует Нью-Йоркский метрополитен (468 станций), по длине линий — Шанхайский (434 км). СССР (первая линия подземки была открыта в Москве 15 мая 1935 г.) считался ведущей державой в метростроении, но теперь Россия, по количеству метрополитенов уступает США, Японии и Китаю. Рекорд у нас сейчас один — по ежедневному и годовому пассажиропотоку Московский метрополитен (311,7 км линий, 187 станций) оспаривает пальму первенства с Токийским.

Факт высокой востребованности и загрузки метро в российской столице обусловил формирование сегодняшней масштабной программы метростроения. До 2020 г. планируется построить 65 станций и увеличить протяженность подземки на 142 км. Таким образом, если активно не развивать метрополитен в Шанхае и т. д., по длине линий метро Москва выйдет на первое место в мире. А тот факт, что на сегодня метростроение в России способно не только развивать действующие метрополитены, но и с нуля осваивать новые современные проекты, доказан успехами метростроителей Казани.

К Всемирной универсиаде

Напомним, что Казанский метрополитен (первые пять станций с длиной пути в 7,1 км) был торжественно открыт 27 августа 2005 г. к 1000-летию Казани. Годовой объем перевозок казанского метро оценивается в 11 млн пассажиров, эксплуатационная длина первой (пока единственной) линии составляет 10,32 км. Открыты семь станций: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Габдуллы Тукая», «Кремлевская» и «Козья слобода».

Новый импульс метростроению придала подготовка Казани к Всемирной универсиаде-2013. Перспектива развития транспортной инфраструктуры столицы Татарстана также обусловлена и последующими престижными для страны спортивными событиями, мероприятия которых пройдут в Казани, — чемпионатов мира по водным видам спорта в 2015 г. и по футболу в 2018 г.

После ввода трех новых станций время в пути от «Проспекта Победы» до «Заводской» составит около 27 минут. Соответственно, добраться с любой станции до центра города можно будет не более чем за 15 минут.

«Заводская» («Авиастроительная») — строящаяся конечная станция первой (Центральной) линии Казанского метрополитена. С вводом трех строящихся станций пассажиропоток казанского метро возрастет более чем в два раза. Станция «Авиастроительная» возводится односводчатой с максимальной высотой свода от уровня платформы 6 м, с двумя подземными вестибюлями и блоком служебных помещений. Конструкции «Заводской» будут выполнены из монолитного железобетона. В интерьере стиля хай-тек обыгрывается тема авиастроения. Перед станцией по ходу пикетажа расположен перекрестный съезд с тупиками и ПТО для оборота и осмотра подвижного состава и отстоя трех составов в тупиках в ночное время. Проходка перегонных тоннелей в сторону станции «Северный вокзал» началась 27 декабря 2009 г.

Станция «Северный вокзал» строится на пересечении улиц Декабристов и Воровского. Она должна будет обслуживать близлежащие жилые массивы и транзитный железнодорожно-автобусный северный вокзал «Казань-2». Станция сооружается двухпролетной из монолитного железобетона с высотой от уровня платформы 5 м, с двумя подземными вестибюлями и блоком служебных помещений. В интерьере обыгрываются темы Московского Кремля и Москвы. В ходе голосования на сайте мэрии в Интернете в мае 2012 г. по возможному переименованию станции лидировали два предложения — «Северный вокзал» и «Московская» (проектное).

Станция «Яшьлек («Юность»)», имеющая проектное название «Декабристов», находится между станциями «Козья слобода» и «Северный вокзал» на пересечении улиц Декабристов, Шамиля Усманова и Волгоградской, будет обслуживать близлежащие жилые массивы и Московский рынок. Конструкции сводчатой станции выполняются из монолитного железобетона. В пределах расширенной шаговой доступности от станции предусмотрена остановка скоростного трамвая. Со станции планируется пересадка на станцию «Волгоградская» второй (Савиновской) линии. Строительство началось летом 2010 г. А 4 июня 2012 г. состоялась торжественная сбойка тоннелей. Прибытие проходческого комплекса «Алтынчеч» и сбойка правого тоннеля прошли 20 июля.

На сегодня строительство ведется в жестком графике. Открытие новых станций Казанского метрополитена запланировано к 9 мая 2013 г. После этого будет принято решение, в каком направлении станет далее развиваться казанская подземка.

Что касается дальнейших перспектив, то, по заявлению мэра Казани, к 2018 г. — году проведения в столице Татарстана матчей чемпионата мира по футболу — предполагается построить первый участок второй линии метрополитена от станции «Суконная слобода» до станции «Чистопольская». Сами же метростроители готовы выполнить и гораздо больший объем работ, вопрос стоит только в финансировании проекта.

Москве и москвичам

Помимо столицы Татарстана, ранее специалисты «Казметростроя» участвовали в сооружении метрополитенов Самары и Ташкента. В 2011 г. компания выиграла тендер на строительство станций и перегонных тоннелей метро в Москве. Метростроевцы Казани возводят новые станции «Новоясеневская», «Старокачаловская» и «Лесопарковая» Бутовской линии.

«Новоясеневская» — конечная станция южного радиуса Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, следующая за станцией «Ясенево». Станция имеет четыре выхода из северного торца, два по обе стороны Новоясеневского проспекта. Вестибюль подземный. В январе 2012 г. в связи со строительством пересадки на будущую станцию Бутовской линии северный выход из западного вестибюля был закрыт. Появилась необходимость возведения нового наземного вестибюля из южного торца станции, совмещенного с пересадкой на станцию «Битцевский парк» Бутовской линии.

Вестибюль станет примечателен тем, что впервые в пересадке для ускорения движения пассажиропотоков будут использованы траволаторы.

При начале строительства в конце 2012 г. уже в декабре 2013 г. станция станет пересадочной на Бутовскую линию легкого метро через станцию «Битцевский парк». Продление Бутовской линии до пересадки на Калужско-Рижскую линию необходимо для более равномерного распределения пассажиропотока из Бутова, а также для доступа жителей ближнего Подмосковья к подземному транспорту столицы путем организации перехватывающей парковки у станции «Лесопарковая».

«Лесопарковая» строится в районе 35-го километра МКАД параллельно магистрали. Для удобства пассажиров в одном из вестибюлей будут установлены пассажирские лифты для спуска на уровень пешеходного перехода и с уровня кассового зала на уровень платформы станции. Платформа будет связана с каждым из вестибюлей двухмаршевой лестницей. У первого вестибюля предусмотрены две лестницы для выхода на поверхность из пешеходного перехода, у второго вестибюля — одна. Лестницы накрываются павильонами из легких металлических конструкций. По оси платформы устанавливаются торшеры-указатели и скамьи. Для обеспечения безопасности пассажиров по краям платформы устанавливаются стеклянные перегородки высотой 2,3 м с раздвижными дверями, открывающимися синхронно с дверями вагонов.

3 августа 2012 г. началась проходка левого (южного) перегонного тоннеля на участке Бутовской линии от станции «Лесопарковая» до станции «Битцевский парк». Проходка ведется силами «Казметростроя» с помощью ТПМК Wirth-NFM «Айсылу». 16 августа предприятие начало проходку правого (северного) перегонного тоннеля. Она ведется с помощью ТПМК Hitachi «Ляйсан». Впервые в российском метростроении используется щит японского производства.

Станция «Улица Старокачаловская» является конечной на Бутовской линии легкого метро. Открыта в 2003 г. вместе с первой очередью до станции «Бунинская аллея». К югу от станции находятся съезды на пути Серпуховско-Тимирязевской линии (для связи линии с обслуживающим ее депо «Варшавское»), а также перекрестный съезд для оборота составов. Все стрелки находятся в границах станции «Бульвар Дмитрия Донского», имеют общую с ней нумерацию и управляются с ее блок-поста — таким образом, формально «Улица Старокачаловская» путевого развития не имела и высадка пассажиров здесь не производилась. Было запланировано строительство оборотных тупиков за станцией и продление линии на север до станции «Битцевский парк». Работы начались в сентябре 2011 г., а с мая-июня 2012 г. ведется проходка тоннелей до станции «Лесопарковая».

Новый участок Бутовской линии планируют открыть к концу 2013 г. Соответственно, как и на объектах Казани, в Москве «Казметрострою» приходится работать также в жестком режиме.

Учитывая то, что по принятой в 2011 г. программе развития транспортной системы Москвы в период 2012–2016 гг. должно быть построено 87,9 км линий метро, новые объемы работ могут найтись здесь и для казанских метростроителей, успевших хорошо себя проявить.

В целом же, строя сегодня в двух регионах, ОАО «Казметрострой» имеет серьезный фронт работ и благоприятные перспективы на дальнейшее будущее.

Автор: Денис Соловьев
Дата: 26.02.2013
«Федеральный строительный рынок» № 106
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад