Публикации »

ОАО «РЖД» стремится стать лучшей железнодорожной компанией мира

На итоговом заседании правления ОАО «РЖД», состоявшемся 17 декабря, с докладом о достижениях в 2012 г. и основных задачах на ближайшее будущее выступил президент компании Владимир Якунин. «ФСР» уделит внимание, прежде всего, строительству и реконструкции, инвестициям и стратегии развития российской сети железных дорог.

В начале своего доклада президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул: «Год прошел под знаком 175-летнего юбилея Российских железных дорог. За свою многолетнюю историю железные дороги России стали символом надежности, постоянного движения вперед и стремления к развитию, а профессия железнодорожника и по сей день остается одной из самых уважаемых, востребованных и почетных в нашей стране. У нас есть знания, опыт и стремление развиваться в лучших традициях железнодорожного транспорта, но с учетом современных научно-технических достижений, с использованием передовых экспертно-информационных систем и лучших, проверенных международной практикой моделей управления. Наша миссия — обеспечение потребностей общества в железнодорожных транспортных перевозках на основе высокой производительности труда, финансово-экономической эффективности, безопасности перевозок и ответственной социальной политики. Наша цель — быть лучшей железнодорожной транспортно-логистической компанией в мире.

Глава ОАО «РЖД» отметил, что в минувшем году перед компанией по целому ряду направлений ставились масштабные задачи, и рассказал о выполнении главных из них.

О безопасности движения

Вопросы строительства и реконструкции Владимир Якунин затронул, в частности, говоря об обеспечении безопасности перевозок, что остается неизменным приоритетом компании.

С начала деятельности ОАО «РЖД», как сказано в докладе, уровень аварийности на железных дорогах снижен на 25%, уменьшается число крушений и сходов. В 2012 г. в целом по компании общее количество нарушений безопасности движения снижено на 7%. Приоритетной задачей на 2013 г. является снижение числа нарушений безопасности движения по вине РЖД на 15%.

— ОАО «РЖД» совместно с региональными органами власти прорабатывают проекты строительства пешеходных переходов через железнодорожные пути на разных уровнях, — сообщил глава компании по одному из аспектов решения проблемы. — Но думаю, что, рассчитывая только на возможности ОАО «РЖД» и даже на возможности субъектов Федерации, эту проблему решить мы не сможем. В 2011–2012 гг. построено всего лишь 17 путепроводов и закрыто 149 железнодорожных переездов. Объективно необходима долгосрочная государственная программа мероприятий по обустройству и реконструкции железнодорожных переездов. В 2013 г. эта тема должна быть для нас приоритетной.

Развитие логистического бизнеса

— Мы планомерно расширяем присутствие на транспортно-логистическом рынке, — продолжил Владимир Якунин. — ОАО «РЖД» завершает сделку по приобретению у концерна Peugeot Citroen 75% акций международной логистической компании GEFCO. Интеграция в холдинг «РЖД» этого логистического оператора с 60-летним опытом работы должна стать катализатором в данной области и способствовать повышению клиентоориентированности холдинга. Это также придаст импульс реализации транзитного потенциала России, внесет свой вклад в повышение уровня логистики, по которому в мировой «табели о рангах» мы находимся всего лишь на 95-м месте. Цель: к 2017 г. эта сделка должна принести компании до 40 млрд руб. дополнительных доходов.

Основываясь на поддержке глав государств, входящих в Единое экономическое пространство, ОАО «РЖД» совместно с Казахстанской и Белорусской железными дорогами ведет работу по созданию объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) для оказания комплексных транспортно-логистических услуг на пространстве ЕЭП. Это приведет к формированию условий для реализации стратегии повышения роли железнодорожного транспорта в освоении транзитного потенциала трех стран.

Для формирования комплексных высокотехнологичных логистических услуг компания переходит на новый современный формат грузового обустройства — мультимодальные терминально-логистические центры (ТЛЦ) на всей сети российских железных дорог и, в первую очередь, в крупных транспортных узлах. В апреле минувшего года правлением ОАО «РЖД» одобрена соответствующая концепция, завершаются проектные работы по первому ТЛЦ «Белый Раст» в Московской области.

Из ключевых международных проектов

В 2012 г. холдинг «РЖД» активно развивал международное сотрудничество, как отмечается в отчетном докладе. Год стал прорывным с точки зрения эффективности участия специалистов компании в работе международных межправительственных и неправительственных организаций. Компания существенным образом усилила свои позиции. Решением 81-й сессии Генеральной ассамблеи Международного союза железных дорог (12 декабря 2012 г., Париж) утверждено избрание президента ОАО «РЖД» председателем МСЖД на период 2013–2014 гг. Это первый случай за 90-летнюю историю данной международной организации.

В 2012 г. продолжилась реализация проекта реконструкции участка железной дороги Хасан (РФ) — Раджин (КНДР). Компания продолжает расширять смешанные железнодорожно-паромные перевозки. В направлении стран Европы развивается паромное сообщение Усть-Луга — Балтийск — Засниц. Это новый транспортный коридор.

В течение 2012 г. ОАО «РЖД» продолжало тесное взаимодействие с правительствами Словакии, Австрии и Украины по продвижению проекта формирования нового евразийского транспортного коридора до Братиславы и Вены. По словам президента компании, строительство широкой колеи до Вены — не самоцель, а практический шаг по преодолению сложностей, с которыми «РЖД» сталкиваются, конкурируя с автомобильным транспортом, а также по продлению железнодорожного маршрута длиной 10 тыс. км до ключевых европейских рынков.

В марте 2012 г. между ОАО «РЖД» и АО «Железные дороги Сербии» подписано генеральное соглашение о реализации проектов в сфере железнодорожного транспорта — они будут осуществляться в рамках активизации внешнеэкономического сотрудничества между Россией и Сербией, важным элементом которого является развитие железнодорожной инфраструктуры с привлечением государственного экспортного кредита Правительства РФ и правительства Сербии.

— Важнейшим достижением в области международного сотрудничества является развитие согласованной стратегии с Казахстанскими железными дорогами, — подчеркнул Владимир Якунин. — Так, обращаясь к участникам конференции «Стратегическое партнерство 1520 — Азия», премьер-министр Казахстана заявил, что новый шелковый путь — это железнодорожный маршрут, который должен проходить через Казахстан и территорию России. Особое значение мы также придаем развитию сотрудничества с Китайскими железными дорогами.

Развитие пассажирского комплекса

— Обращаясь к теме пассажирских перевозок, считаю необходимым заявить, что здесь мы меняем ситуацию в лучшую сторону, — сказал президент ОАО «РЖД». — Причем не революционными методами, а темпами этих преобразований. Есть настоящие, осязаемые, пусть порой локальные, но все же победы, которые стоят за этой работой. Итак, в 2012 г. тенденция роста железнодорожных пассажирских перевозок укрепилась. Особенно ярко это заметно на скоростных перевозках.
В уходящем году поездами «Сапсан» перевезено свыше 3 млн пассажиров, что на 8,2% больше, чем в 2011 г.

Одним из важных направлений в пассажирском бизнесе, формирующем положительный имидж компании, Владимир Якунин назвал модернизацию вокзальной инфраструктуры. Только в Москве проведена реконструкция Павелецкого, Савеловского и Рижского вокзалов, работы по оставшимся пяти не отреставрированным вокзалам Мосузла будут окончены в 2013 г. И, по словам главы РЖД, это не только внешняя реконструкция, но и изменение идеологии использования транспортных центров. В регионах же на отчетный момент велись работы по реконструкции 14 вокзалов с плановым вводом трех из них к началу 2013 г.

— В 2012 г. в полном объеме выполнены работы по транспортному обеспечению саммита АТЭС во Владивостоке, — продолжил Владимир Якунин. — Запущено интермодальное пассажирское сообщение по маршруту Владивосток — аэропорт «Кневичи». Наша работа получила высокую оценку руководства страны. В рамках программы обеспечения транспортного обслуживания 27-й Всемирной летней универсиады в 2013 г. в Казани возведен принципиально новый транспортно-пересадочный узел.
В соответствии с планом шло строительство олимпийских железнодорожных объектов в Сочи. Эксперты МОК по транспорту при каждой инспекции стабильно выражают удовлетворение ходом подготовки.

Инвестиции

В минувшем году компания использовала все собственные возможности и ресурсы для увеличения инвестиционной программы. Как сообщается в докладе, прогнозируемое выполнение — 481,6 млрд рублей. Это на 86,2 млрд рублей больше уровня предыдущего года. Закуплено 532 локомотива и 475 единиц мотор-вагонного подвижного состава. Введено 96 км станционных путей, 132 км электрификации, 118 км вторых путей.

Продолжалась реализация ранее начатых проектов, направленных на увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети и ликвидацию так называемых узких мест. Активизированы проекты развития инфраструктуры Московского железнодорожного узла при поддержке Правительства РФ. Завершено строительство нового Кузнецовского тоннеля, финансирование которого осуществлялось с использованием средств Инвестфонда РФ.

— Однако, несмотря на то, что объем инвестиционной программы компании более чем на 20% превысил сумму 2011 г.,
в сопоставимых ценах инвестпрограмма ниже, чем в 2008 г., когда был достигнут максимальный уровень инвестирования, — продолжил Владимир Якунин. — В целом же, мы имеем колоссальный дефицит средств, результатами которого являются сохранение катастрофического уровня износа основных фондов и отставание темпов расширения инфраструктуры объективных потребностей. С учетом сформированных источников финансирования инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2013 г. составит 411,4 млрд руб.

Далее глава ОАО «РЖД» заверил:

— Компания продолжит использовать все механизмы для финансирования инвестиций. Но только собственных возможностей холдинга для решения копившихся десятилетиями проблем недостаточно, и уж тем более невозможно за счет внутренних источников реализовывать инфраструктурные проекты такого масштаба, как БАМ или развитие инфраструктуры в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 г. По заказу компании целая группа научных организаций в текущем году на основе прогрессивного модельного комплекса с использованием межотраслевого баланса работала над оценкой последствий недофинансирования железнодорожной инфраструктуры. Выводы таковы: из-за ограничения роста железнодорожных перевозок на период до 2020 г. совокупные потери ВВП могут составить от 5,5 до 6,4 трлн руб. (в зависимости от варианта), а потери бюджетной системы — от 1,3 до 1,5 трлн руб. Причем финансовые вложения государства в транспортную инфраструктуру являются одним из ключевых инструментов развития экономики и важной частью антикризисной государственной политики. Этот инструмент активно используется такими странами, как Франция, Германия, Австрия, Англия и Китай.

На фоне мировых перспектив

Как прокомментировал ситуацию Владимир Якунин, в последнее время во всем мире активизировался процесс формирования новой глобальной и государственной железнодорожной политики. В Европейском союзе большое внимание уделяется повышению роли железнодорожного транспорта как наиболее экологичного, массового и безопасного способа перевозок грузов и пассажиров. Так, в Европе поставлена задача — переключить с автомобильного на железнодорожный и внутренний водный транспорт к 2030 г. 30% перевозок грузов на расстояние свыше 300 км, а к 2050 г. — 50%.

Кроме того, стоят масштабные задачи по развитию Европейских железнодорожных коридоров, расширению сети высокоскоростных линий и росту объемов перевозок рельсовым транспортом в агломерациях. Даже в США активизировались планы по развитию высокоскоростных железнодорожных коридоров между ключевыми экономическими центрами страны.

Кроме того, обсуждается вопрос изыскания в период до 2030 г. более $100 млрд на развитие грузовой инфраструктуры дополнительно к инвестициям, которые могут обеспечить железнодорожные компании.

По словам президента ОАО «РЖД», беспрецедентные темпы развития железнодорожной отрасли наблюдаются и в развивающихся странах, в том числе в странах БРИК. В частности, в Бразилии будет построено более 10 тыс. км линий для обеспечения связи ключевых регионов страны и портов. Но, как было отмечено бразильским президентом, этого для страны недостаточно, и ввод в эксплуатацию новых линий для грузовых перевозок будет только первым этапом.

— В итоге, результаты проводимых компанией и нашими научными партнерами исследований полностью совпадают с мировыми тенденциями, — сказал Владимир Якунин. — И мы неоднократно в цифрах обосновывали свои предложения. Мы говорили об экономических потерях при полном организационном разделении инфраструктуры и перевозок, о развитии конкуренции перевозчиков «на маршруте». Считаю, что в настоящее время совокупность мирового опыта и национальных научно-аналитических данных — достаточная база аргументов для руководства страны, Правительства РФ, чтобы принимать долгосрочные решения по развитию железных дорог и увеличению объемов вложений в инфраструктуру. Мы, со своей стороны, внесли все необходимые предложения, чтобы они могли быть рассмотрены.

Глава компании апеллировал к посланию Президента Российской Федерации В. В. Путина, где, в частности, отмечено: «Наши национальные накопления должны работать в стране и на страну… После того, как Резервный фонд превысит 7% ВВП, мы можем направлять половину доходов сверх этого уровня в российскую экономику, главным образом в инфраструктурные проекты… Важнейший приоритет развития — это региональная авиация, а также морские порты, Северный морской путь, БАМ, Транссиб и другие транзитные коридоры. Обо всем этом нужно не только думать, над всем этим нужно настойчиво работать. Нам нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории».

Автор: Николай Скорин, по материалам Rzd.ru
Дата: 26.02.2013
«Федеральный строительный рынок» № 106
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад