Публикации »

Представлен проект программы «Развитие транспортной системы»

Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на заседании Правительства РФ с докладом «О проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Программа разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития страны на период до 2020 г. и отвечает на основные вопросы, стоящие в настоящее время перед транспортным комплексом.

Проект государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2013–2020 гг. подготовлен во исполнение Указа Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» и в соответствии с требованиями актов Правительства РФ, определяющих структуру, порядок разработки и реализации государственных программ.

Среди основных проблем, стоящих перед транспортной системой, в программе обозначены:

  • низкая транспортная подвижность населения (порядка 7 тыс. км на душу населения, что в 3–4 раза ниже, чем в развитых странах);
  • высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции (20–25% против 7–8% в странах с развитой рыночной экономикой);
  • недостаточное использование конкурентного потенциала транспортной системы (по мнению экспертов, Россия могла бы претендовать как минимум на 10–15% от мирового рынка перевозок, тогда как в настоящее время он в 6–8 раз меньше);
  • недостаточный уровень безопасности транспортных процессов (в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает 19–20 человек в расчете на 100 тыс. населения, в странах Евросоюза этот показатель составляет менее 8 человек).

Государственная программа направлена на решение перечисленных проблем и формирование конкурентоспособных транспортных услуг, отвечающих стандартам развитых зарубежных стран. Важнейшим качеством программы является ее комплексность, которая отражается в постановке общих целей для всех видов транспорта.

В качестве целей программы определены:

  • ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
  • повышение доступности транспортных услуг для населения;
  • повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Комплекс акций, предусмотренных программой, делится на три группы: инвестиционные мероприятия, мероприятия текущего характера, меры государственного регулирования. Все они реализуются в рамках федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 гг.)», Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, а также восьми подпрограмм, составляющих структуру государственной программы. Однако практически все инвестиционные мероприятия реализуются только в рамках федеральных целевых программ.

На железнодорожном транспорте предусматривается строительство более 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий. Доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, планируется сократить до 5%.

Приоритетными направлениями развития железнодорожной инфраструктуры являются:

  • устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам, обеспечение пропускной способности магистральных направлений;
  • строительство железнодорожных линий в районах нового освоения на севере страны, на Дальнем Востоке и в Прибайкалье;
  • развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербурского, Свердловского и др.);
  • развитие скоростного пассажирского движения;
  • обеспечение безопасности и технологической устойчивости перевозочного процесса.

К 2020 г. будет построено и реконструировано более 7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая около 1 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог. Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, составит более 85% (сегодня это только 40%).

За время реализации программы на условиях софинансирования будет построено и реконструировано почти 7 тыс. км
дорог регионального и межмуниципального значения. Только за счет средств федерального бюджета это позволит обеспечить круглогодичной связью порядка 2,5 тыс.
сельских населенных пунктов с сетью автодорог общего пользования. После реконструкции и строительства будет введено в эксплуатацию 96 взлетно-посадочных полос (почти треть от существующих аэродромов). Предусматривается также развитие международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых и региональных аэропортов. Планируется создать современную систему организации воздушного движения, позволяющую почти на 80% увеличить количество обслуживаемых полетов. Доля протяженности внутренних водных путей Европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта, снизится с 75% до 14%, и требуемый уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях будет достигнут.

Увеличив более чем в полтора раза (на 356 млн тонн) свои производственные мощности, российские порты полностью обеспечат потребности экономики в портовых мощностях и создадут резерв для пиковых нагрузок. Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов основывается на их оптимальной специализации и создании особых портовых зон и логистических центров.

В рамках подпрограмм будут реализованы мероприятия текущего характера, прежде всего:

  • содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры — федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей — в соответствии с установленными нормативами (расходы на эти цели составляют 76% бюджетных текущих расходов);
  • обеспечение функционирования и развитие систем безопасности на транспорте;
  • субсидирование социально значимых перевозок.

Ожидается, что за время реализации программы авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях возрастет более чем в 2 раза, а объем перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте, за счет пригородных перевозок в крупных транспортных узлах, — на 30%.

Для решения задач и достижения целей программы предусматривается система мер государственного регулирования, включающая в себя:

  • разработку и принятие федеральных законов о развитии конкурентного рынка и обеспечении доступности транспортных услуг для населения;
  • структурное реформирование, развитие видов транспорта, прежде всего пригородного железнодорожного сообщения, городского пассажирского транспорта, а также региональных воздушных перевозок и внутренних водных путей.

Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс предполагается реали-зация следующих мероприятий:

  • заключение долгосрочных контрактов (контрактов «жизненного цикла») на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры;
  • поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры, формированию государственной тарифной политики и объему бюджетных инвестиций;
  • развитие схем государственно-частного партнерства во всех транспортных отраслях;
  • развитие механизмов проектного финансирования, определение при-оритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда РФ и Фонда национального благосостояния.

Реализация в полном объеме мероприятий программы, по мнению главы Минтранса, позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса. Так, ожидается, что транспортная подвижность населения в 2020 г. возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя. Повышение доступности (пространственной и ценовой) транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения и образования, а также в сфере жилищных проблем.

Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры всех видов транспорта на основе принципов логистики, мультимодальных перевозок и роста производительности труда обеспечит снижение транспортных издержек до 12–16% в цене готовой продукции.

Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станут рост экспорта транспортных услуг в 2 раза и увеличение объема транзитных перевозок, что будет способствовать созданию единого транспортного пространства от Атлантического до Тихого океана и укреплению разноформатного сотрудничества в Арктике. Так, объем перевозок по Северному морскому пути должен составить к 2020 г. порядка 64 млн руб., что превысит объемы перевозок за 2011 год почти в 20 раз. Доля транспортного комплекса в общем объеме экспорта товаров и услуг должна возрасти к 2020 г. в 1,3 раза.

Реализация мероприятий по обеспечению безопасности включает в себя повышение надежности объектов инфраструктуры, безопасность судоходства, развитие Единой системы управления воздушным движением.

Число происшествий на транспорте в относительных показателях должна снизиться на 30% от уровня 2011 года. Комплекс мероприятий по улучшению состояния автомобильных дорог наряду с повышением безопасности дорожного движения позволит к 2020 г. снизить число погибших в результате ДТП до 13–14 случаев на 100 тыс. населения.

В период разработки программы проходило ее обсуждение на различных площадках — с привлечением общественности и бизнеса, представителей науки и институтов развития, а также членов Экспертного совета при Правительстве РФ. Тем не менее, планируется продолжение совместной работы с членами Экспертного совета в части дополнения госпрограммы комплексом мер, направленных на оптимизацию стоимости объектов транспортной инфраструктуры, расширение механизмов использования внебюджетных источников финансирования и других вопросов.

На сегодняшний день остаются неурегулированные с Минфином России вопросы в части финансового обеспечения реализации программы на 2016–2020 гг. и неравномерности прироста финансирования. Впрочем, в соответствии с установленным регламентом прошло согласительное совещание, на котором была достигнута договоренность о включении в программу положений, предусматривающих возможность применения различных вариантов и динамики финансирования программных мероприятий — в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

В соответствии с поручением главы Правительства РФ после утверждения Мастер-плана по проведению чемпионата мира по футболу и актуализации программы развития транспортного комплекса Московского региона эти дополнительные мероприятия, как отметил Максим Соколов, должны быть учтены при корректировке программы в первом полугодии 2013 г. Также в I квартале нового года будут учтены положения актуализированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.

 

 

Автор: По материалам Минтранса РФ
Дата: 26.02.2013
«Федеральный строительный рынок» № 106
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад