Публикации »

Транспортная стратегия России обновлена

На пленарном заседании форума «Транспорт России» министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом «Обновление Транспортной стратегии: доступность, мобильность, качество».

-Транспортная стратегия Российской Федерации является основным стратегическим документом, который определяет направления развития всего транспортного комплекса, — напомнил в начале своего выступления Максим Соколов. — Полагаю, что сбалансированное развитие и модернизация транспортной инфраструктуры страны, включая развитие объектов федеральной, региональной и частной собственности, возможно осуществлять только при условии согласования действующих программ и планов развития транспорта. Транспортная стратегия должна быть основанием для формирования перечня мероприятий, включаемых в соответствующие федеральные целевые программы и подпрограммы, стратегии развития федеральных округов и субъектов. Также она должна стать основанием и для принятия решений о финансировании предлагаемых к реализации мероприятий и проектов в сфере транспорта.

Действующая редакция Транспортной стратегии, утвержденная в 2008 г., базировалась на отличных от сегодняшнего дня индикаторах мировой конъюнктуры, направлений основных грузопотоков, уровня потребительского спроса. Актуализация Транспортной стратегии, как сообщил министр, проведена исходя из определения ориентиров социально-экономического развития РФ с учетом прогнозов Минэкономразвития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов РФ, а также последствий вхождения России в ВТО и создания единого экономического пространства.

Проблемы отрасли

Максим Соколов считает, что макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер государственной политики. Ведь валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте (в сопоставимых ценах), увеличилась за последние 10 лет в 2,3 раза, составив 7% валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос почти в 5 раз и достиг в 2011 г. более $ 14 млрд (без трубопроводного транспорта). Это треть от экспорта всех видов услуг.

Объем инвестиций в транспортный комплекс вырос с 2000 г. (в сопоставимых ценах) почти в 2 раза и составил в 2011 г. 1,2 трлн руб. — это примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику Российской Федерации. Грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35% и достиг 2,6 трлн тонно-км. Докризисный уровень 2008 года превышен на 3,6%. Положительные тенденции сохранились и в 2012 г., а по некоторым показателям наблюдался значительный рост.

Однако, по словам министра, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет эффективно удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики и обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения. Многие проблемы развития транспортной системы страны остаются нерешенными и в значительной мере усугубляются.

Максим Соколов отметил, что транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недофинансированы и не обладают резервами «долговременной устойчивости». Так, объем финансирования инвестпрограммы железнодорожной отрасли значительно ниже уровня, предусмотренного действующей редакцией Транспортной стратегии Российской Федерации. Ухудшается техническое состояние объектов инфраструктуры и локомотивного парка. В связи с этим растет количество участков железных дорог с ограниченными пропускными способностями, протяженность которых составляет более 6 тыс. км,
а к 2015 г. может составить и более 13 тыс. км.

Не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог. В режиме перегрузки эксплуатируется более четверти общей протяженности федеральной сети, в том числе практически все участки дорог, примыкающие к крупнейшим городам России. В этой связи существенное значение для решения задач дорожной отрасли имеет система воссозданных дорожных фондов. Размер Федерального дорожного фонда составит в 2013 г. 450 млрд руб. и увеличится на 10% по сравнению с 2012 г. (414,4 млрд руб.). По предварительной оценке, в 2013 г. размер субъектовых дорожных фондов составит более 470 млрд руб. при фактическом объеме финансирования с 2010 г. в размере немногим более 200 млрд руб. (т. е. рост практически в 2,5 раза). В последующие годы объем фондов будет увеличиваться пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо.

Министр также сообщил, что возрастает дисбаланс между темпами развития российских портов и смежной транспортной инфраструктуры. Порты планомерно увеличивали долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%, оставив остальное на долю стран Балтии и Украины. Между тем еще 10 лет назад через иностранные порты перерабатывалась половина всех российских грузов. Транспортно-логистическая система, несмотря на заметные позитивные подвижки последних лет, остается в целом слаборазвитой.

Задачи обновленной стратегии

— Стратегия является, по сути дела, развернутым ответом на все эти вызовы, — заявил Максим Соколов. — В документе определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития транспортного комплекса, инвестиционные и инновационные приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики. Они упорядочены в виде вертикально интегрированной системной модели, которая позволяет организовать эффективный мониторинг индикаторов и управление реализацией стратегии. На верхнем уровне — миссия государства в сфере обеспечения функционирования и развития транспорта, а также стратегические приоритеты. Потом — цели и индикаторы развития. Затем — основные направления транспортной политики и задачи стратегии. На следующем уровне — общие обеспечивающие задачи и механизмы реализации стратегии. Далее дается оценка финансовых ресурсов и основные результаты.

В откорректированной стратегии остались неизменными основные общесоциальные, общеэкономические и общетранспортные стратегические приоритеты транспортной политики. Практически неизменными остались цели стратегии.

Стратегия исходит из прогнозов социально-экономического развития страны по инновационному и консервативному (энергосырьевому) сценарию с возможностью ее реализации по форсированному варианту и, соответственно, различных сценарных рамок по бюджетным ограничениям. При этом ряд принципиальных предпосылок является общим для обоих сценариев. Прежде всего, речь идет о том, что при всех сценарных условиях необходимо предупредить угрозы деградации элементов базовой транспортной инфраструктуры, а также:

  • должен быть удовлетворен спрос на грузовые перевозки, предъявляемый основными грузообразующими отраслями экономики;
  • должны быть выполнены требования, диктуемые членством России в ВТО и развитием единого экономического пространства;
  • необходимо обеспечить рост мобильности населения исходя из транспортной связности национальной территории и целей обеспечения потребностей рынка труда (к 2030 г., как минимум, удвоить показатель мобильности населения и выйти на уровень не менее 15 тыс. пасс.-км на 1 чел.).
  • Разница между финансированием сценариев весьма значительна и составляет 45%. Глава Минтранса подчеркнул, что частные инвестиции в большинстве случаев не замещают средства бюджета, а дополняют их либо идут вслед за ними.

Наглядные примеры:

  • объем частных инвестиций в речные суда полностью зависит от бюджетных вложений в поддержание гарантированных глубин; 
  • объем частных инвестиций в развитие аэропортов в значительной мере зависит от бюджетных вложений в строительство взлетно-посадочных полос и аэродромную инфраструктуру;  
  • частные инвестиции в строительство платных дорог были и останутся на перспективу существенными, но незначительными по удельному вкладу в средства федерального и региональных дорожных фондов;
  • строительство государством высокоскоростных железнодорожных магистралей стимулирует значительные частные инвестиции в высокотехнологичные отрасли экономики.

Соответственно, ключевым сценарным условием является объем бюджетных ассигнований в транспортную систему.

Консервативный сценарий составлен под наиболее жесткие бюджетные ограничения. Он предполагает выбор узкого перечня приоритетных направлений, обеспечивающих купирование первоочередных угроз для национальной экономики и социальной сферы.

Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса страны. При этом транспорт рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, являясь мультипликатором роста отраслей промышленности и регионов.

Ожидаемые сравнительные результаты

— Первой из поставленных целей является формирование единого транспортного пространства России, — сказал Максим Соколов. — Определенное продвижение в данном направлении будет обеспечено во всех случаях. При этом выбор консервативного сценария означает, что решение многих актуальных задач модернизации транспортной системы будет отложено на долгосрочную перспективу — за пределы 2030 г. Имеются в виду задачи, которые могут быть решены исключительно в рамках инновационного сценария. Во-первых, это переход к полноценной сетевой структуре железных и автомобильных дорог и, соответственно, полицентрической модели пространственного развития страны. Во-вторых, формирование выделенной инфраструктуры скоростных железнодорожных линий (порядка 9 тыс. км) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (порядка
3,5 тыс. км), которые позволят не только повысить мобильность населения, но и высвободить занятые сегодня резервы грузовых линий и обеспечить ускоренные контейнерные перевозки.

В автодорожном комплексе это обес-печит разумный баланс между потенциалом дорожной сети и ростом автомобильного парка, прежде всего, в крупных городах.

Важнейшая инициатива — активизация использования внутренних водных путей посредством переключения части сезонного грузопотока с автомобильного и железнодорожного на внутренний водный транспорт.

Предусматривается модернизация инфраструктуры морских портов с созданием так называемых «эшелонированных портов», например, на Таманском полуострове, в Усть-Луге и Новороссийске, интегрирующих в себя удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы. Эти мероприятия позволят кардинально повысить коммерческие скорости доставки грузов железнодорожным (на 30%) и автомобильным транспортом (в 2 раза).

Вторая цель стратегии — обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны.

Разница — в объемах и качестве транспортных услуг. Так, в рамках инерционного сценария объем неосвоенных грузоперевозок может составить от 300 до 500 млн т в год по всем видам транспорта. Надо также иметь в виду, что задачи ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока, а также снятия инфраструктурных ограничений для реализации стратегий по развитию ключевых отраслей промышленности могут быть решены исключительно в рамках инновационного сценария.

— Нами уже начата реализация таких значимых проектов для развития промышленности и территорий, как строительство железнодорожной линии «Кызыл — Курагино», заложен также новый порт на полуострове Ямал в поселке Сабетта, — отметил министр. — В соответствии со стратегией мы планируем реализовать еще более масштабные проекты, такие, как модернизация БАМа и Транссиба, строительство железнодорожной инфраструктуры с образованием северного широтного хода, дальнейшее развитие северного морского пути.

В результате решения задач по инновационному сценарию коммерческая скорость товарных потоков, а также предсказуемость работы транспортных систем по времени (поставки точно в срок) будет увеличена до уровня развитых стран.

— Цель третья — обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, — сообщил Максим Соколов. — Новой редакцией Транспортной стратегии впервые предусмотрено регулирование вопросов, связанных с функционированием и развитием городских агломераций. В рамках обоих сценариев будет смягчена острота транспортных проблем крупнейших городских агломераций: Московского, Санкт-Петербургского, Екатеринбургского, Пермского и других транспортных узлов, а также решена проблем транспортной доступности удаленных регионов.

Инновационный сценарий предполагает принципиальное увеличение территориальной связности страны и, соответственно, взаимной транспортной доступности центров социально-экономического развития. В рамках этого сценария будут достигнуты значительные продвижения в развитии транспортных систем городских агломераций. Будет обеспечено расширение радиуса агломерационной доступности вокруг крупных и крупнейших городов. При этом приоритет отдается развитию общественного транспорта (преимущественно рельсового).

В рамках четвертой цели — интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны — по обоим сценариям будут выполнены ключевые мероприятия, касающиеся реализации конкурентного потенциала России в сфере транзита и экспорта транспортных услуг.

По мнению министра, только в рамках инновационного сценария мы сможем соответствовать темпам развития транспортного и логистического потенциала наших ближайших региональных конкурентов, а также формировать собственную эффективную альтернативу новым транспортным коридорам, идущим в обход российской территории.

Следующая цель — повышение уровня безопасности транспортной системы. По этой цели продвижения по обоим сценариям не будут иметь кардинальных отличий. Предусматривается создание комплексной системы управления повышением безопасности на транспорте, а также дальнейшее развитие системы контроля и надзора на транспорте и совершенствование системы допуска к транспортной деятельности.

И, наконец, шестая цель — снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду. По видам транспорта сокращение удельных выбросов составит от 24 до 53%.

— В то же время выход на европейские стандарты энергоэффективности и использования наиболее экологичных и экономичных двигателей возможно исключительно в рамках инновационного сценария, — добавил Максим Соколов. — Также очевидно, что только в рамках инновационного сценария транспорт способен стать генератором устойчивого спроса на продукцию отечественного транспортного машиностроения и других высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности.

Министр подробно рассмотрел и механизмы реализации Транспортной стратегии. В частности, предусматривается создание конкурентоспособной институциональной среды, прежде всего, для ведения транспортного и логистического бизнеса, а также привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках ГЧП, концессий, контрактов жизненного цикла. Для этого предусмотрено формирование и регулярное ведение транспортного баланса на национальном и региональном уровнях как основа для предсказуемого и стабильного развития бизнеса, а также выстраивание системы долгосрочного гарантированного финансирования транспортных проектов.

К стратегическим результатам

— Реализация целей Транспортной стратегии обеспечит удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития российской экономики и общества в качественных конкурентоспособных транспортных услугах, — подчеркнул Максим Соколов.

Основные ожидаемые итоги реализации Транспортной стратегии оценены по группам главных целевых ориентиров.

Среди общесоциальных итогов такие, как: повышение подвижности населения до 15 тыс. км на 1 чел. в год (это в 2,4 раза выше показателя 2010 г.); обеспечение постоянной круглогодичной связи всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования; сокращение доли населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования, к 2030 г.
с 10 до 2%.

Среди общеэкономических итогов реализации Транспортной стратегии следующие. Прирост валового внутреннего продукта, зависящий от деятельности транспортного комплекса, за 2013–2030 гг. составит в среднем почти половину процентного пункта в год (0,43), а по инновационному сценарию — до 0,8 процентного пункта; увеличение коммерческой скорости продвижения товаров автомобильным транспортом — до 1100 км/сутки, а железнодорожным транспортом (контейнерные перевозки) — до 800–1700 км/сут. в зависимости от вида сообщения; экспорт транспортных услуг к 2030 г. увеличится в 5,7 раз, транзитные перевозки через территорию России возрастут с 28 млн тонн до 85 млн тонн.

Среди общетранспортных итогов — повышение производительности транспортных систем: среднесуточные объемы перевозок пассажиров возрастут в 1,7 раза, грузов — в 2 раза.

— Развитие конкурентной среды, государственно-частного партнерства, целенаправленное формирование условий для инвестирования обеспечат интенсивный рост инвестиционной привлекательности отрасли, — убежден Максим Соколов. — Транспортной стратегией Российской Федерации определено, что миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России состоит в том, чтобы создать условия для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Достичь этого можно через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. Без создания эффективной транспортной системы, которая является катализатором роста для всех отраслей экономики и регионов, невозможны полноценное развитие экономики страны и удовлетворение потребностей ее граждан.

Автор: Игорь Павлов, по материалам Минтранса РФ
Дата: 26.02.2013
«Федеральный строительный рынок» № 106
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад