Публикации »

Россию на всемирном саммите экомаркировок представлял «Листок жизни»

В ноябре прошел ежегодный саммит Всемирной ассоциации экомаркировок (GEN). В этом году мероприятие проводилось в Рио-де-Жанейро. Россию представляла система экомаркировки «Листок жизни» (Экологический союз). Российские эксперты сообщили результаты деятельности за 2012 г. и рассказали о развитии экологической сертификации и «зеленой» экономики в России.

GEN — зависимая организация, объединяющая экологические маркировки, действующие в 45 наиболее развитых странах мира.
В нее входят такие известные экомаркировки I типа, как «Европейский цветок» (Европа), «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (страны Скандинавии), «Зеленый знак» (США), «Листок жизни» (Россия), а также экомаркировки Австралии, Японии, Китая и других стран. Саммит GEN — это авторитетная экспертная площадка для обмена опытом и выработки решений по развитию и эффективному применению экологической маркировки с целью уменьшения нагрузки на окружающую среду и улучшения ее состояния.

На XIX Саммите GEN участники представили результаты деятельности за 2012 г., рассказали о национальных особенностях развития экологической сертификации, обсудили идеи и предложения по развитию рынка «зеленых» товаров и услуг. Отдельная сессия была посвящена результатам реализации международных проектов, направленных на стимулирование производства продукции с улучшенными экологическими характеристиками. Активное участие в деловой программе приняли представители ООН, ЕС, министерств и бизнеса стран Латинской Америки.

О вкладе российской экомаркировки в «зеленую» экономику

— Было приятно, что представители ведущих маркировок мира отметили успехи российской экомаркировки «Листок жизни», — комментирует Семен Гордышевский, председатель правления НП «Экологический союз». — Однако встреча GEN-2012 показала, что всем национальным программам необходимо увеличивать темп развития, чтобы предлагать адекватные и эффективные инструменты и технологии для решения экологических проблем, которые стоят перед мировым сообществом. Сегодня «зеленый» сегмент мировой экономики весьма невелик — его доля меньше 2%. В России его можно исчислять и вовсе долями процентов. В то же время устойчивое развитие не имеет приемлемой альтернативы и может быть достигнуто только при снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду до безопасного, то есть неразрушающего уровня, позволяющего биосфере восстанавливаться. Поэтому крайне важно усиливать работу в направлении развития национальных «зеленых» экономик».

Юлия Грачева, руководитель программы экомаркировки «Листок жизни», выделила главные результаты уходящего года, ставшие вкладом российской экомаркировки в развитие «зеленого» рынка России:

  • укрепление международного авторитета российской маркировки «Листок жизни» в результате успешной аккредитации в Международной программе взаимопризнания экомаркировок GENICES;
  • увеличение числа наименований продукции, отмеченной по итогам независимой экспертизы экомаркировкой «Листок жизни», на российском «зеленом» рынке в 2012 г. до 109 позиций;
  • повышение интереса иностранных производителей, намеревающихся выйти на российский рынок с экомаркированной продукцией (например, Tarkett (Сербия), напольные покрытия);
  • сертификация и присвоение экомаркировки «Листок жизни» первому в Санкт-Петербурге экоотелю — Corinthia Hotel;
  • разработка в 2012 г. трех новых стандартов для определения экологической безопасности продукции.

Теперь в методическом реестре «Листка жизни» насчитывается 14 стандартов, являющихся российским «ноу-хау» в области экологической оценки продукции на основе анализа жизненного цикла.

— Важным приоритетом в 2013 г. для «Экологического союза» будет активная просветительская работа среди потребителей и производителей в области экомаркирования, включающая в себя раскрытие преимуществ «зеленой продукции». Особое внимание мы будем уделять участию в формировании государственной политики «зеленых» закупок. Еще одним важным направлением станет развитие нового инструментария для оценки экологических аспектов жизненного цикла продукции. Сегодня мы в этом видим заинтересованность бизнеса и уже развиваем сотрудничество с партнерами из Европы, — рассказала Юлия Грачева.

Тенденции и цифры на саммите GEN

В обсуждении итогов работы и опыта GEN серьезное внимание было уделено трем ключевым курсам. Это развитие Международной программы взаимного доверия и признания GENICES, усиление в мире роли экомаркировки I типа и «зеленых» закупок в формировании «зеленой» экономики. Эти задачи будут наиболее актуальными и в ближайшем будущем. Вот как прокомментировал развитие системы взаимопризнания региональных и национальных экомаркировок Робин Тейлор, глава GEN:

— GEN продолжает развитие сертификации по Международной программе взаимного доверия и признания GENICES. Это важное достижение в направлении распространения экомаркировки I типа. Участие в процессе GENICES позволяет углублять партнерские связи и развивать процесс продвижения экологически сертифицированной и маркированной продукции на мировом рынке.

Усиление в разных странах мира роли экомаркировки, основанной на полной оценке жизненного цикла продукции, — еще один итог саммита. Семен Гордышевский подчеркнул, что экологическая маркировка I типа является эффективным и инновационным инструментом развития «зеленой» экономики:

— Сегодня отмечается рост доверия потребителей к экомаркировке и степени ее узнаваемости. К 2012 году программы-участницы GEN разработали суммарно около 1400 экологических стандартов. Это около 200 категорий продукции и услуг. По этим стандартам сертифицировано и выпускается более 120 тыс. наименований продукции во всем мире. Однако этого недостаточно для создания «зеленой» экономики. В идеале объем «зеленого» производства и потребления «зеленой» продукции должен увеличиться до объема всего рынка.

Роль «зеленых» закупок и экомаркировки в устойчивом развитии

Третьим важным направлением, обозначенном на саммите, стали «зеленые» закупки и экологическая маркировка как один из ключевых инструментов для их осуществления. В основе их — экологические требования, предъявляемые государством к зеленой продукции, соответствующие критериям экомаркировки I типа (энергоэффективность, использование вторресурсов и другие). В Европе наблюдается рост объема зеленых закупок (GPP). Их доля с 2011 по 2012 г. выросла до 55% (с 29% за аналогичный период 2009-2010 гг.).

О роли системы «зеленых» закупок как важного рычага развития «зеленой экономики» рассказал Оливер Вольф, эксперт Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии:

— Программы экологической маркировки значительно эволюционировали за последние пятнадцать лет. Унификация принципов и подходов, определенных международными стандартами серии ISO 14000, и развитие законодательства ЕС позволяют применять добровольные экологические стандарты для поддержки «зеленого» бизнеса на государственном уровне через механизм «зеленых» закупок. Европейский Союз успешно внедряет данный инструмент. Таким образом, у стран-членов ЕС через процедуру государственных закупок есть возможность поддерживать производителей продукции с улучшенными экологическими характеристиками.

По данным Центра европейских стратегических исследований (CEPS), наибольшую роль в этом процессе играют местные власти, 67% закупочных программ которых содержат в себе «зеленый» компонент. Среди центральных органов власти ЕС доля «зеленых» закупок составляет 60%. Для сравнения: негосударственные институты применяют экологические критерии в 49% закупок. Среди стран, отличающихся наибольшей долей «зеленых» контрактов, лидирует Финляндия — 80% договоров в стране заключается в соответствии с критериями «зеленых закупок». За нею следуют Нидерланды, Латвия, Венгрия и Литва, доля «зеленых» контрактов в которых колеблется от 60% до 80%. Далее идут Италия, Австрия, Бельгия и Румыния с долей «зеленых» контрактов от 40% до 60%. В 20–40% случаев такие контракты заключаются в Словении, Дании, Швеции, Германии, Испании и Чехии. Это говорит о том, что понимание важности программы «зеленых закупок» и желание соответствовать выдвигаемым экологическим критериям постоянно растут.

В России «зеленая» экономика только начинает формироваться. Опыт экомаркировки «Листок жизни» показывает, что бизнес все более активно начинает интересоваться технологиями, способствующими требованиям так называемого устойчивого развития. Решение экологических задач ставит перед собой и государство — 30 апреля 2012 г. были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Развитие в России системы экологической маркировки международного уровня также будет способствовать формированию «зеленой» экономики. Ведь экомаркировка — это наиболее простой способ для производителя подтвердить соответствие продукции или услуги экологическим критериям.

Подводя итоги саммита, участники отметили необходимость наращивания усилий по развитию производства и потребления «зеленой» продукции в странах-участницах GEN и включения в этот процесс остальных стран мира.

Добровольная система экологической сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу «Листок жизни» была разработана Некоммерческим партнерством «Санкт-Петербургский экологический союз» (СПбЭС) в 2001 г. Система основана на базовых требованиях международного стандарта ISO 14024, принятого и введенного в действие Госстандартом России, и его основных принципах — добровольности, открытости, прозрачности процедуры, а также оценке всего жизненного цикла определенной группы однородной продукции (работ, услуг). По этому параметру экомаркировка «Листок жизни» является уникальной на территории РФ.

«Листок жизни» — единственная российская экомаркировка, признанная международным сообществом. Экологический союз стал первым и единственным органом по сертификации продукции, работ и услуг в России, имеющим право на выдачу экологического сертификата международного уровня.

Система зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (сертификат РОСС RU. И457.04ЧГ00).

«Листок жизни» присваивается продукции, которая отвечает следующим требованиям:

  • безопасность добычи и использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей среды;
  • минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции;
  • отсутствие в готовом продукте вредных веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм, и строгое ограничение опасных для окружающей среды веществ;
  • минимум негативного воздействия на окружающую среду при транспортировке;
  • безвредная переработка или складирование отходов и упаковки.

9 ноября 2007 г. Санкт-Петербургский экологический союз был принят в члены GEN ). Разработанная специалистами СПбЭС экомаркировка «Листок жизни» признана международным сообществом соответствующей мировой практике добровольной экологической сертификации. Для производителей продукции (работ, услуг), которые сертифицированы по данной системе, ее международное признание означает также расширение возможностей при международном партнерстве и торговле на экспорт.

В 2011 г. российская программа экомаркировки «Листок жизни» прошла сертификацию по Международной программе взаимного доверия и признания GENICES. Сертификация предусматривает взаимное признание результатов оценки между программами-участницами GENICES. Российским производителям продукции и услуг, обладающими экомаркировкой «Листок жизни», это дает возможность получить экомаркировку других международных программ по упрощенной схеме, чтобы продвигать продукцию на мировой рынок. Сегодня 60% международных экомаркировок — участники программы взаимопризнания GENICES.

Автор: По материалам НП «Экологический союз»
Дата: 05.12.2012
«Федеральный строительный рынок» № 105
Рубрика: Экология




«« назад