Перед транспортным комплексом стоят масштабные задачи
В рамках «правительственного часа» на заседании Государственной Думы министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом на тему «О состоянии транспортного комплекса Российской Федерации и основных направлениях его развития». В начале своего доклада министр коснулся оценки современного состояния транспортного комплекса и деятельности Минтранса в рамках приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации. Транспортный комплекс сегодня составляют около 600 тыс. организаций и порядка 10 млн единиц коммерческих транспортных средств. Среднегодовая численность занятых в отрасли, по данным Росстата, превысила 4 млн, что составляет 6% численности трудящегося населения. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет более чем в 2 раза (составляет 7% ВВП страны). Экспорт транспортных услуг вырос почти в 5 раз и в 2011 г. достиг более 14 млрд долларов (без трубопроводного транспорта) — это составляет треть от экспорта всех видов услуг. Объем инвестиций в транспортный комплекс вырос с 2000 г. почти в 2 раза и в 2011 г. составил 1,2 трлн руб., примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику. В 2012 г. инвестиционная деятельность в отрасли направлена на модернизацию транспортной инфраструктуры и обновление парка транспортных средств с целью обеспечения безопасного и устойчивого функционирования транспортной системы. — Макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер государственной политики, проводимой Правительством Российской Федерации, — заявил Максим Соколов. — Это стало возможным благодаря активному участию в реализации транспортной политики всех ветвей власти, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Министр также отметил, что показатели 2011–2012 гг. являются закономерным итогом работы последнего десятилетия, в течение которого транспортный комплекс страны достиг значимых результатов. Водный транспорт В течение последних трех лет построены и уже введены новые мощности по обработке грузов в портах России общим объемом около 30 млн тонн. В целом они сегодня составляют 790 млн тонн. При этом порты планомерно увеличивали долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%, оставив всё остальное на долю портов Балтии и Украины. Между тем еще 10 лет назад через иностранные порты перерабатывалась половина всех российских грузов. — В последние полтора года мы перешли к активным действиям по освоению Арктики, — продолжил Максим Соколов. — Летом этого года принят закон (№ 132-ФЗ) о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Севморпути. В ближайшее время Минтрансом будет создана администрация Северного морского пути. В целях обеспечения прохождения судов по Севморпути государство впервые за всю историю современной России размещает заказ на одновременное строительство пяти ледоколов, в том числе одного атомного. В июле этого года нами заложен новый крупнейший на Севморпути порт на полуострове Ямал в поселке Сабетта. Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2011 г. вырос на 21% и составил 127 млн тонн. На особом учете состояние судоходных гидротехнических сооружений. Многие из них находились в аварийном техническом состоянии, и в результате проведенных в последние годы мероприятий число таких сократилось в 2 раза. Полностью завершить начатую работу намечено в этом году. Воздушный транспорт В 2011 г. впервые в российской истории отечественными авиакомпаниями перевезено более 64 млн пассажиров. Докризисный уровень 2008 г. превышен на четверть. В текущем году тоже отмечается рост авиаперевозок пассажиров на 15%. Для поддержки региональных и местных авиалиний на Дальнем Востоке, в Сибири и районах Крайнего Севера на базе местных аэропортов создаются федеральные предприятия (казенные). — Значительным результатом считаю разработку и реализацию программы субсидирования авиационных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении, — сказал министр. — Программа показала свою жизнеспособность и востребованность. В 2011 г. количество субсидируемых маршрутов возросло до 30, а число перевезенных пассажиров выросло на 16,5% (всего 371 тыс. человек). Начиная с 2012 г. предусмотрены новые меры государственной поддержки региональных авиаперевозок. На обес-печение доступности внутренних региональных и местных авиаперевозок пассажиров в субъектах, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, будут выделяться средства в размере 1 млрд руб. ежегодно. Для осуществления региональных и местных воздушных перевозок в 2013–2015 гг. предусмотрено возмещение российским авиакомпаниям части затрат (в размере около 7 млрд руб.) на уплату лизинговых платежей за воздушные суда. Помимо этого, Минтранс дополнительно выделяет в своем бюджете по 5 млрд руб. (ежегодно) на развитие региональных авиаперевозок. Железнодорожный транспорт — Железная дорога работает устойчиво, — переходя к следующей теме, констатировал Максим Соколов. — По всем видам сообщения в 2011 г. отправлено порядка 1 млрд пассажиров (плюс 5% к 2010 г.), а в 2012 г. рост составляет уже почти 8% к уровню прошлого года. Объем грузов в 2011 г. составил 1,2 млрд тонн (рост — на 3% к уровню 2010 г.), в текущем году данный темп сохраняется. Причем прирост объемов погрузки по направлениям происходит не равномерно. В восточном направлении в прошедшем году рост составил около 20%, и в этом году данная тенденция повторяется. Для расширения пропускных способностей в ноябре сего года планируется завершить строительство Кузнецовского тоннеля на БАМе, что даст удвоение пропускных способностей на подходах к Ванинскому порту, нашим портам на Балтике и Черноморском побережье. В рамках государственно-частного партнерства завершаются проекты строительства железных дорог в Якутии (Томмот — Нижний Бестях), в Забайкальском крае (Нарын — Газимуровский завод), а также в Ленинградской области (Лосево — Каменногорск). В этом году начато строительство новой железнодорожной линии Кызыл — Курагино в Республике Тыва протяженностью более 400 км. Для определения перспективного развития железных дорог до 2020 г. специалистами ОАО «РЖД» в этом году разработана Генеральная схема развития, которая сбалансирована с потребностями отраслей экономики. При ее формировании проведена большая работа с крупнейшими российскими промышленными компаниями, а также учтены планы по развитию и перспективной загрузке морских портов России. Автомобильный транспорт — Одним из проявлений участия федерального центра в развитии муниципальных перевозок является его содействие обновлению подвижного состава общественного транспорта современными транспортными средствами, — продолжил министр. — В частности, правительством принято решение о предоставлении бюджетам субъектов Федерации субсидий в размере 3,5 млрд руб. в качестве софинансирования для закупок автобусов отечественного производства, а также трамваев и троллейбусов, которые производятся на территории государств-участников единого экономического пространства. Максим Соколов обратил внимание на то, что действующим сегодня законодательством пока не улажены вопросы, связанные с организацией регулярных межрегиональных автобусных перевозок. В связи с этим Минтрансом летом этого года разработан, а правительством внесен в Государственную Думу, законопроект «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам». Также в июне 2012 г. в Госдуму также представлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон Кроме того, в 2012 г. Минтрансом подготовлен проект федерального закона «О метрополитенах и других видах вне-уличного транспорта». Впервые регулирование вопросов, связанных с функционированием и развитием внеуличного транспорта, предполагается установить на уровне федерального закона. Дорожное хозяйство — Несколько концептуальных задач решено в дорожной отрасли, — далее сказал Максим Соколов. — Разработан и внедрен механизм обеспечения стабильности финансирования дорожного хозяйства на основе возрожденных дорожных фондов, определены правила формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, подготовлена новая форма статистического наблюдения, отражающая результаты расходования федеральных региональных и муниципальных средств. Размер Федерального дорожного фонда, как уточнил министр, составит в 2013 г. 450 млрд руб. и увеличится по сравнению с текущим годом на 10%. Увеличение объемов средств, выделяемых на дорожное хозяйство, продолжится и в 2014–2015 гг. По предварительной оценке, в 2013 г. размер дорожных фондов субъектов РФ может составить более 470 млрд руб. при фактическом объеме финансирования в 2010 г. в размере немногим более 200 млрд руб., т. е. ожидается рост практически в 2,5 раза. В рамках системы дорожных фондов законодательством решен вопрос, который многие десятилетия оставался вне правового регулирования, — финансирование строительства новых дорог в сельской местности. Установлена обязанность субъектов — отчислять на эту цель ежегодно по 5% своего дорожного фонда, а в 2012 и 2013 гг. еще по 5% на капитальный ремонт и ремонт дорог в пределах населенных пунктов и на дворовых территориях. В правила формирования Федерального дорожного фонда внесено положение о выделении на строительство сельских дорог в среднем по 7 млрд руб. в год с увеличением пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо. Уже в этом году за счет федеральных и субъектных фондов будет построено более 2 тыс. км новых сельских дорог. — Считаю необходимым вернуться к плановым показателям по наполнению дорожных фондов за счет акцизов, так как снижение ставок акцизов на топливо повышенных экологических классов приведет к недофинансированию дорожных фондов, — подчеркнул министр. Далее Максим Соколов сообщил, что благодаря внедрению механизмов дорожного фонда и внесению изменений в законодательство о концессионных соглашениях в этом году появилась возможность внедрения долгосрочных контрактов, предусматривающих выполнение комплекса работ по проектированию, строительству, реконструкции и содержанию участков дорог, — так называемых «контрактов жизненного цикла». — Мы уже структурируем новые проекты строительства дорог с использованием механизма КЖЦ, — отметил министр. — Необходимо расширять практику его применения в дорожной отрасли, рекомендовать к применению данный механизм на региональном уровне и распространить его на все виды транспорта. Также отмечу, что сегодня мы строим новые, современные дороги с использованием принципа платности. Очередной платный участок будет введен в эксплуатацию на трассе М4 «Дон» в октябре текущего года. И, наконец, отрасль постепенно переходит к внедрению инновационных механизмов, новых технологий, материалов и конструкций. На решение этой задачи направлена работа экспертного совета Минтранса, сформированного из представителей научно-технической общественности и бизнеса. Перечень инновационной продукции, рекомендованной к государственным закупкам, постоянно актуализируется. В течение последних лет сформирован новый подход к решению транспортных проблем городских агломераций, основанный на комплексном развитии транспортных узлов. Последние два года в этом отношении, по словам главы Минтранса, являются знаковыми, поскольку работы по Новороссийскому и Московскому транспортным узлам перешли в плоскость практической реализации с финансированием из средств федерального и субъектного бюджетов, а также частных инвестиций. Подготовка кадров Министр затронул и тему квалифицированных кадров. Сегодня, по его словам, в 19-ти вертикально-интегрированных образовательных комплексах морского и внутреннего водного, авиационного и железнодорожного транспорта сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов всех уровней профессионального образования: начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного, что позволяет обеспечить потребности организаций транспортной отрасли в подготовке, повышении квалификации и переподготовке специалистов. Количество студентов и курсантов в настоящее время составляет более 320 тысяч человек, причем порядка 80% выпускников транспортных вузов работают по специальности. Конкурс при поступ-лении в данные вузы является одним из самых высоких в стране. Основные направления и перспективы Максим Соколов обозначил четыре важнейших направления деятельности Минтранса. 1. Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе. В этом направлении на первый план выходит взаимоувязанное развитие всех транспортных коммуникаций: водных, автомобильных, железнодорожных и авиационных. Одним из лимитирующих участков дорожной инфраструктуры является ненормативное содержание и ремонт. По словам министра, необходимые предпосылки для финансирования этих работ уже созданы, с 2014 г. даже будет исключен термин «ненормативное содержание», поскольку норматив будет один — содержание и ремонт на 100%. Также ограничивающим фактором являются автомобильные и железнодорожные подходы к морским портам. Здесь, по мнению главы Минтранса, очевидно, что простым наращиванием физического размера инфраструктуры не обойтись — на первый план должны выйти логистика обработки грузов, оптимизация взаимодействия видов транспорта и создание новых интермодальных комплексов. — В 2012 г. мы предусматриваем увеличение портовых мощностей еще на 75 млн тонн, что в 2,5 раза больше, чем за предыдущие три года, — уточнил чиновник. — К 2016 г. мы планируем обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн т в год, в том числе 15%-ный резерв пропускной способности. При этом приоритетными в сфере внутреннего водного транспорта являются обеспечение безопасности судоходства и устранение лимитирующих участков на Единой глубоководной системе европейской части России. 2. Обеспечение доступности транспортных услуг для населения. Здесь, прежде всего, стоит вопрос о развитии региональных и местных авиаперевозок. Следует продолжить работу по расширению сети аэродромов, включаемых в систему казенных предприятий. При этом акцент делается на оптимизацию работы компаний, либерализацию требований к тем объектам, где это допустимо без ущерба безопасности полетов, и на внедрение типовых решений по объектам инфраструктуры. 3. Повышение комплексной безопасности населения на транспорте, включая экологическую безопасность. Основная задача в этом направлении — плановая реализация программных мероприятий. 4. Совершенствование системы финансирования комплекса и повышение инвестиционной привлекательности. — По этому вопросу еще раз хочу вернуться к дорожным фондам, — прокомментировал Максим Соколов. — Существует опасение, что увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства в субъектах России может столкнуться на первом этапе с неготовностью рынка эффективно использовать эти средства, что приведет к росту цен на материалы. Избежать этого в регионах можно путем привлечения на региональный рынок организаций, имеющих необходимые производственные мощности и кадровый потенциал или способных к их быстрому наращиванию, из других регионов, в которых имеются свободные мощности. Также необходимо разработать меры по стимулированию развития производства местных строительных материалов, обеспечивающих высокое качество автомобильных дорог, и создать условия для привлечения иностранных компаний на региональные рынки строительства дорог. Министр уверен, что дальнейшее развитие должны получить и механизмы государственно-частного партнерства. Общий потребный объем частных инвестиций в дорожные проекты на период до 2020 г оценивается на уровне 300 млрд руб., в морские порты — 350 млрд, в аэропортовую инфраструктуру — около 200 млрд. Предстоит также работа по формированию рынка инфраструктурных облигаций, в том числе за счет размещения накопительной части трудовых пенсий в облигационные займы для строительства объектов транспортной инфраструктуры. Потенциальный размер рынка облигаций оценивается в объеме около 500 млрд руб. в год. Представленные подходы отражены в проекте Государственной программы «Развитие транспортной системы», которая включает в себя все инструменты и механизмы достижения обозначенных приоритетов на период до 2020 г. Максим Соколов проинформировал депутатов о том, что Минтранс поставил себе задачу — подготовить в ближайшее время обновленную Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г. и представить ее в Правительство РФ до конца года. Это вызвано не только внутренней необходимостью, но и внешними причинами. В ноябре 2011 г. принята Декларация по евразийской экономической интеграции, предусматривающая переход с 1 января с. г. к единому экономическому пространству. Среди основных целей отмечена необходимость развития единой транспортной системы. Данные обстоятельства существенным образом повлияют на дальнейшее развитие отрасли и будут учитываться Министерством при подготовке новой Транспортной стратегии. При этом, по словам главы Минтранса, необходимо учитывать, что в силу объективной инерционности транспортной системы ее «будущие» проблемы должны решаться уже сегодня.
«О навигационной деятельности» и в КоАП, устанавливающих с целью повышения безопасности перевозок обязательные требования по оснащению аппаратурой ГЛОНАСС не только транспортных средств для перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, но и автомобилей, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Автор: По материалам Минтранса РФ Дата: 05.12.2012 «Федеральный строительный рынок» № 105 Рубрика: Транспортное строительство |