Публикации »

«Тоннельный отряд-4»: второй тоннель под Саймой и другие подземные стройки

В рамках строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) в Выборгском районе Ленинградской области завершилась проходка второго тоннеля под Сайменским каналом — ОАО «Метрострой» сдало очередной объект, построенный с применением микротоннелирования. Непосредственно исполнителем стало специализирующееся в этом направлении ООО «Тоннельный отряд-4», входящее в структуру «Метростроя». О том, чем отличается этот объект и чем сегодня живет передовое подразделение, журналу «ФСР» рассказывает генеральный директор предприятия Н. А. Зубов.

— Николай Алексеевич, можно подробнее об особенностях строительства тоннеля под Саймой?

— Для реализации проекта второй нитки Северо-Европейского газопровода мы строим не только тоннель под Сайменским каналом. Так, мы уже построили тоннель под железной дорогой на участке Войбокало — Новый Быт и микротоннель под Мурманским шоссе. Также методом микротоннелирования был пройден тоннель длиной 750 м для прокладки газопровода под Невой. А под Сайменским каналом мы сейчас закончили тоннель внутренним диаметром 2 м. Все 250 м его длины проходка велась по скальным грунтам, глубина стартовой шахты составила 22 м. Работать пришлось в жестких геологических условиях, хотя сама проходка была более прогнозируема, чем в неустойчивых грунтах. Скала под Саймой оказалась с большой трещиноватостью. При замене режущего инструмента, необходимого для дальнейшей проходки, нужно было делать специальную систему водоотлива, увеличивать количество насосов и т. д. В общем, объект сложный, но интересный.

В Санкт-Петербурге, как бы ни ругали наши грунты, условия для строительства методом микротоннелирования более лояльные, в основном нормальные, разве что в редких случаях попадаются валуны. В районе Выборга же все объекты сложные, даже если протяженность тоннеля, например, лишь 70 м. Очень тяжело проводить инженерные изыскания. На одном метре может выклиниться скала, которую заранее определить невозможно, потому что на сантиметры, конечно, такие изыскания никогда не ведутся.

Добавлю, что второй тоннель под Сайменским каналом мы проложили проходческим щитом 2,5 м наружного диаметра и 2 м внутреннего — тем же самым щитом, что и тоннель под первую нитку газопровода. Провели также реновацию щита, восстановили режущий орган. Сейчас мы основную свою работу здесь уже закончили и завершаем так называемую спусковую дорожку — тоннель находится на большой глубине, и к нему еще нужен подход, чтобы опустить трубу.

— Последнее время «ТО-4» работал только на объектах Северо-Европейского газопровода?

— Нет. Мы, как правило, не ограничиваемся одним объектом. Для Северо-Европейского газопровода мы строили тоннели большого диаметра, но у нас еще есть оборудование диаметром 1200 мм. Параллельно в течение года мы строили еще несколько объектов. Так, канализационный коллектор в Красном Селе диаметром 1200 мм и длиной 800 м (для канализования нового микрорайона) — тоже стратегический для Петербурга объект. И тоже по-своему непростой. Тоннель проходит под охраняемым КГИОП парком и по склону горы. Геология там тоже оказалась сложная. Первый раз мы столкнулись с явлением, когда вперемешку глина и известняк. Но это все-таки лучше, чем камень, и проходку вели не скальным режущим органом. На сегодня тоннель пройден, занимаемся его технологическим оснащением.

Мы строили также под Обводным каналом — там, где сейчас реконструируются так называемые Американские мосты. Делали на подряде у «Мостостроя-6» коммуникационный тоннель диаметром 1500 мм для перекладки газовых труб. Кстати, тоже объект непростой — проходка велась непосредственно под каналом, под свайными полями на глубине до 17 м; и по-своему стратегически значимый — для запуска движения по новым набережным Обводного канала.

Закончив этот объект, мы взялись строить для газовых компаний Санкт-Петербурга два тоннеля под перекладку газопроводов. Сначала для ТЭЦ-5, а сейчас работаем на Краснопутиловской ул. — для ТЭЦ-14 (тоже прокладка футляра для резервных газовых труб). Нынче стратегия «Газпрома» направлена, в частности, на обеспечение энергетической безопасности Санкт-Петербурга. Для ТЭЦ, которые питают целые районы, делается резервное газоснабжение, ведь трубопроводы постепенно изнашиваются, и, если случится авария, то весь район, а то и два, может остаться без отопления. Чтобы этого не происходило, делается такая система, когда газоснабжение идет по двум независимым трубопроводам.

Мы не занимаемся непосредственно газовой трубой, но всё это делается в застроенной части города, где открытым способом строить уже практически невозможно. Поэтому наша бестраншейная технология всё больше начинает занимать не только нишу строительства канализации и водоотведения, но и прокладки футляров для коммуникаций любого назначения. Сейчас рассматриваются проекты строительства в Санкт-Петербурге кабельных коллекторов именно методом микротоннелирования, как это уже делается по специальной программе в Москве.

По новым проектам можно добавить, что мы выиграли тендер по тоннелю для канализования жилого комплекса «Северная Долина» и уже вышли на объект. График задан жесткий, за оставшееся время этого года очень много надо успеть: соорудить три ствола, пройти полтора интервала и т. д. Общая длина тоннеля — 1700 м, внутренний диаметр — 1500 мм. Но, в принципе, пока у нас нет сомнений, что уложимся в срок. Проблема сегодня, однако, не столько в самой стройке, сколько в бюрократических процедурах получения всяческих разрешений.

— Продолжается ли технологическое развитие вашего предприятия?

— Что касается именно микротоннелирования, то недавно Метрострой купил новый щит. Отличается он, прежде всего, электроникой в управлении. То есть в принципе технология остается та же, она надежная, и в мире ничего лучше пока не придумали, но приходит оборудование нового поколения.

Мы параллельно занимаемся также горизонтально направленным бурением. В меньшей мере, но, скажем, за прошлый год по технологии ГНБ выполнили много работ для строительства ЗСД. Бурили практически весь год, не переставая. Было много кабельных перекладок, для которых мы делали футляры. Когда есть такая работа, мы от нее не отказываемся. У нас слаженная команда, хорошая бригада, которая работает на хорошем оборудовании. Смысл работы по ГНБ для нас еще и в том, чтобы обеспечить занятость коллектива.

Понятно, что у нас в перспективе есть и объекты метростроения. На строительстве будущей Красносельско-Калининской линии нашему тоннельному отряду уже «отписаны» два вентиляционных ствола, их проходка и оснащение специальными устройствами. Когда в Санкт-Петербурге снова развернется строительство метро, то не исключено, что основной объем работ у нас будет в метростроении.

Тоннель длиной 250 м, залегающий под Сайменским каналом в погранзоне, арендуемой Финляндией, сооружается на участке газопровода Грязовец — Выборг на глубине от 12 до 21 м. 19 сентября проходчики ООО «Тоннельный отряд-4» вывели щит AVN 2000 D в приемную камеру, успешно завершив проходку тоннеля. Как комментирует пресс-служба ОАО «Метрострой», проходка выполнялась в очень сложных условиях, обусловленных залеганием в этой зоне различных по своему составу грунтов: от скальных пород до водонасыщенных песков с валунами. Строительство велось с применением тоннелепроходческого комплекса диаметром 2,5 м. Специально под этот проект метростроители совместно с немецким производителем проходческого оборудования «Херренкнехт» создали конструкцию режущего органа, способного разрабатывать различный по плотности грунт. Эта конструкция уже успешно отработала при сооружении первого тоннеля в 2010 г.

Автор: Беседовала Наталья Завьялова
Дата: 17.10.2012
«Федеральный строительный рынок» № 104
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад