Москва делает ставку на метро и электрички
19 сентября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание, на котором обсуждалась реализация программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 г., в частности, в связи с присоединением новых территорий к Москве. Были рассмотрены предложения федеральных ведомств, а также органов власти Москвы и Подмосковья по улучшению транспортной ситуации в столичном регионе, в том числе по совершенствованию нормативной базы транспортного комплекса. Мероприятие символично прошло на объекте транспортной инфраструктуры — на 33-м километре реконструируемой федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь». В числе участников совещания были: зампредседателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, советник Президента России Игорь Левитин, министр финансов Антон Силуанов, министр транспорта Максим Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин, губернаторы Московской области Сергей Шойгу и Калужской области Анатолий Артамонов, представители заинтересованных министерств и ведомств, руководители отраслевых компаний. Дмитрий Медведев о будущем транспортного развития столичного региона В своем вступительном слове премьер-министр отметил: — Очевидно, что городом, удобным для проживания, может быть только такой город, по которому удобно передвигаться — и пешком, и на общественном транспорте, и на автомобиле. Сейчас, по подсчетам, которые существуют, в среднем наши жители — жители столицы и области, вообще все, кто приезжает в город, — в среднем тратят на одну поездку больше часа: 65 минут, в среднем, на общественном транспорте и 62 минуты на индивидуальном транспорте. При этом средние скорости передвижения по городу крайне невысоки: это, соответственно, 11 км для общественного транспорта и 30 км, не говоря уже об огромном количестве автомобилей во дворах, на тротуарах, где живого пространства практически не осталось... К сожалению, также хотел бы подчерк-нуть, что градостроительная политика до самого последнего времени только усугубляла ситуацию, а не облегчала. Она в этом смысле не была скоординированной: строительство велось в отрыве от транспортных коммуникаций — новые жилищные массивы не были обеспечены этими коммуникациями изначально, создавались большие торгово-развлекательные центры без строительства дорог, что создало очень существенную дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть. В области, естественно, ситуация не лучше, потому что практически больше 1 млн жителей Подмосковья ежедневно приезжает на работу в Москву и, соответственно, наоборот. По словам главы Правительства РФ, необходимо связать между собой все усилия, которые предпринимаются городскими, областными и федеральными властями, повысить связанность и транспортную доступность как агломерации в целом, так и отдельных районов столицы и Подмосковья. Для этого был образован еще в феврале прошлого года координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и Московской области, подготовлена и реализуется программа «Развитие транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 г.». — Тем не менее, есть свои проблемы, — продолжил Дмитрий Медведев. — Программа серьезно пока недофинансируется, и нам нужно посмотреть на то, каким образом это финансирование изыскать. В этом контексте, а также в связи с изменением границ Москвы и Московской области положение программы требует своей актуализации. Понятно, что не может быть расчета на одномоментное решение всех проблем, а стало быть, нам нужно сосредоточиться на наших приоритетах. По словам премьер-министра, речь идет, во-первых, о развитии общественного транспорта. Он должен быть удобным и современным. Это касается и метрополитена, и наземного транспорта, включая городские и пригородные автобусы и скоростной трамвай. Во-вторых, пассажирам важно иметь возможность оперативно пересесть из одного вида транспорта в другой, и для этого крайне важно развивать сеть транспортно-пересадочных узлов. Запланировано довольно много таких узлов: до 2016 г. — 107 плоскостных узлов и 23 многоуровневых транспортно-пересадочных узла. В-третьих, по оценкам экспертов, железная дорога обладает значительным потенциалом, который в настоящий момент используется крайне неэффективно. Удельный вес железнодорожных перевозок в городе составляет лишь около 10%. В-четвертых, необходима комплексная модернизация существующей инфраструктуры — и реконструкция, и строительство сети автомобильных дорог, в первую очередь так называемых вылетных магистралей. Это потребует синхронизации работ и в столице, и в области, позволит улучшить ситуацию с транспортной доступностью примыкающих к столице подмосковных городов. — Ну и, наконец, пятая позиция, которую я хотел бы обозначить, — продолжил Дмитрий Медведев. — Она в меньшей степени, может быть, касается общественного транспорта, но тем не менее Москва остается глобальным мегаполисом и будет так развиваться, поэтому в перспективе она должна стать одним из крупнейших международных авиационных хабов, который будет принимать ежегодно до 120 млн пассажиров. И здесь крайне важна скоординированная политика по повышению конкурентоспособности аэропортов столичного региона и по инфраструктурным возможностям, которые примыкают к аэропортам, и по дорогам, которые ведут к аэропортам, и по всем остальным объектам транспортной инфраструктуры. Максим Соколов: «Реализация программы предполагает комплекс взаимосвязанных решений» Начиная свой доклад, министр транспорта РФ Максим Соколов подчеркнул: — В течение последних двух лет и Минтранс России, и правительство Московской области, и правительство Москвы, а с февраля прошлого года в рамках координационного совета, где также приняли участие и РЖД, и компания «Автодор», сосредоточили свои усилия на координации действий, направленных на реализацию мероприятий по развитию транспортной системы Московского транспортного узла. Для ликвидации проблемных ситуаций, которые к этому времени сложились в отношении всех объектов транспортной инфраструктуры, и создания комфортной транспортной системы была разработана, согласована и одобрена правительственной комиссией по транспорту и связи Программа развития Московского транспортного узла до 2020 г., а также Схема управления данным проектом. В основу программы положены следующие принципы: соответствие транспортной обеспеченности социально-экономическому градостроительному развитию, ускорение движения грузопотоков, снижение транспортных издержек и улучшение транспортной доступности, переход от планов по развитию отдельных видов транспорта, что очень важно, к синхронизированному и сбалансированному развитию транспортной и терминально-складской инфраструктуры в целом, наконец формирование единого транспортно-логистического комплекса в соответствии с градостроительными планами развития территорий и реализация мероприятий программы за счет объединения государственных и частных ресурсов. Как уточнил министр, Программа включает в себя 12 основных направлений. Реализация ее предусматривалась в три этапа. Первый этап, который к 2012 г. уже завершился и рассчитан на два года, был направлен на стабилизацию ситуации и недопущение развития транспортного коллапса. Задачей второго этапа, рассчитанного с 2012 г. на период до 2016 г., является обеспечение перелома ситуации в транспортном секторе за счет целенаправленной скоординированной, сбалансированной политики — как транспортной, так и градостроительной — в целом в Московском регионе, а также технического перевооружения, внедрения интеллектуальных систем и развития новых технологий управления транспортным комплексом. Задачами третьего этапа, который начинается в 2016 г. и заканчивается в 2020 г., являются уже закрепление и развитие тех позитивных тенденций, повышение уровня удовлетворенности населения ситуацией в транспортной системе Московского региона. — Сейчас можно уже уверенно сказать, что реализация этой программы началась, — продолжил Максим Соколов. — За первый год удалось достичь скоординированных действий по ряду важных направлений не только с точки зрения одобрения самой программы, но и ее составных частей. Так, одобрена концепция комплексного проекта реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги, создана специализированная компания ОАО «МКЖД», ведется проектирование. Началась реализация ряда проектов по созданию хордовых связей между радиальными автомобильными дорогами. Помимо представленных, это Северная рокада (продолжение на территории Московской области до города Ногинска), Северо-Западная хорда и северный дублер Кутузовского проспекта с выходом на платный обход Одинцово, как раз где мы сегодня находимся. Завершено проектирование и полным ходом уже ведется подготовка территории для Центральной кольцевой автодороги на участке от М10 («Россия») на севере до М7 («Волга»). Ведется также реконструкция аварийных дорожных объектов в Московской области, реализуется план создания транспортной инфраструктуры для обеспечения комфортной работы в инновационном центре «Сколково». Реализовано решение о создании специализированных полос для движения общественного транспорта. Как важный момент министр также отметил то, что параллельно с этими инфраструктурными объектами идет «можно сказать, беспрецедентное в современной истории России обновление подвижного состава наземного транспорта». Так, в Москве обновлено около 50%, за счет чего возросла скорость и увеличился объем перевозок. А по Московской области недавно было принято решение (в том числе с учетом субсидий на правительственном уровне из федерального бюджета) о приобретении более 700 автобусов, которые на первоначальном этапе будут работать в Московской области, в период проведения Олимпиады будут задействованы для обслуживания Олимпийских игр, а затем вернутся обратно для работы на дорогах Московской области. Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств как федерального бюджета, бюджетов Москвы, Московской области, так и внебюджетных источников. Общий объем средств из всех источников на реализацию программы до 2020 г. определен в размере 7,2 трлн руб. — Комплексный подход к реализации всех мероприятий программы позволил оптимизировать ресурсное обеспечение этих мероприятий, — сказал глава Минтранса. — В прошлом году уже было дополнительно выделено финансирование к предусмотренному в текущем бюджете в объеме 32 млрд руб. Если же говорить о внебюджетных источниках, то общий объем инвестиций до 2015 г. предполагается в размере порядка 1 трлн руб. — 993 млрд. Вместе с тем основные текущие показатели обслуживания населения транспортным комплексом далеки от программных. Это связано, в первую очередь, с тем, что общий объем финансирования до сегодняшнего момента был в пределах 50%. Из-за этого, соответственно, и средние затраты времени на поездку в общественном транспорте составляют 65 минут против 40 минут по нормативу, и скорость передвижения на общественном транспорте — 11 км/час., на индивидуальном — 30 км/час. Превышается также и норматив наполняемости общественного наземного транспорта, достигает 5–6 человек на 1 кв. м. По словам министра, транспортному комплексу региона присущи многие недостатки, характерные для крупных мегаполисов мира, но есть и характерные особенности, которые затрудняют динамичное развитие. Это низкая плотность сети скоростного внеуличного транспорта, в первую очередь метрополитена; железная дорога не играет значительной роли в обеспечении перевозок пассажиров; недостаточное развитие наземных видов общественного транспорта и ряд других. — Остановлюсь на ключевых показателях и индикаторах программы, которые должны быть обеспечены в среднесрочной перспективе, — продолжил Максим Соколов. — В первую очередь к ним относятся увеличение объема перевозок на 40%, сокращение среднего интервала движения в час пик с восьми до пяти минут и сокращение времени поездки из жилых районов до работы на 15–20%. Хочу, опять же, остановиться на том, что для того, чтобы в полном объеме достичь этих результатов, конечно, нам необходимо изыскать дополнительные источники финансирования по всем направлениям. Далее министр напомнил, что в течение этого и прошлого года были приняты известные концептуальные решения по новым присоединяемым территориям к Москве, а также по развитию территории Большого Домодедова и инновационного центра «Сколково», разработаны другие базовые документы. — Таким образом, уже ряд мероприятий и цифр не согласуется с теми параметрами программы, которые были определены в начале ее составления в 2010 г., — заявил Максим Соколов. — И в этой связи мы считаем, что нам необходимо совместными усилиями выполнить актуализацию этой программы, и такая работа Минтрансом совместно с правительствами Москвы и Московской области уже начата. Считаем, что принципы построения программы не претерпят существенных изменений (именно принципы), ключевым положением этой программы должно так же, как и в действующем варианте, быть доминирование общественного транспорта, скоординированное развитие городского пассажирского транспорта, единая сеть городских и пригородных автобусов, использование Малого кольца железной дороги. Основой реализации этого принципа станут возрастание доли пригородных и городских железнодорожных перевозок и вынос грузовых дворов на Большое кольцо. Министр напомнил, что по-прежнему приоритетным является и строительство метрополитена. Предполагается строительство порядка 145 км линий и 67 станций. Особое внимание, по словам главы Минтранса, также должно быть уделено работе по усовершенствованию логистики грузового транспорта с целью вывода значительной части грузопотоков за пределы МКАД, закрытия грузовых дворов на железной дороге, создания распределительных центров и организации системы грузоперевозок с целью снижения перепробега по городским улицам. Отдельный вопрос, с позиции министерства, — это перспектива развития авиационного комплекса. Основные мероприятия, которые позволят сделать Московский авиаузел современным и удобным, относятся к вопросам развития наземной инфраструктуры, к созданию быстрого и комфортного подъезда на железнодорожном и автомобильном транспорте и строительству новых, просторных и эргономичных терминалов. Также необходимо завершить (и на это, как заверил Максим Соколов, в основном деньги в бюджете Министерства транспорта предусмотрены) реконструкцию аэродромной инфраструктуры в аэропортах «Внуково», «Домодедово», «Шереметьево», в том числе с привлечением внебюджетных источников и использованием механизмов государственно-частного партнерства. В завершение выступления министр отметил, что решения, которые с точки зрения Министерства транспорта необходимо продекларировать в рамках совещания, отражены в проекте протокольного решения. Это учет транспортной обеспеченности строящихся объектов недвижимости в обязательном порядке при получении разрешения на строительство и экспертизе градостроительной документации, порядок проведения экспертиз линейно-протяженных объектов, взимание платы на парковках, порядок организации заказных автобусных перевозок и перевозок по маршруту и организация мест для посадки пассажиров. Реализация этих изложенных подходов, в свою очередь, предполагает комплекс взаимосвязанных решений технического, финансового, нормативно-правового и организационного характера. Сергей Собянин: «На новые рельсы» В своем выступлении мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул: — В Московском транспортном узле только на территории Москвы ежедневно передвигается 14 млн человек, это больше 5 млрд в год, это крупнейший транспортный узел Европы. К сожалению, сегодня можно констатировать, что все виды транспорта, начиная с метро, пригородных электричек, общественного наземного транспорта, перегружены. В среднем этот перегруз составляет около 30%, а в часы пик доходит по некоторым направлениям до 40% и более. Конечно, такая ситуация не может продолжаться дальше, с учетом того, что город также развивается, растет, растут пригороды, Московская область, и если ничего не делать, то эта ситуация будет ухудшаться, в дальнейшем приведя к окончательному коллапсу транспортную сеть мегаполиса. Мы выбрали для себя ряд направлений, которые вошли в программу развития Московского транспортного узла. Это, в первую очередь, развитие метрополитена (как я уже говорил, к сожалению, последнее десятилетие метро не уделялось должного внимания, его развитие практически прекратилось), это развитие железнодорожных путей пригородного направления, это строительство автомобильных магистралей, развитие наземного транспорта, парковочного пространства, грузовой логистики и интеллектуальной транспортной системы. За последние два года, как сообщил столичный мэр, строится уже 13 км линий метрополитена и 6 станций. Но самое главное — был создан проект расширения Московского метрополитена практически на 50%, т. е. 150 км линий метро. — Мы не только создали этот проект, мы вошли уже в работу на 80 площадках в городе и привлекли практически все строительные мощности страны, которые специализируются в области тоннельного и метростроения, — акцентировал Сергей Собянин. -—Считаем для себя это приоритетным проектом, и в бюджете на ближайшую трехлетку основное финансирование уже учтено. То есть это абсолютно реальный проект, который является для нас приоритетным и который мы, безусловно, будем стараться выполнить в полном объеме. Следующее направление, которое является ключевым, — это развитие пригородного сообщения. Общими усилиями правительства Москвы и РЖД за последние два года увеличен объем перевозок на 15%. Этому способствовали и тарифная политика (за два года практически не увеличивалась стоимость перевозок), и логистика движения, и покупка нового подвижного состава. Еще одно направление — строительство новых и реконструкция старых дорог. В Москве за два года будет построено 100 км новых дорог и созданы проекты реконструкции большинства московских магистралей. Далее, за два года построено более 700 тыс. парковочных мест и около 90 тыс. гаражных мест в капитальном исполнении. — Хотел бы остановиться на проблемном проекте, который нам кажется ключевым не только для Москвы, но и для Московской области, и Министерства транспорта Российской Федерации (по их оценкам), и «Российских железных дорог», — проекте, который требует усилий всех участников, — продолжил Сергей Собянин. — Речь идет о программе развития пригородного железнодорожного сообщения. Весь проект развития железнодорожного транспортного узла составляет около 1 трлн руб. Это, конечно, неподъемные ресурсы, реализовать которые достаточно сложно. Поэтому мы из этого большого проекта вычленили план первоочередных мероприятий, которые в первую очередь касаются пригородных пассажирских перевозок. Речь идет о том, что необходимо построить дополнительные главные пути на всех вылетных магистралях пригородного сообщения, причем строить их практически на всем протяжении, где они перегружены. Речь идет о том, что в случае реализации этого проекта мы увеличим объем перевозимых пассажиров до 846 млн. По мнению мэра столицы, это является ключевым направлением решения транспортных проблем Московского транспортного узла. В связи с тем, что сегодня большинство жителей Подмосковья ездят в Москву либо на своих автомобилях, либо на наземном транспорте, причем доля тех, кто ездит на личном транспорте, составляет 35–40%. — Это, конечно, запредельное количество, ни одна дорожная сеть, как бы мы ее ни реконструировали, такого количества машин вместить не может, — комментировал Сергей Собянин. — Более того, этот поток еще с каждым годом нарастает. Для того чтобы пересадить этих пассажиров с частного транспорта на пригородное сообщение, необходимо провести такую реконструкцию. При этом средний интервал движения с сегодняшних 8 минут должен уменьшиться до 3 минут. Пригородные электрички должны двигаться примерно так, как двигаются сегодня поезда метро. Кроме того, в Москве уже приступили к реконструкции Малого кольца железной дороги. Заканчивается проектирование, и в этом году начнется реальная стройка. Как сказал глава столичного региона, речь идет о проекте, который, по сути дела, соединяет разные виды транспорта — железнодорожный транспорт, метро, наземный транспорт — увязывая их в единую систему. Само кольцо, пропускная способность Малого железнодорожного кольца составит 285 млн пассажиров, то есть весь проект развития пригородной железнодорожной инфраструктуры обеспечит рост перевозок до 1 млрд пассажиров в год. И, согласно замечанию Дмитрия Медведева, тогда пригородное железнодорожное сообщение займет достойную нишу в структуре пассажирских перевозок Московского транспортного узла, как и во всех развитых мегаполисах мира. ...И с точки зрения Подмосковья Губернатор Московской области Сергей Шойгу в своем выступлении продолжил тему, высказав согласие с Сергеем Собяниным: — Начну с того, что касается пригородного железнодорожного сообщения. То, что сказал Сергей Семенович, мы полностью поддерживаем, более того, в этом активно участвуем и считаем это одним из ключевых решений всех транспортных проблем и в Москве, и в области... О важности и актуальности всех этих вопросов я говорить не буду. Скажу лишь об одном, что касается железнодорожного транспорта. Существует два больших вопроса. К решению одного из них мы уже приступили — это всё, что касается перехватывающих парковок для граждан, которые едут в Москву на пригородных электричках, оставляя свой автомобильный транспорт на станциях вдоль всех дорог, которые ведут в сторону Москвы. Это огромное количество транспорта, и, естественно, нужно делать парковки. При этом задачей номер один при решении вопроса увеличения скорости и частоты движения пригородных электричек губернатор назвал задачу железнодорожных переездов. Основных, ключевых — их 18, общая стоимость работ до 2020 г. составит 60 млрд руб. Сегодня переезды уже от 8 до 10 часов в день закрыты. Это, суммарно, миллионы часов, проведенных в ожидании проезда через железную дорогу. Говоря об автомобильном транспорте, Сергей Шойгу отметил, что в этом направлении есть ряд проблем и вопросов, которые не решались достаточно долго. И сейчас они становятся всё актуальнее с учетом и развития Москвы и огромного строительства — заселения в Московской области — «…мы строим больше всех в стране, больше 8 млн кв. м жилья каждый год». — Конечно, тех средств, которые выделяются из федерального бюджета на дорожное строительство, развязки, ремонт дорог, не просто недостаточно — они фактически незаметны на сегодняшний день, — заявил губернатор. — Это я не считаю федеральные проекты, я говорю только о нашей сети — сети областной, муниципальной, а это больше 30 тыс. км дорог. И здесь, по нашим оценкам, на ближайшие три года нам необходимо до 2015 г. включительно в среднем по 32 млрд руб. субвенций. Это увязано со всеми задачами, которые стоят и перед Москвой. Подводя итоги Резюмируя итоги встречи, глава московского правительства предложил «…подумать над целым рядом направлений», начиная с предложения по финансированию железнодорожной инфраструктуры: — Думаю, что это действительно крайне важная вещь для развития Московского транспортного узла. С учетом нынешней сложной ситуации полагал бы правильным рассмотреть этот вопрос применительно к финансированию, начиная с 2016 г., в рамках дополнительной потребности в 97,3 млрд руб. Премьер-министр отметил и предложение московского мэра по ограничению грузовых перевозок, и в отношении создания отдельной подпрограммы развития Московского транспортного узла. Отдельного внимания была удостоена также идея единого транспортно-логистического комплекса на подступах к Москве и Московской области, изложенная губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым. — В общем, все изменения в проект поручения должны быть подготовлены в кратчайшие сроки, — в заключение распорядился Дмитрий Медведев.
Автор: Сергей Александров Дата: 17.10.2012 «Федеральный строительный рынок» № 104 Рубрика: Транспортное строительство |