Публикации »

На форуме «Мир мостов» говорили о системе транспортного строительства

Тема поиска новых подходов в реализации контрактов строительства объектов транспортной инфраструктуры стала ключевой на IX Международном форуме «Мир мостов», прошедшем 20–21 сентября в Северной столице. Организаторами мероприятия выступили правительство Санкт-Петербурга, НП Ассоциация «Дормост», ВО «Рестэк®». Сохранив в основе традиционный формат, в этом году форум стал более дискуссионным.

Цели форума «Мир мостов»:

  • способствовать развитию транспортного строительства в России и за рубежом;
  • предоставить специалистам возможность информационного обмена в вопросах развития отрасли и нормативно-технической политики;
  • предоставить российским и зарубежным строителям возможность ознакомиться с программами реализации инфраструктурных проектов, с опытом строительства, реконструкции и ремонта искусственных, гидротехнических и подземных сооружений в России и за рубежом;
  • содействовать внедрению и популяризации инновационных технологий, продукции и управленческих решений в сфере транспортного комплекса мегаполисов;
  • способствовать стратегическому и текущему планированию развития транспортного комплекса городов;
  • предоставить площадку для объединения и обмена опытом специалистам: проектировщикам, мостостроителям и другим представителям отраслевого бизнес-сообщества.

В приветствии от имени Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства СПб говорилось: «Форум “Мир мостов” станет эффективной площадкой для взаимодействия ведущих компаний и экспертов отрасли. Формат открытого диалога позволит всесторонне обсудить ключевые вопросы государственно-частного партнерства и нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли».

В программу форума в этом году во-шли интервью на сцене Транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области, панельная дискуссия на тему «Новые подходы в реализации контракта строительства объекта транспортной инфраструктуры», презентации и обсуждение проектов инфраструктурного строительства, мостостроения и тоннелестроения (выступления представителей отраслевых органов исполнительной власти, руководителей и специалистов предприятий мосто- и тоннелестроения, проектных институтов, конструкторских и изыскательских организаций, высших учебных заведений и страховых компаний из России, стран СНГ, Европы и Америки). Также в рамках форума состоялись посещение XIII международной специализированной выставки «Дороги. Мосты. Тоннели» и техническая экскурсия с выездом на строящийся Западный скоростной диаметр.

Традиционный формат форума «Мир мостов» — это премьерная площадка для новых крупных строительных объектов и информационная площадка для представителей строительных организаций дорожно-мостового комплекса разных стран. На сей раз в программу добавился новый формат — интервью на сцене Транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Организаторы форума мотивировали актуальность такой формы делового общения тем, что прошло около года, как в городе и области сменилось руководство, и за минувшее время были внесены существенные корректировки, в том числе в идеологию развития транспортной инфраструктуры. Санкт-Петербург и Ленинградская область фактически являются частями одной агломерации, единого транспортного узла, но при этом у каждого региона имеются свои финансовые ресурсы, свое видение приоритетности действий. На сегодня приоритетная задача — свести в единый комплекс транспортные системы города и области, так как дороги — это логистика, транспорт и, в конечном счете, успешность региона в экономическом плане.

Представители регионального руководства были приглашены на форум, чтобы рассказать о своем видении решения этой задачи, проанализировать и оценить ситуацию с дорожным строительством, перешедшую им по эстафете от их предшественников. На вопросы ведущего (со сцены) отвечали председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Борис Мурашов и вице-губернатор по строительству администрации Ленинградской области Георгий Богачев.

Борис Мурашов рассказал о транспортной стратегии развития Санкт-Петербурга, принятой в 2011 г. Согласно ей предполагается увеличение количества пешеходных зон и скоростных автомагистралей, планируется развитие линий легкорельсового транспорта, предусматриваются новые способы привлечения средств. «Денег всегда не хватает, — подчеркнул председатель КРТИ. — Нужно не надеяться на бюджет, а искать новые решения. Сегодня транспортному комплексу не обойтись без инвестиций со стороны бизнеса. В развитии агломерации, безусловно, должны участвовать также федеральные органы власти, поскольку многие объекты транспортной инфраструктуры имеют тройное назначение — для города, для области и для страны в целом».

Что касается конкретизации по проектам, то Борис Мурашов, в частности, сообщил, что участием в реализации проектов двух вылетных магистралей в Санкт-Петербурге уже заинтересовались три банка. В строительстве магистралей в створе Фаянсовой и Зольной улиц и магистрали №7 (дублер пр. Энгельса) готовы принять участие ВТБ, Ситибанк и Сбербанк. По инвестиционной привлекательности проектов все три банка выдали положительное заключение. В ближайшее время в Смольном пройдет обсуждение возможных финансовых моделей, но при этом рассматриваться будет только один вариант строительства — по принципу государственно-частного партнерства.

Глава КРТИ СПб также рассказал о проектах ускоренных легкорельсовых трамвайных трасс, которые свяжут город с пригородами, выходя на территорию Ленобласти. К реализации планов намечено приступить уже в следующем году. Один маршрут соединит Ладожский вокзал и Всеволожск, другой — Озерки и Сертолово. Далее возможно строительство линий до Колпино, Красного Села, аэропорта «Пулково». Как отметил Борис Мурашов, скоростные трамваи где-то пройдут по уже проложенным линиям, где-то по новым трассам. На всем протяжении пути трамваям должен быть предоставлен «зеленый коридор», то есть непрерывное движение без задержек. Это первый этап развития легкорельсового транспорта, не исключено, что в будущем он будет модернизироваться и совершенствоваться.

Григорий Богачев привел такие цифры: дорожный бюджет области в 2012 г. составил 7,8 млрд руб., на 2013 г. запланировано 8,2 млрд, но только на текущий ремонт дорог нужно 22 млрд руб.

«Частных инвесторов в область привлечь трудно, движение здесь не такое интенсивное, как в Петербурге, мы не можем рассчитывать на эффективную окупаемость, — отметил вице-губернатор. — Решать проблему надеемся за счет федерального бюджета. Также ждем решений координационного совета по транспорту Петербурга и Ленинградской области, которые будут приняты в конце этого года».

Представители власти города и области сошлись на том, что регионы сближаются, хотя есть некоторые расхождения в приоритетах. При этом общая позиция уже согласована, и теперь нужно более четко определить границы агломерации, а затем разработать единую транспортную схему.

Панельная дискуссия «Новые подходы в реализации контракта строительства объекта транспортной инфраструктуры» была мотивирована тем, что сегодня складывается такая ситуация в сфере транспортного строительства, когда на территории одного региона существуют несколько различных систем контрактных взаимоотношений — как на уровне «государство — инвестор», так и на уровне «заказчик — подрядчик».

Анализ государственных контрактов ряда комитетов правительства Санкт-Петербурга выявил определенный дисбаланс обязанностей сторон, полномочий заказчика и подрядчика. При этом анализ договорной базы существующих проектов частно-государственного парт-нерства показал ситуацию взаимоотношений сторон контракта более взвешенной и проработанной.

Сейчас формируется определенный отраслевой пласт инвестиционно-строительных компаний, которые готовы работать на реализации государственных задач в рамках контрактов с отсроченными обязательствами (ГЧП, контракты жизненного цикла, концессия). Эти компании приходят на конкурсные процедуры или иные форматы переговоров с уже сложившимся пулом контрактных взаимоотношений со своими партнерами: банками, финансовыми институтами, страховыми компаниями, лизингодателями, поставщиками материалов и технологий. Имеется понимание того, что, в принципе, какой-либо конкурс ЧГП или КЖЦ по своей сути должен быть конкурсом контрактов, где каждый из соискателей дает определенные предложения, а организатор такого конкурса определяет для себя наиболее приемлемый контракт. Проект ФЗ «О федеральной контрактной системе» предусматривает такой подход. Другое дело, что в таких документах должны быть качественно проработаны вопросы равнозначной ответственности сторон и т. д.

В то же время не секрет, что на сегодняшний день схема работы по системе госзаказа ставит строителя-подрядчика в такие условия, когда он вынужден брать на себя обязательства, не имеющие отношения к его работе, а также нести ответственность за третьих лиц и, в итоге, работать себе в убыток. Поскольку в транспортном строительстве полноценной, с минимальными рисками, альтернативы госзаказу нет, строители вынуждены идти на те условия, которые им предлагают.

В связи со всем этим была обозначена основная цель панельной дискуссии — «Наметить законодательные основы, в том числе те, которые впоследствии приобретут вид нормативных документов и законов и позволят вывести взаимоотношения заказчика и исполнителя на принципиально новый уровень».

Участники дискуссии: председатель КРТИ Борис Мурашов, проректор СПб ГАСУ Александр Солодкий, генеральный директор ООО «Британский консультационный строительный центр» Лариса Полнарева, советник генерального директора ОАО «Мостострой № 6» Сергей Чижов, президент Всероссийского объединения работодателей в дорожной отрасли АСПОР Александр Малов, генеральный директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Алпатов.

К обсуждению проблем пригласили и партнеров-финансистов: первого вице-президента Банка расчетов и сбережений Павла Рыкова и первого заместителя директора САО «Гефест — Санкт-Петербург» Анатолия Кузнецова.

В ходе мероприятия участники про-анализировали сложившуюся ситуацию, обсудили новые условия контрактной работы в транспортном строительстве, призвали к проведению конкурсов контрактов, наметили основы взаимоотношений заказчика и исполнителя. На форуме прозвучали специальные доклады — о новых технологиях, проектах и исследованиях в сфере дорожно-мостового строительства, в частности: «Интеллектуальный транспортный менеджмент на базе транспортных моделей городов», «Устройство и неразрушающий контроль сплошности буронабивных свай опор мостов», «Теория и практика применения сталефибробетона при строительстве и ремонте мостовых сооружений в РФ в 1998–2012 гг.», «Комплексные решения защиты от коррозии объектов транспортной инфраструктуры», «О долговечности и работоспособности деформационных швов автодорожных мостов» и др.

«Форум в новом формате состоялся. Были озвучены различные точки зрения, в чем-то совпавшие, а в чем-то диаметрально противоположные.

В рамках форума мы обсудили предпосылки законодательных изменений, которые ожидаются через 2–3 года. Мы поняли, что речь идет о серьезных структурных и ментальных переменах. И, как любые перемены, процесс будет сопровождаться ломкой стереотипов, восприятий и отношений.

Мы ставили перед собой цель — обозначить острые углы, которые нас ждут, в том числе и в контрактных отношениях. Любой проект, любая идея, любой конкурс регулируется одним документом — контрактом между заказчиком и исполнителем. Поэтому мы и назвали дискуссию “Новые подходы в реализации контракта строительства объекта транспортной инфраструктуры”», — подводя итоги форума, отметил директор Ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов.

 

Автор: Игорь Павлов
Дата: 17.10.2012
«Федеральный строительный рынок» № 104
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад