Публикации »

Максим Соколов: «Использовать российские транзитные возможности»

В рамках мероприятий Недели саммита АТЭС-2012 во Владивостоке одной из приоритетных обсуждаемых тем было развитие транспортной инфраструктуры Азиатско-Тихоокеанского региона. Вопросам этой сферы посвящено интервью министра транспорта России Максима Соколова, опубликованное на официальном портале саммита rus.apec2012.ru.

— Максим Юрьевич, форум АТЭС объединяет 21 экономику, это огромная территория — от Калининграда до восточного побережья двух Америк. У нас могут появиться общие проекты в сфере транспорта?

— Безусловно. Речь как раз идет о построении транспортно-логистических цепочек, которые могут работать на больших расстояниях. Ведь для того, чтобы торгово-экономические отношения успешно развивались, необходимо обеспечить качественную, безопасную и максимально быструю доставку грузов. Еще один решающий фактор — цена перевозки.

Сейчас доставка грузов между экономиками, входящими в АТЭС, в основном осуществляется морским транспортом, после чего товары перегружаются на железную дорогу и далее следуют по суше. При этом для доставки товаров «до двери» потребителя альтернативы автомобильному транспорту пока нет. Но товар должен двигаться по всей цепочке поставок без задержек при перегрузках, то есть должна быть создана так называемая бесшовная схема движения.

— И как это можно сделать?

— Прежде всего путем налаживания эффективного взаимодействия между органами власти, которые отвечают за организацию перемещения грузов, — это в первую очередь транспортные и таможенные ведомства. Необходимым условием построения современной логистической цепи является создание инновационных терминальных комплексов для организации интермодальных перевозок, то есть перевозок с использованием разных видов транспорта. Координация усилий экономик АТЭС по этому направлению может стать важной инициативой форума и приведет к повышению эффективности всей транспортной цепи. Совершенно очевидно, что в таком исходе заинтересованы все ее участники.

— Россия может вписаться в этот процесс? Не получится так, что нас туда не пропустят конкуренты из других экономик?

— Грузопоток из экономик АТЭС в Европу и обратно такой, что работы хватит всем. Система цепочек поставок и стоимости в Азиатско-Тихоокеанском регионе достаточно устойчива и эффективна, но некоторые транспортные маршруты весьма уязвимы с точки зрения безопасности грузовых перевозок. Взять хотя бы пример побережья Африканского Рога, где торговые суда постоянно подвергаются нападению пиратов. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов возможные сбои в поставках грузов, например, в случае природных катаклизмов. Вот почему столь важна тема диверсификации маршрутов, которая поддержана экономиками АТЭС.

— У России есть конкретные предложения по изменению грузопотоков в ближайшие годы?

— Да, использование российских транзитных возможностей может стать одним из направлений такой диверсификации. Скажем, в плане совершенствования евроазиатских транспортных коридоров и маршрутов с помощью модернизации Транссибирской магистрали, Байкало-Амурской магистрали и тихоокеанских портов России и развития новых морских маршрутов в дополнение к традиционным — через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Нельзя не учитывать и возможности, которые открывает использование Северного морского пути.

Кстати, использование Северного морского пути является нашей «фишкой». Россия серьезно нацелена на развитие этого маршрута. По нашим оценкам, в ближайшей перспективе там может проходить 3–5 млн тонн грузов. Это, конечно, не 50 млн тонн, которые сегодня обслуживают наши порты, но всё равно хороший задел. Северный морской путь — это действительно тот путь, который могут использовать все компании. Россия создает соответствующую инфраструктуру и обеспечивает безопасность на этом маршруте, в том числе и экологическую. Планируется, что отвечать за прохождение грузов будет специально учрежденная администрация Северного морского пути.

— Как к этой идее относятся другие экономики — им такой проект интересен?

— Инициатива России нашла живой отклик у наших партнеров. Особенно у тех, чьи большие объемы грузов доставляются морем: Япония, Республика Корея, Сингапур. Для них преимущества Северного морского пути неоспоримы с точки зрения времени прохождения груза: 23 дня вместо 46, согласитесь, серьезный аргумент.

Важен и вопрос доставки и прохождения транзитных грузов, контейнерных перевозок. Это сопряжено с развитием пропускных пунктов, инфраструктуры самих погранпереходов, работы нашей таможни, электронных накладных и многого другого. Все эти вопросы мы с коллегами достаточно подробно обсудили на встрече министров транспорта АТЭС в Санкт-Петербурге. Китайские, корейские и японские партнеры заинтересованы в активном использовании транзитного потенциала Транссиба с точки зрения доставки контейнеров. Здесь доставку можно обеспечить в еще более сжатые сроки, чем по Северному морскому пути. При соответствующей инфраструктуре, снятии структурных ограничений, в том числе работы таможни, груз может дойти до Европы всего за 14 дней, а в перспективе и за 7 дней, как это предусматривается нашей инициативой «Транссиб за 7 дней».

— Еще одна российская инициатива в рамках АТЭС — использование на транспорте, в том числе железнодорожном, «умных» технологий. Расскажите об этой идее подробнее.

— Речь идет об интеллектуальных транспортных системах (ИТС), системах мониторинга, основанных на глобальных навигационных спутниковых системах (ГЛОНАСС), автоматизированных системах управления. Современные спутниковые технологии, например, уже доказали свою эффективность при управлении автотранспортными потоками. То же самое относится к интеллектуальным транспортным системам, применение которых ускоряет движение в городах, разгружая улицы, повышает безопасность перевозок.

На встрече министров транспорта АТЭС было достигнуто понимание, что и транспортно-логистические цепочки доставки грузов в регионе должны включать в себя такие «умные» технологии. Теперь нам предстоит при активном привлечении рабочей группы АТЭС по транспорту провести консультации с представителями промышленности и понять, как именно это можно сделать. Использование новых технологий — очень важный элемент нашей работы. Он позволяет всем экономикам более эффективно и безопасно использовать существующую инфраструктуру, повысить качество и скорость доставки, обес-
печить прозрачность и контроль над перевозкой опасных грузов.

— В регионе может возникнуть единая интеллектуальная транспортная система?

— Создание единой интеллектуальной транспортной системы невозможно, учитывая масштаб АТР и различия между экономиками, входящими в него. Речь в этом случае идет о координации действий экономик АТЭС, выработке общих рекомендаций. А в октябре этого года в Сочи запланирована большая конференция, где мы обменяемся лучшими практиками применения автоматизированных систем управления.

— Какие новые объекты транспортной инфраструктуры получил Владивосток к саммиту АТЭС?

— Жители города получили современную, удобную транспортную инфраструктуру, к строительству которой были привлечены лучшие технические и организационные силы.

Между городом и аэропортом теперь курсирует комфортабельный аэроэкспресс. В городе реконструировано более 18 км автомобильных дорог, построено 578 п. м искусственных сооружений, смонтировано 16 надземных пешеходных переходов.

Выполнены работы по строительству и реконструкции объектов морского фасада Владивостока, включая портовые сооружения и портовую инфраструктуру города и острова Русский. А построенный к саммиту АТЭС вантовый мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский уже стал символом города. Это уникальное сооружение получило высокую оценку ведущих мировых специалистов в области мостостроения.

Автор: По материалам rus.apec2012.ru
Дата: 17.10.2012
«Федеральный строительный рынок» № 104
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад