Публикации »

Экономика Сибири требует транспортного развития

Министр транспорта РФ Максим Соколов в Новосибирске выступил с докладом на совещании по развитию транспортного комплекса Сибирского федерального округа. Как отметил глава министерства, одним из основных факторов, определяющих перспективы развития Сибири, является огромный ресурсный потенциал этого региона. Однако в современных условиях по многим видам продукции экономика Сибири может быть конкурентоспособной только при условии соответствующего развития транспортной системы.

Министр напомнил, что развитие транспортной инфраструктуры Сибири, как и всей страны, осуществляется в рамках долгосрочных документов, включая отраслевые стратегии развития, федеральные целевые, региональные и муниципальные программы, а далее уделил внимание основным параметрам транспортной системы округа.

Так, уточнил глава министерства, в СФО сеть автомобильных дорог общего пользования включает в себя около 10 тыс. км федеральных автомобильных дорог и около 100 тыс. км автомобильных дорог регионального значения. 78,3% сельских населенных пунктов имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования. Это даже больше, чем в целом по стране (68,8%).

В 2011 г. объем финансирования дорожного хозяйства округа из федерального бюджета составил 33 млрд руб., в 2012 г.
эта сумма составит 28 млрд руб., в 2013-м — 24 млрд руб. Направление вышеуказанных средств, по словам Максима Соколова, позволит продолжить строительство и реконструкцию ключевых объектов, а также завершить ряд важнейших автодорожных проектов, имеющих существенное значение для развития экономики регионов и межрегиональных связей между субъектами Российской Федерации.

О дорожных фондах

— Существенное значение для решения задач транспортного комплекса, стоящих в области обеспечения устойчивого экономического роста регионов и повышения уровня жизни граждан, имеет создание системы дорожных фондов, включающих в себя Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды, — продолжил министр. — Формирование дорожных фондов базируется на устойчивых и прогнозируемых налоговых источниках: акцизе на автомобильное топливо и транспортном налоге. Это обеспечивает стабильную финансовую базу дорожного хозяйства, создает возможность привлечения частных инвестиций, повышения эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития и приведения в нормативное состояние автомобильных дорог.

Объемы дорожного фонда субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, по территории которых проходят автомобильные дороги федерального и регионального значения, по прогнозным данным Минфина России, может составить: в 2012 г. — 49866,57 млн руб.; в 2013 г. — 59158,62 млн руб.; в 2014 г. — 66685,8 млн руб.

— Хочу обратить ваше внимание на утверждение Федеральной службой государственной статистики формы федерального статистического наблюдения № 1-ФД «Сведения об использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации, муниципальных дорожных фондов» с указаниями по ее заполнению, — добавил министр. — Сведения, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения, необходимы для обеспечения целевого использования средств дорожных фондов и подготовки прогнозов и программ в области развития сети автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, определения направлений финансирования развития и функционирования единой дорожной сети, подготовки иных управленческих решений, связанных с использованием ассигнований из дорожных фондов и оценкой результатов деятельности дорожного хозяйства. Текст приказа Росстата размещен на сайтах Росстата и Минтранса России. Прошу руководителей регионов уделить этому повышенное внимание.

Кроме того, отметил Максим Соколов, в настоящий момент внедряются долгосрочные комплексные контракты, предусматривающие осуществление комплекса работ по проектированию, строительству или реконструкции, ремонту и содержанию участков автомобильных дорог или дорожных сооружений: так называемые контракты жизненного цикла. В целях их внедрения внесены необходимые изменения в законодательство о концессионных соглашениях, подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Контракты, разработанные по этой схеме для дорожной отрасли, являются комплексными долгосрочными контрактами инвестиционного характера, на основании которых частный подрядчик-инвестор проектирует и строит объекты транспортной инфраструктуры за счет собственных и (или) привлеченных средств, а затем в течение длительного периода эксплуатации управляет объектом, обеспечивая содержание и необходимый ремонт объекта при заданном в контракте уровне обслуживания.

Автодорожное строительство

С точки зрения Минтранса, к основным задачам для развития автодорожной отрасли Сибири относятся:

  • увеличение пропускной способности опорной сети, в первую очередь по магистральным направлениям и созданию обходов городов;
  • развитие автомобильных подходов к международным автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • транспортное обслуживание комплексного освоения новых территорий и разработки месторождений полезных ископаемых.

Увеличить пропускную способность обслуживания возрастающих транспортных потоков, чтобы обеспечить интеграцию Сибири в систему транспортных коммуникаций России, позволят реконструктивные мероприятия на дорогах «Байкал» (М-51, М-53, М-55), «Енисей» (М-55) и Тюмень — Ишим — Омск (Р-402). Также необходимо реконструировать участки автомобильных дорог на подходах к государственной границе Российской Федерации и устранить имеющиеся на этих участках грунтовые разрывы.

Говоря об этом, Максим Соколов подчеркнул, что для повышения эффективности деятельности дорожного хозяйства существенное внимание должно уделяться внедрению инноваций при строительстве, ремонте и содержании автодорог.

Железнодорожное строительство

По регионам Сибирского федерального округа, далее уточнил министр, проходит около четверти протяженности железных дорог России (17,8%), в том числе Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская и часть Забайкальской железной дороги, при этом только Западно-Сибирская дорога обеспечивает более 20% погрузки всей сети российских железных дорог.

В настоящее время на территории Сибирского федерального округа за счет бюджетных и внебюджетных источников реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов по развитию железнодорожного транспорта.

Так, осуществляется комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет, для обеспечения пропуска возрастающих грузопотоков в восточном направлении.

На условиях ГЧП начато строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тывы. Цель инвестиционного проекта — создание опорной железнодорожной транспортной инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития республики на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений ценных полезных ископаемых.

Ведется комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск для оптимального технологического обеспечения подходов к основному российскому пункту пропуска с Китаем — станции Забайкальск.

В рамках проекта ГЧП «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» заканчивается строительство новой железнодорожной линии Нарын — Газимуровский завод. В результате обеспечивается железнодорожное сообщение с новыми полиметаллическими месторождениями компании «Норникель».

Также в рамках инвестиционного фонда реализуется проект развития Нижнего Приангарья в Красноярском крае, со строительством железной дороги Карабула — Ярки.

— Я назвал основные проекты, которые находятся в стадии реализации или уже близки к завершению, — сказал Максим Соколов. — Но в настоящее время рассматриваются и другие проекты развития железнодорожной инфраструктуры в пределах округа, как в рамках инвестпрограммы РЖД, так и за счет бюджетных источников. Например, развитие станции Чара на БАМе и примыкающих к ней подходов к Удоканскому медному месторождению и Чинейскому титано-магнетитовому месторождению.

Заодно министр сообщил, что в настоящее время формируется новая федеральная целевая программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 г. Она должна учесть приоритетные проекты развития, в том числе и транспортной инфраструктуры отдельных субъектов Сибирского федерального округа — Забайкальского края, Республики Бурятии и Иркутской области. Также разрабатывается и до конца текущего года должна быть внесена в Правительство госпрограмма «Развитие транспортной системы России до 2018 г.».

Уделив также внимание пригородным пассажирским перевозкам, Максим Соколов перешел к теме воздушного транспорта.

Инфраструктура воздушного транспорта

В Сибирском федеральном округе 69 аэропортов (аэродромов), из которых в перечень аэродромов национальной опорной аэродромной сети входит 21. На текущий год предусмотрено финансирование в общем объеме 1,3 млрд руб. реконструкции следующих аэродромов: «Абакан», «Горячинск», «Улан-Удэ», «Иркутск» (реконструкция действующего и строительство нового), «Богашево» (Томск), «Братск».

На 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. в пределах доведенных средств федерального бюджета в Сибирском федеральном округе предполагается реконструкция восьми аэропортов: «Абакан», «Толмачево» (Новосибирск), «Иркутск», «Богашево» (Томск), «Братск», «Горячинск», «Улан-Удэ» и «Кызыл» с финансированием в объеме 5,5 млрд руб. Необходимо при этом выделение средств на реконструкцию аэропорта «Алыкель» в Норильске, где единственным видом транспорта является воздушный. Развитие нового аэропорта «Иркутск» также сдерживается отсутствием инвестора.

Рассмотрев проблемы субсидирования воздушных перевозок, министр обратился к теме водного транспорта.

Развитие водных маршрутов

— К основным водным артериям Сибирского федерального округа относятся водные бассейны крупнейших сибирских рек с их притоками, таких как Обь, Иртыш, Енисей, участок верхней Лены, — напомнил Максим Соколов. — Судоходство на этих реках обеспечивает потребности экономики и населения в 11 субъектах Российской Федерации, а также социально важные перевозки на Крайний Север и приравненные к ним местности. Несомненно, что в этом направлении внутренний водный транспорт остается одним из важных путей сообщения. Общая протяженность внутренних водных путей, расположенных в Сибирском федеральном округе, составляет 28 тыс. км.

На сегодняшний день основным вопросом состояния внутренних водных путей в регионе является малая водность. Даже возрастающими объемами дноуглубительных работ зачастую не удается достигнуть гарантированных габаритов пути. Прежде всего это касается верхних участков магистральных рек и боковых рек. В Новосибирской области ярко выявилась проблема обеспечения судоходства на 300-километровом участке ниже Новосибирской ГЭС в результате произошедшей посадки уровня воды. «Росморречфлотом» готовятся предложения для включения в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» по реконструкции этого участка.

На внутренних водных путях Сибирского федерального округа расположены два судоходных гидротехнических сооружения — уникальный Красноярский судоподъемник и Новосибирский шлюз.

К основным мероприятиям по развитию транспортной инфраструктуры Сибири подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» относятся программные мероприятия, которые направлены на обеспечение надежной и безопасной работы системы внутреннего водного транспорта Сибири, включая завоз грузов на Крайний Север и приравненные к ним местности.

В целях реализации протокольного поручения заседания Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области от 2 июля 2012 г. № 1 «Росводресурсы» и «Росморречфлот» обеспечивают скоординированную работу в период навигации по установлению оптимальных режимов работы Ангаро-Енисейского каскада водохранилищ.

Совершенствование инфраструктуры внутреннего водного транспорта на территории округа предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:

  • повышение уровня безопасности Новосибирского шлюза и Красноярского судоподъемника;
  • дальнейшее обновление судов технического флота;
  • улучшение технического состояния причальных сооружений в портах, оборудование причальных и береговых сооружений в городах, местах «зеленых» стоянок на туристических маршрутах;
  • модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;
  • создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков.

— Перспективы развития морского транспорта в Сибири связаны с дальнейшим освоением Северного морского пути, — продолжил глава министерства. — Основными механизмами при этом являются федеральные целевые, региональные и муниципальные программы, а также инвестиционные программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Сибири.

Проектом, стимулирующим развитие Севморпути, является реализация комплексного плана по развитию производства и транспортировки сжиженного природного газа на полуострове Ямал (в районе пос. Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа, граничащего с Сибирским федеральным округом). Реализация плана предусматривает не только строительство завода по переработке углеводородного сырья и порта по его отгрузке, но и реализацию комплекса мер, обеспечивающих безопасность мореплавания при его транспортировке по Севморпути в западном и восточном направлениях, включая маршрут по Карскому морю и морю Лаптевых, омывающих берег Сибирского федерального округа.

Для обеспечения развития судоходства в акватории Севморпути планируется строительство серии из трех универсальных атомных ледоколов с переменной осадкой мощностью 60 МВт, позволяющей выполнять работы по ледокольному обеспечению судоходства, как в акватории Севморпути, так и на малых глубинах в устьях сибирских рек, впадающих в моря Арктического бассейна.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» запланировано строительство четырех линейных дизель-электрических ледоколов, один мощностью 25 МВт и три ледокола мощностью по 16 МВт.

...И другие вопросы

В ходе выступления Максим Соколов также обратил внимание на новый регламент выполнения Министерством транспорта Российской Федерации функции компетентного органа Российской Федерации по соглашениям о международном автомобильном сообщении в части согласования регулярных перевозок пассажиров автобусами (утвержден Приказом Минтранса России № 120
от 26 апреля 2012 г.). В соответствии с регламентом, обращения об открытии регулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении, осуществляемых по территории РФ, следует направлять в Минтранс России.

Функции по подготовке документов об открытии маршрута, выдаче документов заявителям, ведению и размещению реестра маршрутов в открытом доступе осуществляет федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»). В настоящее время в административных центрах федеральных округов ведется работа по регистрации филиалов «Росавтотранса». Филиалы будут заниматься текущей работой по всем направлениям деятельности агентства, которую нецелесообразно концентрировать в Москве.

Далее с целью повышения экономической эффективности работы автотранспорта, снижения его аварийности и отрицательного воздействия на окружающую среду Правительством Российской Федерации в апреле 2012 г. дано поручение о субсидировании субъектов РФ по закупке автобусов, работающих на газовом топливе, трамваев и троллейбусов. Во исполнение данного поручения Минтранс России подготовил соответствующий проект постановления Правительства, который размещен на официальном сайте министерства. Реализация данной программы позволит субъектам РФ обновить часть подвижного состава экологически безопасными транспортными средствами. Кроме того, этот механизм создаст дополнительный стимул для развития газозаправочной инфраструктуры, что позволит развить эксплуатацию экологически чистых газомоторных автобусов.

Министр также рассмотрел проблемы обновления подвижного состава транспортных предприятий и тарифов на пассажирские перевозки.

— В заключение хочу обратить внимание, что развитию транспортной инфраструктуры округа способствуют координирующая деятельность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском округе, слаженная работа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского округа, а также хочу призвать всех к дальнейшему конструктивному сотрудничеству, — завершил выступление Максим Соколов.

Автор: Сергей Александров, по материалам Минтранса РФ
Дата: 15.10.2012
«Федеральный строительный рынок» № 104
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад