Публикации »

К 80-летию СГУПС: многолетний опыт и новые подходы по инженерной подготовке мостовиков и тоннельщиков

Подготовка мостовиков и тоннельщиков в Новосибирском институте военных инженеров транспорта (НИВИТ, потом НИИЖТ — так назывался ранее нынешний Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС)) началась 80 лет назад, в 1932 г. За последующие годы подготовлено около 5 тыс. специалистов, большинство из которых успешно трудится в строительных и проектных организациях.

За факультете «Мосты и тоннели» работали многие известные ученые страны, среди них: единственный мостовик академик АН СССР Григорий Петрович Передерий (автор проектов многих уникальных сооружений: моста лейтенанта Шмидта и моста Володарского в Петербурге и т. д.), профессора, заслуженные деятели науки и техники РСФСР Константин Константинович Якобсон (соавтор Крымского моста в Москве и один из основоположников теории расчета предварительно напряженного бетона), Абрам Яковлевич Александров, Федор Андреевич Никитенко, Константин Николаевич Коржавин.

Строительство мостов, тоннелей и метрополитенов — это особая область знаний для создания искусственных сооружений, которая требует специальной подготовки инженеров, способных решать сложные технические задачи по созданию уникальных, надежных и экономичных конструкций.

В последние 5–10 лет в отечественном тоннеле- и мостостроении произошли прямо-таки революционные события, которые не могли не отразиться и на системе подготовки мостовиков и тоннельщиков.

Во-первых, началась массовая реконструкция «царских» железнодорожных мостов и тоннелей, построенных в России в начале XX века.

Во-вторых, в стране по-настоящему началось строительство скоростных железных и автомобильных дорог (от магистралей «Дон» и «Байкал» до инфраструктуры Олимпиады-2014), которые немыслимы без мостов, тоннелей, путепроводов и эстакад.

В-третьих, архитектурно выразительные мосты и подземные сооружения стали определять имидж наших городов (Манежная площадь, ушедшая под землю, Лефортовский тоннель и Серебряно-борский тоннель, Живописный мост в Москве, вантовые мосты через Неву в Петербурге и на остров Русский во Владивостоке, новые станции метро в Москве, Петербурге, Казани и др.).

Это, безусловно, привело к резкому повышению спроса на выпускников вузов по специальности «Мосты и транспортные тоннели», что усугубилось фактически массовым уходом из профессии поколения выпускников 1990-х гг.

Но так как российская история не обходится без парадоксов, то в последние годы одновременно шло два противоречащих друг другу процесса:

  • обвальное сокращение бюджетного набора в действовавших десяти вузах, готовящих мостовиков и тоннельщиков, в 1990-х — начале 2000 гг. (на примере СГУПС: 1988 г. — 150 чел., 1991 г. — 75 чел., 1997 г. — 40 чел., 2006 г. — 35 чел.);
  • не менее стремительное открытие подготовки по специальности «Мосты и транспортные тоннели» за несколько лет в семи (!) «новых» вузах (Иркутска, Екатеринбурга, Самары, Волгограда, Казани и Ростова-на-Дону), причем всего по одной студенческой группе в составе «родственных» факультетов.

При этом СГУПС получает по 120–150 заявок ежегодно на выпускников факультета «Мосты и тоннели», как мы говорим, от Сочи до Владивостока, включая Москву, Петербург, Урал, Тюменский Север, Западную и Восточную Сибирь и т. д. О выполнении хотя бы половины заявок речи даже не идет, но чтобы сохранить факультет, коллектив преподавателей, саму качественную подготовку тоннельщиков и мостовиков в составе полноценного курса (80–90 чел.), мы вынуждены и должны набирать не менее 40–50 абитуриентов на договорной основе к имеющимся бюджетным местам. Но даже при таком наборе первокурсников и при беспрецедентных мерах по сохранению контингента студентов, применяемых в СГУПС в 1995–2012 гг. (о которых достаточно хорошо известно коллегам), на выпуске мы имеем 45–55 инженеров по мостам и тоннелям, что значительно превышает показатели других российских вузов (коэффициент выпуска по данной сложной специальности в среднем составляет 60–70%).

Эти цифры мы привели не с целью обозначения нашей «тяжелой доли», а для привлечения внимания к общей проблеме подготовки инженеров для крупных и малых мостовых и тоннельных организаций, причем как строительного, так и проектного профиля.

Сегодняшняя позиция государства в данном вопросе ясна, она объективна и юридически выверена. Государство создало за несколько десятилетий (причем не самых благоприятных в экономическом плане) достойную базу для подготовки специалистов, включая инфраструктуру (учебные корпуса, общежития, библиотеки), кадры преподавателей высокой квалификации, и теперь оно «приглашает к дальнейшему сотрудничеству» негосударственные структуры. Ведь мостовые и тоннельные организации, выйдя из министерств путей сообщения и транспортного строительства, стали представителями малого, среднего и крупного бизнеса.

В настоящее время можно отметить ряд организаций, которые оказывают существенную поддержку нашему вузу по подготовке мостовиков и тоннельщиков: Группа компаний СК «Мост» (включающая в себя и тоннельные организации: ОАО «БТС», ОАО «УМ ГКР», ЗАО «УС ЮГСК», ООО «Тоннельный отряд 18»), филиал ОАО «РЖД» — «Западно-Сибирская железная дорога», ФГУП УС-30, «Мостострой-11», «Мостострой-12», «Сибмост» и др.

Эти организации сотрудничают с СГУПС по хоздоговорной и научно-исследовательской работе, содействуют в обеспечении учебного процесса, организации производственных практик студентов и т. п.

Но главную поддержку вузу данные крупные организации оказывают своеобразным «заказом специалистов» — путем заключения договоров на обучение с абитуриентами, как мы называем «своими» (т. е. направленными самой организацией) и «чужими» (это абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на бюджет и отобранные кадровой службой организаций для заключения тройственных договоров для обучения студентов за счет данной организации).

Причем количество студентов, обучаемых за счет предприятий, достаточно велико: ежегодно заключается по 20–25 договоров. Как показал опыт взаимодействия СГУПС со многими организациями, наиболее плодотворное сотрудничество получается с теми мосто- и тоннелестроительными предприятиями, которые возглавляют наши выпускники.

Возникает вопрос об участии в процессе подготовки инженеров и небольших проектных и строительных организаций, появившихся 10–15 лет назад и укомплектованных пока кадрами инженеров, подготовленных еще в 1960–1980 гг.

Сегодня большинство этих предприятий откровенно рассчитывают получить, как при социализме, от государственных вузов специалистов бесплатно, а иногда и переманивают выпускников и молодых специалистов из других организаций, пользуясь сегодняшними правовыми «ямами». Хотя поле деятельности таких фирм постоянно сокращается, в ближайшие годы они должны почувствовать настоящий кадровый голод, который может даже привести к их уходу из данного бизнеса.

Выход для небольших проектных и строительных фирм, заинтересованных вести «честную игру» в деле подготовки инженеров, видится нам в создании ассоциаций мостовых и тоннельных организаций или участия в этом некоммерческих саморегулируемых объединений проектировщиков и строителей.

Взаимодействие вуза и заинтересованных в выпускниках организаций не должно ограничиваться только финансово-материальными вопросами, оно может простираться на более сильное влияние производственников на учебный процесс. Это может заключаться в корректировке существующих и разработке новых дисциплин, соответствующих мировому уровню; в привлечении уникальных специалистов для чтения лекций и руководства дипломным проектированием; в использовании новейших технологий в учебных и производственных практиках и т. д.

Не менее сложной задачей, требующей совместных действий, является программа сохранения и дальнейшей подготовки преподавательских кадров. Закрепить способных к научной и педагогической деятельности выпускников сегодня объективно трудно, так как зарплата мастера на стройке или простого инженера в проектной фирме в несколько раз превышает жалование молодого преподавателя без ученой степени, которую, кстати, получать с каждым годом все труднее.

Поэтому объединения тоннельных и мостовых организаций должны разработать программу «Преподавательские кадры», в которой будут предусмотрены: финансирование надбавок для молодых и перспективных преподавателей, привлечение в вузы специалистов с производственным опытом, оплата их стажировок в передовых зарубежных фирмах, предоставление льготных кредитов на решение жилищного вопроса и т. д.

Причем необязательно производственные организации должны оказывать финансовую поддержку вузам безвозмездно. Существует несколько вариантов сотрудничества на взаимовыгодной основе. Например, кафедры и научные лаборатории могут осуществлять либо научно-техническое сопровождение строящихся объектов, либо создавать научно-информационные центры, которые будут на договорной основе проводить поиск и анализ современной информации о мировом опыте проектирования и строительства подземных сооружений и мостов. В процессе такой деятельности и выиграет качество подготовки инженеров, и производственники получат отдачу от вложения своих средств не через десяток лет, а значительно раньше.

Еще один важный вопрос, требующий серьезных материальных вложений бизнеса. В первую очередь следует создать систему по закупке лицензионных программных продуктов, зарубежных журналов и буклетов передовых фирм и т. д. Можно ли всерьез говорить о зарубежных стажировках, если вуз сегодня экономит как на командировках преподавателей по руководству практикой студентов, так и на научных конференциях в пределах страны.

Другой важнейшей точкой соприкосновения вузов и производственных коллективов является повышение квалификации инженерных и руководящих работников, а также тесно связанные с этим вопросы лицензирования и сертификации. Не секрет, что в настоящее время большинство предприятий, обремененных постоянным зарабатыванием текущих денег, не заглядывают далеко в будущее и «повышение квалификации» рассматривают как очередную обузу, за которую еще и надо платить. Можно надеяться, что придет время настоящей научно-технической конкуренции строительных и проектных фирм, которое потребует от лидеров рынка истинного инженерного прорыва, невозможного без новых знаний и умений. Тогда организации, отправляя своих работников на повышение квалификации, должны будут потребовать от вузов освоения новых конкретных учебных программ, шагающих в ногу с прогрессом. А разработка этих программ, безусловно, связана с дополнительным финансированием совместной деятельности вузов и предприятий.

Принятый в конце 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения, самое главное, сохранил инженерную пятилетнюю подготовку мостовиков и тоннельщиков в рамках новой специальности 271501 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», специализации №№ 3 и 4 «Мосты» и «Тоннели и метрополитены» (дипломированный специалист).

Но данная специальность может существовать только в железнодорожных вузах, а вузы Минобразования (МАДИ, ЛИСИ, СибАДИ, КазИСИ и т. д.) перешли на подготовку бакалавров по направлению «Строительство» с 4-летним сроком обучения.

В ФГОС сформированы современные требования к подготовке инженеров, но ряд положений нового ФГОС просто удивляет. Например, существенно сокращена производственная практика студентов — основа новых знаний студентов и преподавателей, так как вуз не сможет угнаться за быстро меняющимися инновационными технологиями и современным оборудованием, используемым на передовых объектах строительства.

Цифры таковы. Была практика по ГОС второго поколения (2000 г.): после 3-го курса — 6 недель, после 4-го — 11 недель. Стало с 2011 г.: после обоих курсов — по 2,66 недели (19 дней — с дорогой туда и обратно). Учебная практика по геодезии уменьшилась с 4-х до 3-х недель, практика по гидрометрии вообще убрана. Из пяти лет обучения 42 недели составляют каникулы.

Необходимо немедленно обратиться в Министерство образования РФ для возвращения сроков производственных практик в соответствии со старым ГОС 2000 г.

В настоящее время не решены вопросы оплаты студентам, обучающимся по договорам, медицинских комиссий, проезда до мест практики, суточных и т. д.

В последние годы в СГУПС уделяет большое внимание изучению иностранных языков будущими инженерами. Совершенствуются программы подготовки студентов в период обучения. Проводятся дополнительные ускоренные курсы. В 2008 г. открыты курсы переводчиков, которые за 4 года дают второй диплом на платной основе; 4–5 студентов и выпускников факультета «Мосты и тоннели» обучаются на каждом курсе по данной программе. В 2012 г. был первый выпуск, и выпускники защищали диплом на английском языке.

На факультете МТ организованы факультативные курсы изучения английского и французского языков по 90-часовой программе. Слушатели этих курсов проходили стажировку в известных мировых фирмах «Фрейссине» (Франция) и VSL (Швейцария). В настоящее время 4 выпускника факультета работают в фирме «Фрейссине», несколько студентов в 2011–2012 гг. были на производственной практике на ее объектах, 2 студента с 2011 г. обучаются по коммерческому договору с «Фрейссине».

В 1995–2012 гг. в учебном плане подготовки по специальности «Мосты и транспортные тоннели» введены новые дисциплины, позволившие существенно поднять уровень инженерной подготовки: «Графические средства», «Программное обеспечение», САПР, «Основы научных исследований», «Специальные способы сооружения тоннелей», «Подводные тоннели», «Технология сооружения метрополитенов», «Испытания мостов» и т. д. В новом ФГОС 2010 г. добавлены дисциплины: «Механика подземных сооружений», «Расчет и моделирование в 3D», «Инновационные технологии в тоннелестроении» и т. д.

Постоянно пополняется электронная база видеофильмов и чертежей по конструкциям и ППР современного тоннелестроения, создаются новые специализированные лаборатории и аудитории, которые оснащаются современной компьютерной и мультимедийной техникой для преподавания. Особо следует отметить, что три аудитории, одни из лучших в вузе и стране (лекционная «Мосты и тоннели», лаборатории «Архитектура и строительства мостов», «Освоение подземного пространства»), отремонтированы и оборудованы на средства мостовых и тоннельных организаций.

На факультете МТ уже в течение 19 лет проводятся «Балы отличников», на которые приглашаются лучшие студенты и выпускники: отличники учебы, победители олимпиад и конкурсов НИРС (это стимулирует у студентов качество подготовки).

Опыт взаимодействия СГУПС со многими организациями, возглавляемыми нашими выпускниками, дает пример плодотворного сотрудничества. Более десяти лет существует Верховный Совет выпускников факультета «Мосты и тоннели», созданный по их инициативе в составе 24 наиболее уважаемых и активных выпускников разных лет для решения многих вопросов жизни факультета. В процессе этой деятельности в 2000 г. был зарегистрирован Благотворительный Фонд факультета «Мосты и тоннели», который оказывает материальную поддержку студентам и сотрудникам факультета.

Безусловно, следует назвать имена тех выпускников факультета, которые оказывали помощь родному вузу в самые трудные времена и продолжают это делать сегодня: В. Ф. Солохин, В. В. Костылев, С. В. Сермягин, А. П. Голышев, А. В. Мартынов, А. П. Мельник, В. В. Тур, В. П. Антощенко, С. П. Климонтов, А. Я. Клят, С. И. Бочкарев, А. В. Сухарев, В. П. Абрамчук, А. В. Яковлев, А. Ф. Барсуков, П. В. Халявин, В. Г. Чусовитин, Н. А. Смехов, Ю. А. Мордвинков, А. В. Рыжиков, Н. А. Сидоров, М. И. Омский, С. А. Бокарев, П. В. Пуголовок, В. В. Гридсов, Г. П. Перервенко.

Факультет «Мосты и тоннели» СГУПС продолжает лучшие традиции мосто-тоннелестроительного образования страны. Фундамент нашей деятельности находится в том положительном заряде, который несут в большинстве своем наши преподаватели: безупречным изложением материала на лекциях, высокой и благожелательной требовательностью к студентам, инициированием у них потребности в каждом проекте найти свою изюминку и т. д.

 Главное — мы все пять лет с первого шага учим студентов делать свое дело профессионально и честно. Эта школа заложена такими патриархами факультета «Мосты и тоннели», как: Г. П. Передерий, К. К. Якобсон, А. Я. Александров, К. Н. Коржавин — это профессора с мировым именем. СГУПС сегодня исполняется 80 лет, и эта школа продолжает свое движение вперед.

 

 

Автор: В. Д. Верескун, ректор, С. А. Бахтин, декан факультета «Мосты и тоннели», Г. Н. Полянкин, зав. кафедрой «Тоннели и метрополитены», Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС)
Дата: 15.10.2012
«Федеральный строительный рынок» № 104
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад