Летний сад стал ближе к исторической достоверности
В мае этого года после трехлетней реставрации открылся один из самых любимых петербуржцами архитектурно-ландшафтных памятников. Многие горожане испытывают к Летнему саду слишком личные чувства, и, наверное, поэтому проект его реставрации вызвал горячие споры. Нет ничего удивительного в том, что и через месяцы после завершения работ страсти по-прежнему кипят. Так каким же должен стать Летний сад? И стоило ли заботиться об исторической достоверности, если петербуржцы давно успели привыкнуть к другому его виду? Столь масштабная реставрация одного из городских символов, с которым каждый неравнодушный петербуржец связан нитями тончайших привязанностей, просто не могла не вызвать ожесто-ченных общественных споров, многочисленных дискуссий. В какой-то момент городская общественность оказалась разделенной на убежденных сторонников и непримиримых противников реставрации. Чувства противников понять легко. Страх перед любым нарушением привычного городского вида в той или иной мере испытывает каждый житель, заинтересованный в сохранении исторического облика Санкт-Петербурга. Но Летний сад изменился, и это очевидно. Что же побудило авторов проекта провести столь масштабные работы? Реставраторы «придумали» всё на скору руку специально для того, чтобы провести дорогостоящие работы? Или реставрация все же стала необходима в силу объективных причин, игнорировать которые было нельзя? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить, что проблема реставрации Летнего сада возникла не вчера. Еще в 1950-е годы крупнейший специалист в области реставрации памятников садово-паркового искусства Т. В. Дубяго разработала проект, которым предусмат-ривалось восстановление утраченных элементов регулярного сада: партера, шпалер, наполнения боскетов, фонтанов, гаванца, малых архитектурных форм. Некоторые элементы этого проекта были воплощены в натуре. В 70-е годы знаменитый архитектор Н. Е. Туманова, автор проекта реставрации Екатерининского и Александровского парков Царского Села, дорабатывала и развивала проект Т. Б. Дубяго, однако эти проектные предложения так и не были реализованы. В течение десятков лет в Летнем саду не проводились даже консервационные работы, а сад поддерживался в минимальном объеме, в результате чего произошла значительная деградация элементов его композиции. В течение последних двадцати лет вопрос о реставрации Летнего сада поднимался неоднократно. Медлить уже было опасно — старые деревья сада, представляющие большую ценность, находились в крайне неудовлетворительном состоянии. Летний сад — первый городской парк Петербурга. Он сохранил свою историческую регулярную объемно-пространственную композицию, утратив во времени отдельные характерные элементы композиции: шпалеры, малые формы. В основу проекта реставрации Летнего сада была положена общепризнанная методика восстановления объектов ландшафтной архитектуры, впервые в нашей стране сформулированная в книге старейшего специалиста в области сохранения исторических парковых ансамблей Н. А. Ильинской «Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры». По данной методике были восстановлены крупнейшие парковые ансамбли исторических садов Петергофа, Ораниенбаума, Павловска, Царского Села, Гатчины. В соответствии с Флорентийской хартией (Хартия по охране исторических садов), которая была принята позже, также допустимо восстановление исторических садов и их элементов. Важной проблемой в вопросе реставрации Летнего сада было состояние его мраморной скульптуры. Именно эта проблема занимает в списке претензий противников реставрации одно из первых мест. Зачем было заменять мраморные оригиналы копиями? Хор возмущенных голосов выражает безоговорочную уверенность в неправомерности принятого решения. Однако если бы рассерженные граждане взяли на себя труд как следует ознакомиться с историей вопроса, возмущение вполне могло бы смениться понимаем сложности многолетней проблемы и необходимости ее безотлагательного решения. Начнем с того, что меры по защите скульптуры Летнего сада от неблагоприятного воздействия петербургского климата принимались всегда (вспомним деревянные футляры, которыми статуи закрывались от сезонных осадков). При этом уже на рубеже XIX–XX веков возникло понимание недостаточности этих мер: отмечалась «стертость» поверхности статуй и выветривание камня. И уже в 50-е годы прошлого века специалисты ясно высказались об опасности пребывания мраморной скульптуры на открытом воздухе: ни климатические, ни экологические условия не располагали к сохранению столь ценных произведений искусства на прежнем месте — под воздействием сернистых газов мрамор превращается в гипс, легко вымываемый водой. Работы по реставрации скульптур проводились с неимоверной тщательностью, однако состояние мрамора продолжало ухудшаться. К тому же участились случаи вандализма. Чего стоит только ночной погром, произошедший в 1979 г., В 1986 г. на базе СНПО «Реставратор» началось копирование скульптур Летнего сада. За десять лет было изготовлено двадцать пять копий, которые постепенно сменяли на постаментах оригиналы. Таким образом, окончательная замена оригиналов копиями, произведенная в рамках последней реставрация, стала завершением долгого процесса, имеющего сложную предысторию. Работа над проектом реставрации Летнего сада велась более десяти лет. Немаловажным фактором, склонившим чашу весов в пользу решения о реставрации, стали результаты беспрецедентных по своим масштабам археологических исследований. В Летнем саду были полностью вскрыты, обследованы и законсервированы фундаменты павильонов и малых форм в четырех центральных боскетах: фонтаны на Главной аллее, Красном саду, Крестовом гульбище и Менажерийный пруд. На стадии эскизного проектирования в 2005–2006 гг. проводилось только выборочное шурфование, что не давало полного представления ни о форме, ни о габаритах, ни об архитектурных деталях петровских построек. Но то, что открылось специалистам в результате полноценных археологических работ, даже опытные архитекторы, работавшие в пригородных парковых ансамблях, называют выдающимся историческим событием. Сегодня горожане получили возможность увидеть в обновленном Летнем саду ряд сооружений петровской эпохи. Всем известен до недавних пор единственный пруд Летнего сада — Карпиев, который жители города называют лебединым. Но когда-то на противоположном конце парка был еще один пруд, населенный различными видами водоплавающей птицы. По результатам реконструкции Менажерийный пруд возвращен из небытия и, вне всяких сомнений, стал еще одним из украшений обновленного Летнего сада. Восстановлен фонтанный комплекс, композиция партера, боскеты: Птичий двор, Крестовое гульбище, частично Французский боскет. Кроме того, было решено воссоздать одну из двух оранжерей — Малую. В качестве первоисточника принят чертеж И. Бланка 1738 г., где детально проработаны все элементы постройки, включая декор фасада. В оранжерее, как и в петровское время, будут храниться кадочные культуры. Но вернемся к деревьям Летнего сада. По мнению оппонентов, они безвозвратно уничтожены недрогнувшей рукой. На самом деле сохранение старовозрастных деревьев сада заняло весьма существенную долю в реставрационных работах. Возраст большинства деревьев перевалил за сотню, многим из них за 150 и даже за 200 лет. Между тем на территории сада никогда ранее не проводились такие масштабные комплексные работы по их сохранению. Лечение и подкормка деревьев, удаление сухостоя, «осветление» аллей — всё это проводилось в ходе реставрации по согласованным методикам и под строгим контролем КГИОП. Обследование, проведенное еще несколько лет назад, выявило у насаждений Летнего сада так называемую «голландскую болезнь», которая высушивает дерево. Пострадали от нее в основном вязы, причем болезнь продолжала распространяться. По итогам обследования к сносу было определено около 40 больных деревьев. Значительное количество остальных подверглось необходимому лечению, результатом которого стало полноценное оздоровление, которого Летний сад не знал долгие годы. Конечно, самая большая ценность Летнего сада — излюбленные петербуржцами тенистые аллеи. Однако сад задумывался светлым и нарядным, в его боскетах располагались разнообразные сооружения, павильоны и фонтаны. Сделать сад таким, каким его видел Петр I, невозможно, да и не нужно. Конечно, вековые аллеи остались, но вместе с тем они приобрели более четкий контур в виде зеленых стриженых стен-шпалер, которые существовали в боскетах сада до 1917 г. Вдоль большинства дорог по прошествии времени должны сформироваться шпалеры — 2–3 метровые стены из густо посаженной липы, специальным образом выращенной и остриженной. Шпалеры превратят боскеты в зеленые залы, где посетителей будут ждать различные затеи. Дискутировать по поводу того, стоило ли менять привычный вид Летнего сада, можно долго, но факт остается фактом — реставрация проведена. Мы видим Летний сад, который гораздо в большей степени отражает изначальный замысел его создателей; Летний сад, который соответствует духу столичного Петербурга — города, ставшего воплощением дерзкой мечты своего гениального основателя; Летний сад яркий и блестящий, сохранивший абсолютно все имеющие историческую ценность элементы, но при этом… непривычный целому поколению петербуржцев. Тому, кто провел детство и юность в антураже «старого» (привычного) Летнего сада, трудно принять перемену. Однако, оценивая проведенную реставрацию, хорошо бы апеллировать не к чувствам личной привязанности, а к соображениям исторической достоверности и художественной ценности. Баланс этих критериев при реставрации сада был соблюден самым строгим образом, и работа реставраторов в данном случае заслуживает самых высоких похвал.
когда с постаментов были сброшены десять статуй. В 1981 г. на расширенном музейном совете было принято решение о переносе наиболее ценных памятников в музей и замене их копиями.
Автор: По материалам пресс-службы Союза реставраторов СПб Дата: 18.09.2012 «Федеральный строительный рынок» № 103 Рубрика: Культура и наследие |