Публикации »

Подкомитет по ГЧП провел первое заседание

Состоялось первое заседание подкомитета по государственно-частному партнерству комитета Торгово-промышленной палаты РФ по инвестиционной политике, посвященное перспективам совершенствования федеральной и региональной нормативной базы для проектов ГЧП.

В заседании приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, территориальных ТПП, крупнейших российских и зарубежных банков и институтов развития, ведущие юристы и эксперты в сфере государственно-частного партнерства.

Единого восприятия термина «госу-дарственно-частное партнерство» (ГЧП) до сих пор не существует. Не случайно, что для экспертного обсуждения на первом заседании подкомитета был вынесен проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве», который призван официально определить такие термины, как «государственно-частное партнерство», «проект ГЧП», «соглашение о ГЧП» и др.

В своем вступительном слове директор Департамента содействия инвестициям Дмитрий Курочкин отметил, что в понимании экспертов Торгово-промышленной палаты «государственно-частное партнерство» — это объединение усилий и ресурсов государства и бизнеса для достижения общественно значимой цели. Чтобы синхронизировать интересы государства и бизнеса, ТПП РФ поддержала инициативу Центра развития государственно-частного партнерства о создании на базе комитета ТПП РФ по инвестиционной политике экспертную площадку по обсуждению актуальных, порой острых, вопросов развития ГЧП в нашей стране. В свою очередь Сергей Беляков, директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России, рассказал о целях и принципах, которых придерживались разработчики законопроекта. «Будущий закон, — отмечает Сергей Беляков, — определит условия соглашения о ГЧП, гарантии прав и интересов частного и публичного партнеров».

Участники заседания признали, что такой подход является правильным, поскольку как инвесторам, так и кредиторам важно видеть гарантии своих прав на уровне федерального закона.

Модератор заседания, председатель подкомитета по ГЧП Павел Селезнев, отметил важность обсуждаемой темы, так как законопроект в первую очередь направлен на унификацию и определение единых и понятных «правил игры» для участников проектов ГЧП. Это может оцениваться как дополнительные гарантии частным инвесторам, позиция которых в таких проектах слабее по причине административных и политических ресурсов публичных партнеров.

Участники заседания сошлись во мнении, что принятие единого закона о ГЧП приведет к увеличению числа проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, и снимет основные риски для бизнеса при реализации ГЧП-проектов.

Алексей Чичканов, вице-президент ОАО «Газпромбанк», предложил при дальнейшей работе над документом использовать лучший законотворческий опыт российских регионов и муниципалитетов, уже реализующих на практике инвестиционные проекты с использованием механизмов ГЧП.

Директор по управлению и инвестициям банка «ВТБ Капитал» Елена Рукосуева отметила главное правило, которого должны придерживаться разработчики законопроекта: не навредить формирующемуся рынку и тем проектам, которые уже получили финансирование.

С ее мнением согласился и Александр Долгов, партнер компании Gide Loyrette Nouel. Он считает, что необходима серьезная работа с документом в течение всего законодательного процесса, чтобы отдельные поправки не изменили его суть и не создали дополнительных сложностей при реализации проектов ГЧП.

Многие выступающие отмечали, что, несмотря на то, что проекты ГЧП являются одной из разновидностей инвестиционных проектов, законопроект не учитывает ряд положений российского законодательства, в частности об инвестиционной деятельности. Отсутствие системной взаимосвязи может привести к дублированию действующих норм и возникновению некоторых противоречий.

Начальник отдела развития ЧГП Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития Мария Ярмальчук особо отметила, что принятие федерального закона о государственно-частном партнерстве потребует внесения изменений во множество нормативно-правовых актов. Так, в течение трех месяцев с момента принятия законопроекта о ГЧП Госдумой в первом чтении поправки ожидают Земельный, Налоговый, Бюджетный, Водный и Лесной кодексы, закон «О недрах», целый ряд других федеральных законов и постановлений Правительства РФ. Тем не менее, вероятность принятия закона уже в этом году достаточно высока, учитывая наличие поручений о его разработке на самом высоком уровне.

Автор: По материалам Департамента содействия инвестициям ТПП РФ
Дата: 18.09.2012
«Федеральный строительный рынок» № 103
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад