Публикации »

Транспортные приоритеты АТЭС: под председательством России

Вопросы транспорта и логистики в настоящее время являются одними из главных тем дискуссий в рамках «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества», поэтому без их обсуждения не обходится практически ни одна встреча лидеров экономик данных стран. 3 августа в Санкт-Петербурге состоялась внеочередная встреча министров транспорта экономик АТЭС. На ней были представлены результаты 36-го заседания рабочей группы по транспорту, которое прошло там же с 29 июля по 2 августа.

Тема внеочередной встречи министров транспорта «Развитие интегрированных транспортно-логистических цепочек для инновационного роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе» напрямую связана с одним из ключевых приоритетов председательства России в АТЭС в 2012 г.

Министры транспорта экономик АТЭС обсудили целый ряд вопросов по укреплению сотрудничества для формирования надежных и эффективных транспортно-логистических цепочек, в том числе:

  • организация эффективного взаимодействия различных видов транспорта;
  • оснащение транспортных узлов современными информационно-техническими средствами;
  • финансовое взаимодействие и повышение общей результативности транспортной связи;
  • диверсификация транспортно-логистических цепочек в интересах обеспечения безопасности и непрерывности грузопотоков, повышения скорости и надежности поставок.

Максим Соколов: «Перед транспортной отраслью будут открываться новые возможности»

В приветственном слове министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова прозвучала мысль, что выстраивание оптимальной структуры транспортно-логистических связей воспринимается экономиками АТЭС как ключевой фактор укрепления интеграционных процессов, как условие сохранения высоких темпов экономического роста. Надежность транспортно-логистических цепочек имеет принципиальное значение для поддержания устойчивого развития, для энергетической, продовольственной и экономической безопасности в регионе и в мире в целом.

— Руководствуясь эти принципом, наша страна сделала укрепление цепочек поставок одним из приоритетов своего председательства в АТЭС в 2012 г., — сказал министр. — Тем более, что развитие транспорта и транспортно-логистических систем входит и в число основных приоритетов социально-экономического развития России. Это отражено и в программных документах российского Правительства — в так называемой Стратегии-2020, в Стратегии развития Сибири до 2020 г., а также в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.

В год своего председательства в АТЭС Россия выступила с целым рядом инициатив, в том числе по диверсификации транспортно-логистических цепочек. Одним из направлений такой диверсификации могло бы стать использование и российских транзитных возможностей.

— Скажем, в плане совершенствования евроазиатских транспортных коридоров и других маршрутов с помощью модернизации Транссибирской магистрали, Байкало-Амурской магистрали, развития тихоокеанских портов России и новых морских маршрутов в дополнение к традиционным — через Суэцкий канал, — комментировал Максим Соколов. — В последнем случае речь может идти, в первую очередь, об использовании Северного морского пути для транзитных перевозок между портами Восточной Азии и тихоокеанского побережья, с одной стороны, и Северной Европы, с другой стороны, а также для доставки углеводородов с месторождений в районах российской Арктики потребителям на тихоокеанском побережье. Тем более что первый крупный порт Собета по поставке сжиженных углеводородов как раз был заложен буквально две недели назад. Думаю, что было бы полезным поручить Рабочей группе АТЭС по транспорту в рамках названой инициативы провести сравнительный анализ конкурентоспособности транспортных маршрутов для выстраивания наиболее рентабельных и бесперебойных поставок грузов из Азии в Европу.

Министр отметил еще ряд принципиальных моментов, к завершению выступления подчеркнув:

— Как министры транспорта экономик АТЭС мы не можем не отдавать себе отчета в том, что транспортная отрасль в будущем неизбежно будет сталкиваться с новыми вызовами, которые будут оказывать влияние на качественные и количественные показатели роста наших экономик. В равной степени справедливо и то, что перед транспортной отраслью будут открываться новые возможности, которые в свою очередь могут стать и новыми источниками роста в регионе в целом.

Георгий Полтавченко: «к развитию Петербурга как важнейшего транспортного узла»

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко также выступил с приветственным словом к участникам встречи, в частности, рассказав о реализации проектов транспортного строительства.

— Санкт-Петербургу отводится роль важного логистического центра на североевропейском направлении и при создании нового международного коридора «Европа — Западный Китай», — отметил Георгий Полтавченко. — Очевидно, что после вступления России во Всемирную торговую организацию роль Петербурга в международной системе транзита будет все больше возрастать. Поэтому и Правительство Российской Федерации, и правительство города придают большое значение модернизации всего транспортного комплекса Санкт-Петербурга.

Губернатор напомнил, что в прошлом году закончено строительство современной Кольцевой автомобильной дороги. Часть ее проходит по дамбе, проложенной по Финскому заливу. Это очень сложное гидротехническое сооружение с тоннелями и специальными устройствами для пропуска судов. Кольцевая дорога позволила вывести транзитный транспорт из городской черты. Сейчас продолжается строительство Западного скоростного диаметра — магистрали непрерывного движения, которая соединит север и юг мегаполиса. В ближайшей перспективе ЗСД полностью возьмет на себя весь транзитный транспорт, следующий в Большой порт Санкт-Петербурга.

— Мы, кстати, с нетерпением ждем этого момента, поскольку через порт сегодня проходит более 55% всех контейнерных морских грузов России, — продолжил Георгий Полтавченко. — Порт обеспечивает значительную долю внешнеторгового оборота российских регионов, расположенных в европейской части страны. Через него ведется торговля, в том числе и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Петербургский порт постоянно наращивает свои мощности: к 2015 г. суммарный грузооборот стивидорных компаний Большого порта Санкт-Петербурга может достигнуть 93 млн т, а к 2025 г. — 140,5 млн т.
Этому будет способствовать развитие аванпорта в Бронке и Ломоносове.

В Санкт-Петербурге построен современный крупнейший в России пассажирский морской порт. Он принимает сегодня океанские лайнеры, позволяет городу увеличивать туристические потоки. Полным ходом идет модернизация аэропорта Пулково, который станет международным хабом — ключевым транзитным узлом. После реконструкции пассажиропоток Пулково должен увеличиться в 2 раза — до 25 млн человек в год.

Совместно с Министерством транспорта России, компанией «Российские железные дороги» реализуется программа развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Сегодня ведется подготовка к строительству первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.

— Мы считаем, что комплексное развитие Петербургского транспортного узла, а именно такую задачу мы ставим перед собой, позволит ускорить торговый, промышленный, информационный и культурный обмен между Европой и экономиками АТЭС, — в ходе выступления подчеркнул губернатор Северной столицы.

Зиявудин Магомедов о «ключевых явлениях времени»

Председатель ДКС АТЭС в 2012 г. Зиявудин Магомедов в своем приветственном слове, в частности, сказал:

— ДКС АТЭС может похвастаться, что принимает активное участие в разработке цепочек поставок и поддерживает роль АТЭС в координировании и обмене информацией о наилучших практиках, основанных на глобальных нормативах и стандартах и передовых инфраструктурных технологиях. В то же время ДКС АТЭС поддерживает целостный подход к устранению узких мест и ошибок в существующих вопросах.

По словам выступавшего, на предстоящем саммите во Владивостоке на различных уровнях есть возможность решить ряд ключевых вопросов. Во-первых, это гармонизация таможенных требований. Кроме того, применение стандартизированных правил для маркировки и сопровождения грузов с использованием возможностей, предлагаемых интегрированными спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС и GPS (что позволит сократить и время, и расходы). Использование современных технологий может играть значительную роль при распространении этих эффективных технологий и может стать важным фактором роста транспортного сектора.

Во-вторых, АТЭС признает долговременные выгоды, которые предполагает широкое использование альтернативных транспортных маршрутов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в направлении остального мира. По оценкам, эти выгоды могут возникнуть в результате реализации стратегических, логистических инициатив по развитию транспортно-логистических цепочек, которые предложены некоторыми экономиками АТЭС, и это может привести и к экономии многих миллиардов долларов.

Результаты данного исследования были представлены на сессии ДКС. Это исследование было сфокусировано в основном на выгодах реализации транспортной стратегии России до 2020 г. Оно связано с улучшением способностей российских железных и морских маршрутов. Эти маршруты представляют собой кратчайший транзитный маршрут из Азии в Европу, и существует возможность для их эффективного развития. Эта стратегия предполагает улучшение общей логистической инфраструктуры, также деятельности таможенных органов с особым акцентом на использование Транссиба и развитие Северного морского пути. Экономия от использования этих двух маршрутов может привести к экономии 373 млрд долл. на протяжении 8 лет.

В-третьих, АТЭС придает особое значение инициативам в сфере развития потенциала и развития моделей по информационно-коммуникационным технологическим комплексам. Данные информационные платформы могут внести свой вклад в усовершенствование логистики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

И наконец, как глас делового сообщества АТЭС, ДКС выступает за усилия, предпринимаемые государственным и частным сектором, по подготовке к стихийным бедствиям с целью минимизации рисков нарушения цепочек поставок.

— Ключевым явлением времени также будет оптимальное, эффективное использование мультимодального транспортного государственно-частного партнерства, — подчеркнул Зиявудин Магомедов. — Невозможно переоценить диалог между частным и государственным сектором, и мы будем использовать все возможные форматы поддержки этого диалога.

На итоговой пресс-конференции

— Необходимость данной встречи была обусловлена прежде всего нашим желанием поднять диалога на тему формирования транспортно-логистических цепочек на высокий политический уровень для дальнейшего поддержания, проведения и наполнения повестки дня российского председательства в 2012 г., — сказал Максим Соколов на пресс-конференции после мероприятия. — По итогам встречи была принята декларация министров транспорта АТЭС, и в этом документе отражены все темы сегодняшнего обсуждения и, что самое главное, обеспечена преемственность политики деятельности форума АТЭС на транспортном направлении. Большое внимание было уделено достижению уже объявленных ранее лидерами экономик АТЭС целей по устранению узких мест, инфраструктурных ограничений в этих цепочках, необходимости сосредоточить усилия и способствовать диверсификации маршрутов. Рабочим органам АТЭС поручено провести сопоставительную оценку основных имеющихся и возможных альтернативных маршрутов транспортировки. Наконец, хочу сказать, что особый акцент был сделан на инновационном развитии транспорта для повышения эффективности и, в первую очередь, безопасности транспортных систем. Полагаю, что основные положения нашей декларации впоследствии найдут отражение в декларации лидеров экономик АТЭС.

Автор: Подготовил Игорь Павлов
Дата: 18.09.2012
«Федеральный строительный рынок» № 103
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад