Вячеслав Груздев: «Не только производим щебень, но и решаем вопрос с доставкой»
Вопрос о качестве строящихся у нас дорог, увы, остается открытым. Хотя общеизвестно, что одна из составляющих качества — хорошие материалы. И что дальше? Например, в Карелии есть щебень повышенной прочности и износостойкости, который уже отлично зарекомендовал себя в дорожном строительстве. Производит его компания «Яккимо», имеющая свой карьер по добыче габбро-амфиболита. Однако здесь проблемой в российских условиях оказывается не производство, а доставка продукции, несмотря на ее востребованность на строительном рынке. О том, какой ценой возможно решение этой проблемы, — в интервью с генеральным директором ООО «Яккимо» В. А. Груздевым. — Вячеслав Алексеевич, пожалуйста, напомните для наших читателей, какова история создания предприятия и в чем заключаются его особенности. — ООО «Яккимо» входит в состав Группы компаний «ЭФЭСк». Холдинг специализируется на строительстве крупных энергетических и промышленных объектов под ключ, начиная с проектирования и инженерных изысканий и кончая сдачей заказчику. При сегодняшних масштабах работы корпорации один из залогов стабильности — сосредоточить всю основную сырьевую базу в своих руках. Так сначала появились собственные песчаные карьеры, затем производство щебня. В конце 2006 г. мы приобрели лицензию на разработку карьера Суйкаринского месторождения в Сортавальском районе Карелии. После обычных в таких случаях долгих бюрократических и разрешительных процедур в конце 2008 — начале 2009 гг. мы приступили к строительству и начали получать первую продукцию, причем так называемый кризис пережили достаточно стойко. За время подготовки к запуску производства было закуплено уникальное оборудование немецкой фирмы Kleemann, которое позволяет получать наиболее качественные, чистые фракции щебня — 100%-й камень без каких-либо примесей, благодаря своей особой структуре имеющий повышенную прочность и износостойкость. Обладая современнейшей производственной базой, наше молодое предприятие готово постоянно повышать объемы выпуска щебня, аналогичного по своим свойствам тому, что, в частности, широко используется при строительстве дорог в Скандинавии. На баланс ООО «Яккимо» по результатам изысканий на Суйкаринском карьере сегодня поставлены запасы габбро-амфиболита в 15,9 млн т, при этом существует возможность последующего расширения. Что касается оборудования непосредственно для производства щебня, то в России такого, насколько мне известно, больше нет нигде. Комплекс состоит из трех дробилок, осуществляющих первичное дробление, вторичное и грохотовку (или рассеивание), посредством чего и обеспечивается высокое качество продукции. Особенности этого уникального оборудования также в том, что оно не стационарное, а монтируется на гусеничном ходу, и в любой момент его можно перевезти на новый участок. Фракции выполняются любые, можно экспериментировать, а в результате — всегда выдается кубовидный щебень высокого качества. Эта мобильная установка очень дорогостоящая, но мы уверены, что получим от такого оборудования то, что хотим, тем более что вся остальная техника у нас на карьере тоже новая. Объем выпускаемой продукции, который у нас вписан в лицензию и планируется уже на ближайшую перспективу, — это миллион кубометров щебня в год. — В предыдущем интервью Вы говорили, что этому выходу на миллион препятствуют транспортные проблемы... — Действительно, перевозки остаются проблемой, которая больше всего тормозит развитие горно-добывающего дела. Возможность перевозить щебень автотранспортом ограничивается плохими автодорогами или длинными расстояниями, а железная дорога сегодня — это очень высокие цены и нерегулярность поставки вагонов. Да, мы можем, выпуская продукцию в две смены, выйти на промышленное производство в миллион кубометров в год, но у нас нет уверенности, что мы сможем все это перевезти. Опять же, я уже говорил, что если работать только на то, чтобы загружать продукцию себе на склад, через три-четыре месяца придется продавать уже не щебень, а сам завод. В целом решение проблемы карьерных перевозок в России потребует нескольких лет, да и то, если государство построит необходимые автодороги и каким-либо образом поможет отрегулировать железнодорожные перевозки. Годами мы ждать не можем, и поэтому, в меру своих возможностей, начали решать проблему сами. Несмотря на то, что это требует больших финансовых затрат, которые осилит далеко не каждое горно-добывающее предприятие. — Каким же образом помогаете организовать поставку? — Последние месяцы предприятие направило основные силы на строительство собственного железнодорожного тупика, сдача которого планируется на октябрь. Финансирование есть, сроки должны быть выдержаны. Основные работы уже сделаны. Сама по себе процедура строительства для нас достаточно стандартная. Единственная сложность — в горном рельефе, и делается насыпь до 9 м высотой. Основное строили собственными силами, людей и техники достаточно. А для устройства верхнего строения путей пригласили подрядчика, профессионалов-железнодорожников. Опять же, при строительстве тупика большие обременения наложило РЖД. Нам поставили условия отремонтировать 2 км пути, заменить шпалы и т. д. Всё это весьма большие финансовые затраты, но они необходимы. Иначе у нас не будет возможности полноценно работать и регулярно вывозить продукцию. Наличие собственного тупика подразумевает и то, что мы сможем содержать достаточно большой склад готовой продукции. — И какими видятся дальнейшие перспективы? — Наш камень на рынке уже знают, спрос на него достаточно высок, заявок на его поставку немало. Чтобы работать в полную силу и в ближайшие времена выйти на проектную мощность, на сегодня для нас нет никаких проблем, кроме железнодорожных перевозок. С завершением строительства собственного железнодорожного тупика мы возобновим ряд договоров. На сегодня щебень производства «Яккимо» востребован прежде всего на масштабных стройках Москвы и Московской области, где при строительстве дорог заказчики требуют высокого качества. В дальнейшем можно надеяться и на то, что постепенно будут решаться проблемы и с подвижным составом. Так, в Ленинградской области, в Тихвине, открылся новый вагоностроительный завод. Далее, сегодня многие карьерные предприятия делают упор на вывоз продукции автотранспортом — если есть хорошие и прямые дороги. Это может быть даже дешевле, чем железнодорожные перевозки, потому что нет дополнительных затрат на разгрузку, перезагрузку и т. д. В связи со строительством новой автодороги Санкт-Петербург — Приозерск — Сортавала, которое планируется завершить к 2015 г., для нас открываются соответствующие перспективы. Можно будет, например, поставлять щебень на стройки Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где наша продукция сейчас мало востребована из-за высокой стоимости доставки — опять же, по причине отсутствия хорошей дороги, напрямую связывающей с ними Карелию. С появлением альтернативы железной дороге у нас полностью развяжутся руки, и, я думаю, года через три мы начнем работать именно по такой схеме: где это выгоднее, предпочтение будет отдаваться автодорожным перевозкам. Для предприятия видится светлое будущее. Техники и оборудования у нас на сегодня вполне достаточно не только для того, чтобы выйти на проектные миллион кубометров щебня в год, но и несколько перекрыть этот показатель. С другой стороны, если предприятие станет работать в полную мощность, оно получит возможность и дальнейшего развития, покупки дополнительного оборудования и еще большего увеличения объема производства продукции. Уверенно повторю: это именно тот камень, который необходим для строительства современных дорог, способных выдерживать повышенные нагрузки и долговечных, что сегодня и требуется государственным заказчиком. Если строить из такого щебня, то дороги будут служить намного дольше. ООО «ЯККИМО»
1186790, Республика Карелия,
г. Сортавала, Главпочтамт, а/я 133
Тел. /факс: +7 (81430) 44-700, 44-701
Автор: Беседовал Сергей Зубарев Дата: 18.09.2012 «Федеральный строительный рынок» № 103 Рубрика: Транспортное строительство |