«Деловая Россия» обсудила застройку будущего
В рамках VIII Национального бизнес-форума «Деловой России» состоялась конференция «Генеральный план заСТРОЙки будущего. Основные задачи развития строительного комплекса на 2012–2013 гг.», модератором которой выступила первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, заместитель председателя «Деловой России» Елена Николаева. Основными вопросами, обсуждавшимися на конференции, стали: В своем выступлении Елена Николаева подчеркнула важность и актуальность выработки эффективной государственной политики в сфере строительства. При этом она отметила: «Один рубль, оборачивающийся в строительстве, вовлекает в оборот свыше четырех рублей в смежных отраслях, а одно рабочее место в строительстве создает до трех рабочих мест в энергетике, транспорте и социальной сфере. Поэтому деловое сообщество активно влияет на выработку государственной политики в сфере обеспечения жильем граждан страны». Рекомендации Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) по развитию малоэтажного строительства, предлагаемые высшему руководству страны, реализовались в недавнем Указе Президента РФ Владимира Путина (от 7 мая 2012 г.) и его поручении по итогам выездного заседания в Истре. Эти решения Президента России достаточно развернуто и полно описывают основные предложения НАМИКС, они выражены в поручениях Правительству РФ, профильным министерствам и ведомствам, соответствующим институтам развития. Что ждет застройщиков и девелоперов в ближайшее время? Елена Николаева подчеркнула, что будет отменена категорийность земель, облегчены все административно-бюрократические процедуры — от этапа территориального планирования и оформления прав на земельные участки до ввода построенных объектов в эксплуатацию, упрощено и удешевлено подключение объектов строительства к инженерным сетям, облегчен доступ застройщиков и покупателей нового жилья к финансированию, снижены процентные ставки по кредитам. Также планируется изменение налогообложения в строительной отрасли в сторону уменьшения фискальной нагрузки при строительстве жилья эконом-класса и арендного жилья. При этом Фонд РЖС получил дополнительные полномочия, серьезно расширив круг его задач. Вместе с тем здравые инициативы, как было отмечено, нередко встречают сопротивление в стенах Государственной Думы. Примером этому стало недавнее обсуждение законопроекта по голландским аукционам, который серьезно позволяет расширить возможности по покупке доступного жилья для льготных категорий граждан. В итоге, решение принято, и торги на земли Фонда РЖС будут проходить не как обычно, по английской системе, а по голландской — на понижение. Базовые основы деятельности банковской системы России, по мнению Елены Николаевой, также нуждаются в скорейшем пересмотре: «До тех пор, пока не будет исправлена ситуация с Центральным банком, с 254-м постановлением, которое все наше кредитование относит к высокорискованному и требующему 100%-го резервирования средств при выдаче кредитов на жилищное и другое строительство, ни о каком реальном развитии этого сектора говорить невозможно. При этом десятки миллиардов (практически 120 млрд) средств, выделенных на дешевое кредитование проектов жилищного строительства во Внешэкономбанке, лежат, по сути, нераскассированными. Это влияет на инвестиционный климат в России и лишает нашу страну конкурентных преимуществ. Например, только за последний год из Оренбургской области в соседний Казахстан перебазировались 250 промышленных предприятий». В ходе дискуссии были также затронуты вопросы СНиП по планировке и застройке городов. По словам президента Союза архитекторов России Андрея Бокова, наконец-то удалось обновить СНиП по планировке и застройке городов. «Документ, который строится на философии 60–70-летней давности. Строить сегодня города по представлению людей, которые, в общем, рождались в начале XX века и сочиняли этот СНиП, — это невероятные и бессмысленные затраты, это создание абсолютно неадекватной среды обитания и т. д. А что там было написано? Разделение на функциональные зоны. Это опять, в общем-то, жилье в одном месте, а работаем мы в другом месте, что не отвечает сегодняшним мировым стандартам», — прокомментировал ситуацию Андрей Боков. Он также подчеркнул, что сегодня существует две конкурирующие концепции градостроения страны. Одна — развивать мегаполисы, создающие 70% ВВП страны, другая — вкладывать в развитие малых городов путем развития малоэтажного строительства. Эти цели достижимы при условии возвращения профессионалов в консультативные советы при профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации. Вопросы о необходимости проектного финансирования, подготовки кадров и превращения банков в полноценные инвестиционные институты затронул председатель комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса «Деловой России» Владимир Гамза. По его мнению, сегодняшняя банковская система России — «это совокупность кредитно-депозитных учреждений. Банковское законодательство запрещает деятельность банков в форме прямого финансирования, прямого инвестирования. На сегодняшний день в России невозможно создать классический инвестиционный банк». Далее Владимир Гамза сообщил: «Иммобилизация финансовых ресурсов в экономике достигла катастрофического уровня. Из 12 трлн денежной базы 5 трлн — это средства расширенного правительства в Центральном Банке, 5,5 трлн — это наличные деньги на руках у населения, и только 1,5 трлн — это деньги у кредитных организаций. Итого это меньше 15%. Средства, которые формируют необходимую денежную массу для обеспечения бизнеса — это менее 15% всей денежной базы, что явно недостаточно. Стремление правительства к стерилизации денежной массы и таким образом якобы понижению инфляции и т. д. довело экономику до уровня, когда экономика уже не способна создавать необходимые денежные фонды для инвестиционных процессов». Не менее остра проблема недостатка квалифицированных кадров для организации современного инвестиционного процесса. Исполнительный директор Российского Союза строителей Эдуард Дадов отметил проблему гигантского количества согласований между федеральными министерствами и необходимость внесения многочисленных поправок в Градостроительный, Земельный и Жилищные кодексы. Эти поправки приводят к хаосу в законодательстве и неисполнению законов. Эдуард Дадов предложил ввести мораторий на изменение законодательной базы и вести более эффективную работу над законами. Вице-президент НАМИКС Валерий Казейкин обратил внимание участников конференции на возможные изменения в Гражданском кодексе, касающиеся госрегистрации и введения страхования ответственности нотариуса, что позволит негосударственным нотариусам получать 7% с каждой сделки, причем, пользуясь базами данных государственного нотариата, на которые государство затратило десятки миллиардов рублей. По мнению Казейкина, по такому же принципу будет действовать закон об обществах взаимного страхования при защите прав дольщиков, который позволит собрать с каждого застройщика деньги в размере от 3 до 5% от суммы каждой проданной квартиры. Реализация жилищных программ будет эффективна при наличии в стране перерабатывающей промышленности. По словам эксперта Консультативного совета по иностранным инвестициям Максима Литвина, в перерабатывающей промышленности России занято 235 тыс. промышленных предприятий. Для сравнения: в КНР — до 12 млн промышленных предприятий. Причем предприятий с иностранным капиталом в России 2,9 тыс., а в Китае — около 420 тыс. Среди причин, мешающих развитию направления, Максим Литвин отмечает дорожающую электроэнергию и «дикую забюрократизированность» в сфере промышленного строительства. «На совещании в Новом Ступино фигурировала цифра 423 дня и 51 процедура — это касается только жилья. Если говорить о промышленных предприятиях, то там все гораздо хуже, потому что есть Федеральный закон «О промышленной безопасности», в соответствии с которым в категорию опасных промышленных предприятий попадает вообще практически всё, где есть хоть какие-то элементарные процессы механизации», — заявил эксперт. В итоге для обозначенного властью создания 25 млн новых рабочих мест к 2020 г. в России нужно ежегодно открывать около 11–12 тыс. новых промышленных предприятий, то есть в 20 раз больше, чем сейчас. В заключение конференции Елена Николаева предложила Правительству РФ создать постоянно действующую рабочую группу, в задачи которой будут входить: выработка предложений по реализации решений руководства РФ, принятых в рамках указа Президента РФ, и поручения Президента РФ по итогам совещания в Истре; анализ целесообразности и оценка возможных последствий применения новых механизмов нормативно-правовых и нормативных актов, регламентирующих сферу строительства и вопросы обеспечения граждан доступным и комфортным жильем. К деятельности указанной рабочей группы необходимо привлечь заинтересованных представителей федеральной и региональной государственной власти, органов местного самоуправления, ведущих представителей бизнеса, экспертного сообщества, заинтересованных представителей общественных объединений граждан, федеральных и региональных общественных палат. «Деятельность рабочей группы будет осуществляться на общественной основе, ее решения будут носить рекомендательный характер, но мне кажется, что принципиально наличие такой постоянно действующей рабочей группы как инструмент влияния на реализацию тех предложений, которые уже одобрены Президентом России», — отметила Елена Николаева.
Автор: По материалам www.deloros.ru Дата: 02.08.2012 «Федеральный строительный рынок» № 102 Рубрика: Промышленное и гражданское строительство |