Высокоскоростное движение — к ускорению реализации
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в мае провел заседание Общественного совета по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации. Участники рассмотрели вопросы реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом и варианты строительства других подобных магистралей. бщественный совет был создан по инициативе ОАО «РЖД» в апреле 2012 г. как консультационно-совещательный орган по вопросам развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. В первом заседании приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса и научного сообществ, топ-менеджеры ОАО «РЖД» и дочерних обществ компании. «Развитие высокоскоростного движения в России — это не дорогостоящая игрушка, это насущная потребность, соответствующая тенденциям современного развития железнодорожного транспорта в мире. Сегодня, исполняя директивы государства в области развития Сибири и Дальнего Востока, действительно занимаясь этой работой, мы не можем не понимать, что мобильность при реализации этих задач играет одну из важнейших ролей», — отметил в своей вступительной речи Владимир Якунин. Президент ОАО «РЖД» напомнил, что 26 апреля на заседании Правительства РФ, посвященном развитию инфраструктуры, были сформулированы основные тезисы, которые положены в основу одного из первых после инаугурации указов Президента РФ — «О долгосрочной государственной экономической политике». Подразумевается создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (к 2020 г.), к 2018 г. — увеличение объема инвестиций не менее чем до 27%, доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП — в 1,3 раза относительно 2011 г. «Очевидно, что без развития инфраструктуры это непосильная задача. Поэтому для всех нас эти ориентиры являются основой, которую мы должны положить в свои стратегические планы, чтобы обеспечить их реализацию», — отметил Владимир Якунин. По мнению генерального директора ОАО «Институт экономики и транспорта» Федора Пехтерева, оцененный совокупный социально-экономический эффект от реализации проектов скоростного и высокоскоростного движения превышает планируемые инвестиции, оказывая положительное влияние на экономику регионов, связанных между собой такими магистралями. Как заявил Владимир Якунин, проект строительства высокоскоростной магистрали сообщением Москва — Санкт-Петербург сегодня уже окончательно проработан и готов к реализации. Проект строительства магистрали сообщением Москва — Екатеринбург требует более детальной проработки. При этом ОАО «РЖД» пообещало в ближайшее время предоставить в причастные министерства проект развития альтернативных вариантов строительства высокоскоростных магистралей для обеспечения связи городов Центрального федерального округа с городами Приволжского и Уральского федеральных округов. Их реализация создаст условия для повышения транспортной мобильности населения в масштабах страны, а также обеспечения пассажирских перевозок в процессе проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. Согласно протоколу совещания у председателя Правительства РФ было дано поручение Минтрансу РФ, Минфину РФ, Минэкономразвития РФ совместно с ОАО «РЖД» представить в Правительство РФ согласованный проект долгосрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» на период до 2020 г. с учетом этих приоритетных проектов. В первом квартале 2012 г. в ОАО «РЖД» были разработаны предложения к долгосрочной национальной программе развития скоростного и высокоскоростного движения в РФ с учетом положений основных стратегических документов развития железнодорожной отрасли. Реализация проектов программы предусматривается в два этапа. На первом этапе, в период 2012–2020 гг., определена необходимость создания ВСМ на участках Москва — Санкт-Петербург (протяженность линии — 658 км, время в пути — 2 ч. 30 мин.) и Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург (протяженность линии — 1145 км, время в пути — 4 ч. 40 мин.): общая протяженность — около 1800 км. Планируется организация скоростного движения на существующей железнодорожной инфраструктуре с максимальной скоростью 160–200 км/час, как во внутрироссийских сообщениях: Москва — Ярославль (282 км, 2 ч. 30 мин.) и Новосибирск — Омск (627 км, 5 ч. 30 мин.), так и в международных: Москва — Красное — Минск — Варшава — Берлин (по территории России — 487 км, 4 ч., всего — 750 км, 6 ч. 30 мин. — до Минска) и Москва — Суземка — Киев (по территории России — 488 км, 4 ч., всего — 856 км, 7 ч.). Кроме того, предполагается создание скоростного направления с транзитным движением поездов по территории Украины: Москва — Харьков –—Адлер (протяженность линии — 1826 км, время в пути — 16 ч.). Реализация данного проекта приведет к созданию специализированных пассажирского (Курский ход) и грузового направлений (Воронежский ход), что в свою очередь позволит освоить объем возрастающего грузопотока в порты Азово-Черноморского бассейна. Общая протяженность скоростных линий к 2020 г. может составить 4,3 тыс. км. Пассажиропоток высокоскоростных магистралей на направлениях Москва — Санкт-Петербург и Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург может составить к 2020 г. 8,6 млн человек с учетом дополнительного привлечения пассажиров с альтернативных видов транспорта. При этом особую актуальность проект создания сети высокоскоростных магистралей приобрел в свете проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 г. На втором этапе реализации программы, в период 2021–2030 гг., предусматривается завершение формирования ВСМ Москва — Екатеринбург посредством строительства участка Москва — Нижний Новгород и ответвления от Казани на Самару. Также предполагается строительство ВСМ в международных сообщениях, в связях с Украиной и Белоруссией (с возможным дальнейшим продлением в Западную Европу). Полигон скоростного движения в этот период планируется расширить на 4 тыс. км за счет реализации проектов в Поволжье (Москва — Саратов, Самара — Саранск, Самара — Пенза, Самара — Саратов, Саратов — Волгоград), на Урале (Екатеринбург — Челябинск), в Сибири (Новосибирск — Красноярск, Барнаул, Кемерово и Новокузнецк) и на Дальнем Востоке (Хабаровск — Владивосток). В результате реализации программы к 2030 г. общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети ОАО «РЖД» составит около 12 тыс. км. Пассажиропоток скоростными и высокоскоростными поездами составит около 32 млн человек в год. Общий объем инвестиций в инфраструктуру оценивается в 6,3 трлн руб., в том числе в период до 2020 г. — 2,5 трлн руб.
Автор: По материалам пресс-службы ОАО «РЖД» Дата: 02.08.2012 «Федеральный строительный рынок» № 102 Рубрика: Транспортное строительство |