Соединяя Европу и Азию колеей 1520 мм
Статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов принял участие в стратегическом диалоге Bridging Eurasia («Соединяя Европу и Азию») в рамках бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520», прошедшего 31 мая в Сочи. В своем выступлении он отметил, что эффективное функционирование железных дорог играет исключительную роль в создании условий для устойчивой интеграции и экономического развития государств Евразийского континента. Многолетний опыт функционирования рынка международных перевозок показывает, что чем проще процедуры пересечения границ, тем эффективнее развиваются транспортно-экономические связи между государствами. Сергей Аристов напомнил, что в прошлом году Россия, Беларусь и Казахстан объединились в Единое экономическое пространство. Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС оказало положительное влияние на процесс упрощения процедур пересечения границ, исключив необходимость проведения дополнительных процедур контроля при пересечении внутренних границ на пространстве от Казахстана до Беларуси. По словам Сергея Аристова, одной из основных задач, стоящих перед железнодорожной отраслью сегодня, является создание надежного и эффективно действующего механизма перевозок между Европой и Азией по Транссибирскому маршруту. Обладая уникальной возможностью в сжатые сроки и на конкурентоспособных условиях выполнять значительные объемы железнодорожных перевозок в евроазиатском сообщении, необходимо продолжить усилия, чтобы сделать перевозки по Транссибу коммерчески привлекательным и массовым транспортным продуктом. Замминистра обратил внимание на то, что активизация торгово-экономи-ческих отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона с Россией, государствами СНГ, странами Евросоюза приведет к дальнейшему росту международных перевозок грузов, как через морские порты Дальневосточного бассейна, обслуживаемые Транссибирской магистралью, так и в прямом железнодорожном сообщении через госграницу России с Китаем, КНДР, Монголией, Казахстаном. С учетом растущего спроса постоянно расширяется перечень маршрутов следования: контейнерные поезда доставляют груз от российских портов на Тихом океане до западных границ страны. Для обеспечения конкурентоспособности этого МТК требуется существенно сократить время доставки грузов, обес-печить регулярность и строгое расписание движения контейнерных поездов. По словам Сергея Аристова, в организации евроазиатского транзита стратегически важной видится роль железных дорог Монголии в качестве одного из основных маршрутов доставки контейнерных грузов из Китая в Европу. Здесь есть очевидные преимущества: более короткий маршрут, единая с российскими железными дорогами ширина колеи, общие технические стандарты и, в перспективе, единая информационно-технологическая база. Активное участие России в модернизации инфраструктуры УБЖД является залогом того, что указанное направление МТК «Запад – Восток» будет интенсивно развиваться. Потребность в снижении транспортных расходов при перевозках грузов между бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейскими странами, потребность в создании альтернативных наземных маршрутов, привлечение транзитных грузов вызвало появление нескольких проектов продления существующих железнодорожных линий колеи 1520 мм в Центральную Европу. Целью проектов является соединение железнодорожной системы Центральной Европы с Транссибирской магистралью и привлечение таким образом грузопотока на маршрут Азия — Россия — Центральная Европа за счет повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок по сравнению с перевозками морским путем. Одним из таких проектов является «Строительство железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм Кошице (Ганиска) – Братислава – Вена». Протяженность новой железнодорожной линии от Кошице до госграницы с Австрией колеи 1520 мм по территории Словакии составит 505 км, по территории Австрии — 60 км. В настоящее время осуществляется работа экспертов четырех стран. Обсуждаются вопросы подготовки технического задания на разработку технико-экономического обоснования проекта на основе открытого конкурса, разработки бизнес-плана, предложений по финансированию и структуре собственности проекта. Сергей Аристов сообщил, что в 2006 г. на основании Меморандума о взаимопонимании была создана контактная группа Организации сотрудничества железных дорог/Европейского железнодорожного агентства (ОСЖД/ЕЖДА). В ее состав вошли представители ЕЖДА и СНЦФ (Французские железные дороги — в статусе наблюдателя), из стран-членов ОСЖД — представители Беларуси, Латвии, Литвы, Польши, России, Словакии, Украины и Эстонии. Результаты проведенной работы контактной группы ОСЖД/ЕЖДА по сравнительному анализу технических параметров систем 1520 и 1435 мм позволили ЕЖДА рекомендовать Европейской комиссии включить железнодорожную систему колеи 1520 мм в разрабатываемые Технические спецификации интероперабельности (ТСИ) наравне с системой колеи 1435 мм. ТСИ являются документами обязательного применения на всей территории ЕС. Таким образом, система колеи 1520 мм будет отражена в техническом законодательстве ЕС наравне с системой колеи 1435 мм. Замминистра обратил особое внимание на планируемые проекты разработки и строительства новых линий колеи
С этой целью возник проект воссоединения Транскорейской железной дороги и Транссибирской магистрали.
1520 мм. Согласно законодательству ЕС, такие проекты должны будут в обязательном порядке соответствовать требованиям ТСИ. В данном контексте предполагается рассматривать эффективно работающую контактную группу в качестве определяющего инструмента, который позволит предотвратить возникновение трудностей и недоразумений процедурного характера при развитии и реализации подобных проектов.
Автор: По материалам Минтранса РФ Дата: 02.08.2012 «Федеральный строительный рынок» № 102 Рубрика: Транспортное строительство |