Публикации »

Олимпийский мост в завтрашний день

Сочи сегодня –— крупнейшая строительная площадка России. Неохваченных волной реконструкции и модернизации сфер практически не остается: спортивные и инфраструктурные объекты, жилье, объекты социальной сферы и специального назначения… Что из этого может считаться второстепенным или менее важным? Тем не менее, вопросы транспортного сообщения по праву можно считать приоритетными. Исходя из критериев Международного олимпийского комитета, на долю транспортной сети приходится не менее 30% в совокупной оценке показателей, отражающих готовность города к проведению Олимпийских игр. Поэтому в программе «Строительство олимпийских объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование» транспортной составляющей инфраструктуры Сочи уделено повышенное внимание. В городе появятся десятки километров новых и сотни обновленных дорог.

В программу государственного заказа включены десятки объектов транспортной инфраструктуры на десятки миллиардов рублей. Определенные правительством страны приоритетные задачи звучат предельно ясно и просто — строить быстро, но без потерь в качестве. Успешная реализация такого подхода складывается из многих составляющих. Понятно, что требуется четкое взаимодействие всех межотраслевых структур в организации строительства объектов, включенных в концепцию развития транспортной инфраструктуры олимпийской столицы. Особые требования и ответственность предъявляются к генподрядным дорожно-строительным предприятиям. В олимпийском строительстве на карту поставлено все: репутация, потенциальные возможности, перспективы развития. На этих объектах работают лучшие из лучших. Тем ценнее тот факт, что одним из главных действующих лиц в реализации крупномасштабного транспортного строительства в Сочи является сочинское предприятие ООО «Тоннельдорстрой». О том, как идет сдача олимпийского дорожного экзамена, мы попросили рассказать генерального директора предприятия Юрия Мордвинкова.

— Прежде всего, Юрий Алексеевич, позвольте поинтересоваться: как вы чувствуете себя в олимпийском проекте, давшем много работы, но и, очевидно, много не виданных ранее хлопот?

— Накопленный за последнее время опыт работы в капиталистических условиях, участие в международных конкурсах и торгах нас кое-чему, безусловно, научили, и прежде всего — серьезному и ответственному подходу к организации подготовительной работы и строительного процесса. Хотя лично я всегда был далек от какой-либо эйфории и самонадеянности и понимал, что нам предстоит очень серьезный экзамен. Сегодня мы убеждаемся в том, что строительство олимпийских объектов, реализация новых градостроительных концепций — из разряда задач, о которых можно сказать, как говорят в народе: круче не бывает.

Поучаствовать в этом, конечно же, было престижно и почетно. Прямо скажу, не много найдется в Сочи таких предприятий, которым по плечу такие задачи, все-таки нужно иметь определенную материально-техническую базу, опыт, квалификацию. Участие в этом процессе я бы сравнил с воплощением олимпийского принципа — строят сильнейшие. Может быть, не совсем скромно, но это правда. Да, у нас все, вроде бы, получается, значит, чего-то стоим, и удовлетворения по этому поводу скрывать не станем.

Так или иначе, но олимпийское направление — это уникальный плацдарм для наращивания мощностей и опыта, которые в дальнейшем принесут всеобщую пользу. Мы живем в очень интересное время, нам выпало — не на словах, а на деле — строить мост между прошлым и будущим.

— Юрий Алексеевич, недавно широко освещалось важное для олимпийской столицы и для вашего предприятия событие — завершение строительства моста через реку Сочи (или, как называют объект в народе, Краснодарское кольцо). Можно ли считать его главным в производственном графике «Тоннельдорстроя» последних двух лет?

— Это действительно очень большой и значимый объект. И водительское сообщество, и в целом город-курорт ждали этого события с нетерпением. Отнюдь не рядовым делом реализация этого проекта стала и для нашего коллектива.

К этой автотранспортной развязке мы еще вернемся. Если соблюдать хронологию и говорить о наших главных заботах 2011 г., то здесь, конечно, на первое место встает другой уникальный объект — дорога к лыжным трамплинам в районе села Эсто-Садок, что рядом с Красной Поляной. Трамплины сами по себе уникальны — один из немногих в мире пример, когда при их сооружении использованы естественные 45-градусные склоны. Можно составить представление о рельефе местности.

Так вот, в п. 25 Программы строительства олимпийских объектов к месту проведения состязаний летающих лыжников предусмотрена прокладка современной благоустроенной автомобильной дороги. Рядовым этот объект назвать нельзя: хотя протяженность ее невелика — всего около полутора километров, трасса проложена в сложнейших геологических условиях и петляет серпантином по склону крутой горы. Когда-то идея строительства шоссе в этих местах могла бы показаться слишком смелой, но сегодня благодаря благоустроенной асфальтированной трассе с крутых вершин до главной федеральной дороги вдоль реки Мзымта автомобили могут добраться за пару минут.

Чтобы проложить трассу в труднодоступных местах, возведено более пятнадцати мощных бетонных подпорных стен, общая длина которых даже несколько превышает протяженность самой дороги. Именно благодаря этим искусственным сооружениям, несмотря на крутизну поворотов, шоссе получилось весьма комфортным для проезда. Дорога заасфальтирована, двухполосная, на всем ее протяжении установлены ограждения. Как и предусмотрено проектными расчетами, скорость движения здесь — 40–60 км в час. Без ложной, как говорится, скромности могу сказать, что объект еще до завершения уже получил высокую оценку. Дело в том, что дорога, хотя и выглядит готовой и уже служит по своему предназначению, окончательно будет сдана в эксплуатацию позже, когда завершится строительство трамплинного комплекса.

Стоит пояснить, что эту дорогу изначально планировалось вводить в два этапа. Сейчас она с так называемым рабочим покрытием и полностью находится в ведении строителей трамплинного комплекса. Но после того как монтажные и пусконаладочные работы на этом объекте будут закончены, асфальтобетонное покрытие дороги будет полностью обновлено, завершится и обустройство всей дорожной инфраструктуры.

Конечно, одним из главных наших достижении последнего времени следует считать и упомянутый выше мост через реку Сочи — важнейший транспортный узел, к которому лучами стекаются несколько крупных магистралей. Официально этот объект именуется как «Автодорожный мост через реку Сочи с устройством транспортной развязки в районе Краснодарского кольца». По олимпийской программе в Сочи строится несколько подобных развязок, но от остальных эта отличается тем, что из всех строящихся в Сочи по олимпийской программе она — единственная трехуровневая развязка. Кроме существующего моста, в составе объекта есть и подземные путепроводы-тоннели, и эстакада верхнего уровня.

Условия работы можно охарактеризовать как сложнейшие безо всякой натяжки. Самое большое неудобство для нас, строителей, заключались в том, что работать приходилось без остановки дорожного движения. А оно в этом месте является интенсивным практически круглосуточно. Сказывалось и наличие огромного количества подлежащих переносу коммуникаций, естественная стесненность площадки создавала трудности с подвозом строительных материалов и конструкций, приходилось пробиваться сквозь непролазные, казалось бы, дорожные заторы. Но ничего, справились, слава Богу. На службу автомобилистам объект переходил поэтапно. Эксплуатация конструкций эстакады началась в феврале этого года. Тогда движение было открыто лишь по одному фрагменту развязки — сдвоенному мостовому переходу с односторонним движением.

И вот недавно с участием правительственной комиссии состоялась торжественная церемония открытия развязки и пуска движения в полном объеме. В итоге дорожно-транспортная ситуация в этой части города, смею утверждать, заметно улучшилась.

— Что можно сказать о портфеле олимпийских заказов в целом? На каких объектах трудятся специалисты «Тоннельдорстроя» сегодня и каковы ближайшие перспективы?

— Перечень проектов, реализация которых ведется с участием нашего предприятия в рамках подготовки к Олимпиаде, достаточно обширен. Оговорюсь сразу: хотя они и разнятся по стоимости, объему строительно-монтажных работ и проектным решениям, их невозможно разделить на простые и сложные, на важные и второстепенные. Сейчас, к примеру, продолжается прокладка еще одной сложной в исполнении горной магистрали протяженностью 2,7 км — к медиацентру горного кластера в районе Красной Поляны. А недавно мы приступили к прокладке еще одной важной внутригородской магистрали — дороги на северном склоне Бытхи, которой отводится роль перемычки, связующей автотрассу в обход центра Сочи с существующим Курортным проспектом.

Мы также участвуем в строительстве объектов гостиничной инфраструктуры в Имеретинской низменности, где возводим комплекс гостиниц общей площадью в 65 тыс. кв. м. В числе возводимых нами крупных олимпийских объектов строящиеся в составе магистрали-дублера Курортного пр. четыре автодорожных тоннеля.

В ближайшем будущем, кстати сказать, состоятся также долгожданные дорожные «новоселья»: близится к завершению возведение еще одной крупной автотранспортной развязки — на пересечении улиц Донской и Гагарина.
А буквально через считанные дни, ко Дню строителя, на службу автомобилистам перейдет обновленная дорога (по улице 20-й Горнострелковой дивизии), примыкающая к развязке возле стадиона.

— И у Вас, Юрий Алексеевич, и у возглавляемого Вами «Тоннельдорстроя» огромный опыт строительства объектов транспортной инфраструктуры. Ваша производственная биография с десятками тоннелей и мостов пополнилась новыми объектами. Приходилось ли при реализации олимпийских проектов применять какие-то инновационные решения?

— Прежде всего, хотелось бы еще раз отметить, что подготовка к Олимпиаде, конечно, дала мощный импульс развитию и отрасли, и отдельных предприятий. Это не означает, что все складывается легко и просто. Напряжение, связанное с ответственностью и сроками строительства, достаточно велико. И проекты действительно непростые. Когда речь заходит о том, какие инновации применялись, говорить нужно несколько о другом: как воплотить заложенные в проект решения, т. е. все исходит от особенностей проекта. Скажем, на той же дороге к трамплинам (несомненно, самом сложном из всех объектов) пришлось закрепляться на крутых горных склонах с помощью огромного количества буронабивных свай. Там впервые столь масштабно применялась такая новинка, как грунтовые анкеры, с помощью которых подпорные сооружения «пришиваются» к коренным породам. Таких анкеров применено около 10 тыс. штук!

* * *

Редакция журнала благодарит Юрия Алексеевича за интересную беседу и желает ему и возглавляемому им «Тоннельдострою» новых производственных успехов, удачи и благополучия!

Автор: Беседовал Артем Казанцев
Дата: 02.08.2012
«Федеральный строительный рынок» № 102
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад