ОАО «Минскметропроект»: в строительном альянсе России и Беларуси
ОАО «Минскметропроект» известно не только своим изначальным и многолетним проектированием Минского метрополитена. В истории предприятия есть также объекты метростроения в странах СНГ, в Польше и на Кубе. Последние годы имя института не раз громко звучало в связи с объектами транспортной инфраструктуры Олимпиады-2014 в Сочи, а сегодня минские проектировщики активно подключились к новой масштабной программе строительства метро в Москве. Подробности в интервью главного инженера ОАО «Минскметропроект» В. П. Полищука. — Виктор Петрович, пожалуйста, уточните для наших читателей, каков спектр деятельности ОАО «Минскметропроект» сегодня. — 35 лет назад, в 1977 г. наше предприятие было создано с целью обеспечения проектной документацией строительства Минского метрополитена. На сегодняшний день, помимо традиционного для нас метростроения, мы считаем себя узкими специалистами в области проектирования тоннелей и сооружений инженерной защиты автомобильных дорог от опасных геологических процессов (оползней, селей, лавин, камнепадов) в горных условиях. Сейчас мы продолжаем проектировать метрополитен и другие подземные сооружения в Минске. В Сочи занимаемся проектированием по олимпийской тематике: например, это два комплексных проекта автодорожных тоннелей на трассе Адлер — Красная Поляна. На Кавказе, в Северной Осетии, проектируем на автодороге противоселевые, противооползневые и противолавинные сооружения, галереи различного назначения, водопропускные сооружения, тоннели. Плюс реконструкция крупного Рокского тоннеля в направлении Южной Осетии через главный Кавказский хребет. Заняты на проектировании подземных объектов в Москве (линий метрополитена) и депо для обслуживания электропоездов. Так что спектр деятельности, как видите, достаточно широк. — Можно подробнее о проектах развития метрополитена в Минске? — В Минске сейчас главное — завершить строительство продления первой Московской линии метрополитена. В этом году должны быть сданы три станции: «Грушевка», «Михайлово», «Петровщина», а в 2014 г. еще одна — «Малиновка». Протяженность участка с этими четырьмя станциями составит 7,2 км. И еще важным для нас, конечно, является проектирование третьей линии метрополитена в Минске. На первом этапе — семь станций. В текущем году мы должны приступить к разработке архитектурного проекта. — Какие проекты в России стали для вас наиболее значимыми за последние годы и конкретно в минувшем 2011 г.? — Это уже упомянутые работы в Сочинском регионе и в Москве. Сочинская тематика на сегодня практически исчерпана, мы завершаем там свою работу. Как раз 2011 год был самым интенсивным. В 2012 г. проектных работ уже нет. Сейчас на первое место выходит работа в Москве. По метростроению там предполагаются большие объемы, а пока мы делаем то, что нам по силам, учитывая имеющиеся обязательства по другим проектам. — А можно подробнее об участии в строительстве московского метро? — Для Московского метрополитена мы завершаем разработку рабочей документации по участку продления Замоскворецкой линии от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (раньше у нее было рабочее название «Братеево»). В этом же году, в декабре, предполагается ее пуск. Сейчас самый пик строительных работ, метростроевцы постепенно приступают к монтажу оборудования. Второй проект в Москве, тоже с пуском в 2012 г., — это расширение с реконструкцией электродепо «Печатники»; мы уже завершаем рабочую документацию. Ну и надеемся на новые заказы в Москве. Я думаю, мы себя здесь неплохо зарекомендовали, есть положительные отзывы. — Насколько значима в деятельности института роль новых технологий, закладываемых в проекты? — Мы стараемся в каждый проект заложить какую-то изюминку, некое технологическое новшество, и идем от проекта к проекту с чем-то новым. Так, на сегодняшний день считаем большим продвижением то, что мы смогли внедрить на сооружении постоянных обделок автодорожных тоннелей фибробетон, то есть применение металлической стальной фибры для армирования конструкций. В горах есть участки тоннелей, где на самом деле можно не ставить стержневую арматуру, ведь это трудоемко и затягивает строительство, а в горном деле важно выиграть время на каждой операции. И вот эту долгую операцию — монтаж арматуры — применяемый нами метод практически исключает и позволяет сократить время сооружения тоннеля в горных условиях почти в полтора раза, а в результате это и скорость, и экономичность, и, соответственно, интересы подрядчика и заказчика. Мы стараемся применить новые технологии в конструктивных технологических инженерных решениях. Вот недавно рассказали московским специалистам-метростроителям, прежде всего заказчику и генподрядчику, о своих решениях, которые применяем в Минском метрополитене для экономии тепловой энергии. Например, мы научились использовать тепло, выделяемое при движении поездов, для нужд отопления служебных помещений станций, что позволило полностью отказаться от внешнего потребления тепловой энергии для нужд метро из городской системы теплоснабжения. Нами запроектированы утилизаторы тепла в Минском метрополитене, разработано стандартное решение. Теперь не нужны теплотрассы для подземки и, соответственно, экономится энергия для города и Метрополитена. Вот одно из наших технологических решений, которые мы будем продвигать на строительстве московского метро. Вообще по новым технологиям у нас много интересного, но это отдельный разговор. У «Минскметропроекта» уже сложились хорошие отношения и с партнерами по реализации новаторских решений, прежде всего, с такой крупной подрядной организацией, как холдинг «Бамтоннельстрой» и входящим в его состав «БТС-Гидрострой». С ними, а также с Южной горно-строительной компанией мы внедряли новшества при реализации наших проектов в Сочи. Многое из того, что мы им предлагаем, получает положительный отзыв, и они воплощают эти технические решения в жизнь. Например, проходка выработок автодорожных тоннелей с временным креплением на полное сечение. — В целом, какие перспективы для развития видятся сегодня? — Перспективы представляются хорошими, поскольку, помимо работы для Минского метрополитена, мы сегодня расширяем наше участие в федеральном строительном рынке России, прежде всего за счет московских объектов. Мы развиваем свое предприятие. В этом году заканчиваем надстройку двух этажей, соберем всех своих проектировщиков под одной крышей и приступим к строительству еще шестиэтажной пристройки. Перспектива в том, чтобы увеличить численность в полтора-два раза и соответственно увеличить объемы экспорта наших услуг в Российскую Федерацию. — Что Вы пожелали бы своим коллегам в канун Дня строителя, который фактически остается общим для России и Беларуси? — Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить с профессиональным праздником всех своих коллег, всех представителей строительной отрасли и прежде всего тех, с кем мы работали последние годы, с кем нас в строительстве тесно свела судьба. Во-первых, это наши заказчики в Минске, Баку и России; мы сегодня можем с гордостью назвать и Дирекцию по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства (ФГУ ДСД «Черноморье») во главе с Владимиром Николаевичем Кужелем, и Дирекцию по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта в Сочи (ДКРС «Сочи») во главе с Евгением Александровичем Солнцевым. Теперь нашим партнером стал и Департамент по строительству города Москвы, который руководит строительством Московского метрополитена. Конечно, хочу поздравить и наших подрядчиков: Южную горно-строительную компанию, «Тоннельдорстрой», «БАМтоннельстрой» и «БТС-Гидрострой». А также в Москве — «Мосметрострой» и «Моспромстрой». Естественно, самые теплые пожелания от нас и нашим родным минским коллегам, Дирекции по строительству Минского метрополитена во главе с Павлом Федоровичем Царуном и метростроевцам, которыми руководит Эдуард Николаевич Жуков. И, конечно, от всей души поздравляю с праздником коллег-проектировщиков, с которыми мы плечом к плечу создаем эти проекты. Хотелось бы пожелать всем хороших проектов, их быстрой реализации и хорошей оплаты, и чтобы на всю эту работу хватало времени и сил. ОАО «МИНКСМЕТРОПРОЕКТ»
220088, Республика Беларусь, Минская область,
г. Минск, ул. Соломенная, 13
Тел. +375 17-285-3222, факс + 375 17-285-3223
E-mail: metropr@metropr.by
www.metropr.by
Автор: Беседовала Наталья Завьялова Дата: 02.08.2012 «Федеральный строительный рынок» № 102 Рубрика: Транспортное строительство |