Публикации »

Дому Яковлева вернули молодость

В самом центре Петербурга, на углу Садовой и Гороховой улиц, расположен один из ярких памятников архитектуры XVIII века — дом Саввы Яковлева. Его фасады не знали полномасштабной реставрации на протяжении всего ХХ века, и специалистам компании ООО НПХК «Ремстройкомплекс», проводившим здесь реставрационные работы, пришлось столкнуться с целым рядом проблем. К сожалению — большинство их типичны для исторических фасадов Петербурга. К счастью — опытные петербургские реставраторы мастерски умеют их устранять.

Судьба первого владельца этого дома — пример исключительной предпринимательской удачи. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны бедный юноша из Осташкова, прибывший в Петербург в поисках лучшей доли, начинал торговую карьеру, продавая на улице мясо с лотка. Дела молодого торговца резко пошли в гору, когда ему посчастливилось заняться поставками мяса для стола ее величества. По легенде, Елизавета лично проявила инициативу о приглашении его ко двору, привлеченная необыкновенно красивым голосом, которым юноша выкрикивал рекламу своего товара.

Как бы то ни было, высокое покровительство было получено, и начинающий купец сумел им грамотно воспользоваться, а с течением времени он превратился в одного из самых богатых предпринимателей Российской империи, владеющего, в частности, обширными землями в Петербурге и его окрестностях. На одном из участков в центре Петербурга в 1780 г. Савва Яковлев построил жилой дом, ставший ценнейшим памятником гражданской архитектуры.

Длинные фасады огромного здания вовсе не выглядят однообразными. Неизвестный зодчий, создававший этот проект, сумел найти искусное сочетание различных элементов архитектурного декора: здание украшают лепнина и балконы, многочисленные колонны и пилястры с капителями причудливого рисунка. Правда, если во времена частного домовладения все это великолепие заботливо оберегалось, то за ХХ век некогда нарядные фасады изрядно поизносились.

По словам технического директора ООО НПХК «Ремстройкомплекс» Виталия Авхачева, реставрация здания за советское и постсоветское время не проводилась. Фасады подвергались лишь «локальным ремонтам», которые на время улучшили его вид, однако добавили сегодняшним реставраторам немало проблем. Дело в том, что на протяжении нескольких десятилетий ремонт штукатурной отделки производился с использованием цементных растворов, а это не только нарушает принцип сохранения исторической подлинности, но и разрушающим образом сказывается на состоянии известковой штукатурки и кирпичной кладки фасада.

— Известковая штукатурка, использовавшаяся на фасадах исторически, имеет свойство пропускать воздух, позволяя расположенной под ней кирпичной кладке «дышать», — объясняет Виталий Авхачев. — Известковая штукатурка, накрытая слоем цементного раствора, такой возможности лишается и начинает преть и разрушаться. Нашим мастерам пришлось тщательно расчищать фасады от цементных накрывок и деструктированной штукатурки, а затем производить оштукатуривание растворами, максимально приближенными по своему составу к историческим.

Эту задачу опытные мастера решали далеко не впервые и справились с ней успешно. Однако, к сожалению, цемент — не единственная типичная для петербургских фасадов беда. Настоящий бич для них — плохое состояние кровли, приводящее к протечкам, которые в свою очередь разрушают фасад.

— Если кровля здания плохая, это приводит к намоканию карнизных свесов и образованию протечек, разрушению лепного декора, — продолжает Виталий Авхачев. — Кровля данного здания на момент начала реставрации была в неудовлетворительном, я бы даже сказал — чудовищном состоянии. По этой причине в некоторых особо уязвимых местах серьезно пострадала кладка, и мы вынуждены были не только реставрировать штукатурный слой, но даже кирпич вытачивать заново. И лепной декор, которым насыщены фасады яковлевского дома, разрушался в большей степени по причине все тех же протечек.

Особенно высокого мастерства потребовала работа с гипсовым декором капителей колонн и пилястр, имеющим сложный, тонкий по исполнению рисунок. Конечно, можно было бы заново отлить обветшавшие элементы в специально изготовленных формах, однако реставраторы стремились к максимальному сохранению подлинных деталей. Они разбирали внешний, обветшавший декор на мелкие элементы. Недостающие частички с ювелирной точностью воссоздавались в реставрационных мастерских. Из расчищенных старых и воссозданных новых элементов реставраторы вновь собирали утраченные капители на колоннах и пилястрах. Столь же трепетного подхода потребовала реставрация колонн здания.

Колонны сохранились хорошо, но в штукатурном слое кое-где трещины, конечно, присутствовали. Чтобы покрыть новым штукатурным слоем трещины и небольшие проплешины, сохранив при этом историческую штукатурку, необходимо точное совпадение нового известкового состава со старым. А в этом случае невозможно подобрать или даже специально изготовить нужный известковый состав в лаборатории. Даже очень тщательно подобранный известковый состав нужно корректировать уже в процессе нанесения, придавая ему необходимую плотность и консистенцию. Такая работа под силу только высококвалифицированным штукатурам.

— При исследовании состояния здания, — рассказывает Виталий Авхачев, — реставраторов ждали и приятные сюрпризы. Так, на удивление хорошо сохранилась важная историческая деталь — металлический герб Яковлевых, расположенный на опоясывающей кровлю решетке. После незначительной реставрационной обработки герб вновь занял свое законное место, завершив таким образом восстановление цельного архитектурного облика дома Саввы Яковлева.

Автор: По материалам пресс-службы Союза реставраторов СПб
Дата: 28.05.2012
«Федеральный строительный рынок» № 101
Рубрика: Культура и наследие




«« назад