Публикации »

Море не имеет границ. Но есть ММП

Моря и океаны не имеют государственных границ и официального статуса. Нам кажется, что это пространство водной глади бесконечно велико, и в нем хватит места для всего — и для рыб, и для других морских обитателей, и для пассажирских и грузовых судов, и для лежащих на дне нефтепроводов и т. д. Но это совсем не так. Достаточно посмотреть на трехмерную карту Балтийского моря, и станет ясно — все пространство заполнено объектами природы или сферы влияния человека.

В программе ХIII Международного экологического форума «День Балтийского моря» (Baltic Sea Day), прошедшего в Санкт-Петербурге 21–23 марта, впервые состоялась встреча за круглым столом, посвященная, во-первых, морскому пространственному планированию как инструменту комплексного управления деятельностью человека, а во-вторых, природопользованию в морских районах. Мероприятие было организовано совместными усилиями партнеров из Финляндии (международная рабочая группа HELCOM-VASAB) и России (ОАО «НИИПГрадостроительства»).

Морское пространственное планирование (МПП), согласно определению ЮНЕСКО, представляет собой процесс анализа и дислоцирования специфического использования тех или иных частей трехмерных морских пространств (экосистем) для достижения экологических, экономических и социальных результатов. ММП, являясь аналогом территориального планирования на суше, обеспечивает возможность системного и долгосрочного использования человеком морской среды путем более рациональной и эффективной организации побережья и морского пространства как единого объекта регулирования, а также возможность сбалансированности развития морской деятельности и защиты окружающей среды.

Участниками встречи за круглым столом стали представители органов власти, экологических и хозяйствующих организаций, исследовательских и проектных учреждениями, специалисты международных организаций стран балтийского региона, заинтересованных в сотрудничестве для защиты и рационального использования ресурсов Балтийского моря.

ММП получило распространение в Европе с 90-х гг. прошлого века и к настоящему времени прочно вошло в практику стран Евросоюза, а также США, Японии, Китая, Индии, Бразилии и др. Политические и административные усилия этих стран сосредоточены на консолидации управления и преодолении конфликтов между различными видами морепользования. Идея новой морской политики подхватывается многими странами, расположенными близ океанов и морей земного шара. Согласно ей определяются меры, способствующие военной, транспортной, энергетической и продовольственной безопасности, эффективному и рациональному управлению морскими ресурсами, комплексному развитию глобальной и локальной экономики, а также устойчивому росту приморских регионов при условии сохранения экологического равновесия.

Особенно важно включение МПП в районах с наиболее острыми конфликтами между разными пользователями морского пространства.

Широта охвата тем исследований различных аспектов, от роли морского пространственного планирования в различных регионах до рекомендаций по применению передового опыта (пилотные проекты BaltSeaPlan, Plan Botnia), вызвала не просто интерес, а значительный дискуссии, в которых была отмечена методическая и концептуальная роль исследований в районах трансграничного сотрудничества. В то же время отмечается, что законодательная база МПП ЕС в настоящее время окончательно не сформирована, и понятие «морское пространственное планирование» в разных странах трактуется по-разному, расходится и базовая подоснова морской карты, и т. д.

В РФ нормативно-методической базы МПП пока не существует. Актуальная задача для России сегодня — не отстать от экономически развитых стран в разработке инструментов, обеспечивающих устойчивый экономический рост, сохранение и оздоровление морской среды. Решение этой задачи требует соответствующего расширения зоны ответственности в управлении и разработке методологии МПП на основе законодательной базы по градостроительной деятельности.

Опыт организации МПП Балтийского моря привел HELCOM и VASAB к формулированию 10 главных принципов, которые могут служить основой нормирования морехозяйственной деятельности в любых регионах планеты, в т. ч. и в Российской Федерации.

На конференции российские участники выступили с докладами по основным принципам территориального планирования морской деятельности в России и привели примеры роли МПП в развитии Санкт-Петербургской агломерации, а также выявили роль МПП в рациональных и региональных стратегиях и дали рекомендации по экономизации систем сохранения морских экосистем. Особое внимание было уделено вопросам сотрудничества в области МПП в районе Финского залива.

Таким образом, главными методологическими задачами современного начального этапа развития планирования морехозяйственной деятельности на базе перечисленных принципов ее организации можно считать:

  • разработку, единообразное обосно-вание и международное признание сопоставимых физических границ юрисдикции национальных и региональных администраций и органов местного самоуправления над прибрежными зонами, территориальными водами и открытыми акваториями морей и океанов;
  • научное обоснование муниципальных и региональных квот по видам водохозяйственной и морехозяйственной деятельности и организацию правовых инструментов по их применению всеми хозяйствующими субъектами;
  • обеспечение на международном уровне признания исключительности арендных и договорных начал организации морехозяйственной деятельности;
  • формирование общих правил морского планирования, обязательных для всех уровней подготовки национальных документов в этой области, в целях их сопоставимости и организации международного экологического контроля морехозяйственной деятельности;
  • совместную разработку информационного обеспечения пространственного, прежде всего морского, планирования, направленного на достижение сопоставимости и возможности трансграничной интеграции документов.

Решение этих задач возможно только в рамках открытого международного сотрудничества, с использованием накопленного национального опыта и путем широкого обмена мнениями и организации дискуссий в рамках VASAB и HELСOM на примере опытного полигона Балтийского моря.

 

 

Автор: Эра Миленина, к. г. н. директор по науке ОАО «НИИП Градостроительства»
Дата: 28.05.2012
«Федеральный строительный рынок» № 101
Рубрика: Экология




«« назад