Публикации »

Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области разъясняет

Основным документом, регулирующим вопросы градостроительной деятельности на территории России и ее субъектов, является Градостроительный кодекс РФ. Сроки, порядок организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, определение размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы — всё это регламентировано «Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. за № 145.

В соответствии с Постановлением правительства Ленинградской области от 13 ноября 2010 г. № 295, направленного на снижение административных барьеров при проектировании и строительстве объектов капитального строительства на территории региона, для ГАУ «Леноблгосэкспертиза» установлен срок проведения государственной экспертизы, не превышающий 40 дней. В срок, не превышающий 20 дней, проводится государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства и в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых полностью или частично финансируются за счет средств РФ, Ленинградской области, муниципальных образований.

Однако сокращение сроков проведения государственной экспертизы, как мы видим в настоящий момент, без повышения качества подготовки проектной документации не позволяет достичь поставленной благой цели. При низком качестве проектирования проектная организация, получая значительное количество замечаний по результатам экспертной оценки, в связи с сокращенными сроками просто не успевает внести изменения и исправить проектную документацию до окончания сроков договора о проведении госэкспертизы.

Одно из важнейших изменений в требования действующего законодательства в части снятия административных барьеров — отмена п. 3 ст. 12 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Федеральным законом № 248-ФЗ от 19.07.2011 г. исключено с 21.10.2011 г. требование о необходимости получении санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. В то же время отмена данного пункта закона требует от органов исполнительной власти, заказчиков и проектных организаций более внимательного подхода к выбору участков для размещения проектируемых объектов — с учетом требований взаимного влияния объектов, расположенных на прилегающих территориях, соблюдения требований санитарного законодательства в части организации и обоснования размеров санитарно-защитных зон, инженерного обеспечения объектов проектирования, позволяющего затем обеспечить его бесперебойную эксплуатацию. И здесь одним из важнейших подспорий для участников градостроительных отношений мог бы стать проект планировки территории и генеральный план городского и сельского поселения. К сожалению, во многих муниципальных районах Ленинградской области данная градостроительная документация еще находится в стадии разработки и не утверждена, в связи с чем проектировщики вынуждены обходиться только градостроительными планами земельных участков. К слову сказать, в соответствии с требованиями действующего законодательства градостроительные планы должны выдаваться муниципальными образованиями на основании утвержденных проектов планировки.

Приказом Министерства регионального развития РФ №207 от 10 мая 2011 г., вступившим в силу 29.06.2011 г., утверждена новая форма Градостроительного плана, согласно которой на его чертеже должна быть дана схема расположения земельного участка с указанием смежных участков.

По вопросу оформления градостроительных планов на линейные объекты в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 246-ФЗ от 19.07.2011 г., можно отметить, что до 31.12.2012 г. в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

Федеральным законом № 243-ФЗ от 18.07.2011 г. внесены также изменения в статью 49 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой исключено проведение государственной экспертизы проектов капитального ремонта объектов капитального строительства за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Требованиями Градостроительного кодекса и иных нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды регламентируется проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.

Хочу отметить, что Федеральным законом № 243-ФЗ от 18.07.2011 г. внесены изменения в Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе», в соответствии с которыми не требуется проведение государственной экологической экспертизы проектной документации капитального ремонта автомобильных дорог, которые расположены на землях особо охраняемых природных территорий.

Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из собственно Кодекса и других федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, о чем нередко «забывают» проектировщики и заказчики строительства.

Надо помнить, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное и водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, охране окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и др. законы РФ, так что при подготовке проектной документации следует учитывать требования кодексов и действующих нормативно-правовых актов в данных областях.

Архитектурно-строительное проектирование выполняется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям в границах принадлежащего застройщику земельного участка. Причем предполагаемое проектом использование земельного участка, на основании ст. 7 Земельного кодекса РФ, должно соответствовать установленному для него целевому назначению в зависимости от категории земель, что нередко своевременно не учитывается заказчиком строительства и приводит в итоге к получению отрицательного заключения государственной экспертизы.

В дальнейшем мы можем более подробно обсудить требования при размещении объектов капитального строительства в соответствии с требованиями земельного, лесного и водного законодательства. Не сомневаюсь, что это будет очень интересно нашим читателям, ведущим строительную деятельность на территории Ленинградской области.

Одним из важных нормативно-правовых актов, принятых в последние годы, является Технический регламент о безопасности зданий и сооружений № 384-ФЗ от 30.12.2009 г., который установил необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения, а также к процессам проектирования, связанным со зданиями и сооружениями, включая процессы изыскания, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 2070 от 01.06.2010 г. утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечиваются требования указанного технического регламента.

С 20.05.2011 г. введен в действие ряд актуализированных СНиПов. Вступающие в действие документы утверждены Министерством регионального развития РФ в декабре 2010 г., и теперь они называются сводами правил, но изменилось не только название. Некоторые документы существенно переработаны и представлены в новой редакции с изменениями и дополнениями, например, наиболее часто используются: СП 42 13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 54 13330.2011 «Здания жилые и многоквартирные», СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» и т. д. В настоящее время актуализация продолжается.

C 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон РФ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который принят в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан и юридических лиц, а также государственного и муниципального имущества от пожаров. Он определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Если эта тема будет интересна читателям, то в следующих выпусках «ФСР» можно будет расширить и более подробно обсудить тему требований и насущных проблем архитектурно-строительного проектирования.

В заключение хочется отметить, что в следующем году ГАУ «Леноблгосэкспертиза» будет отмечать 25-летие со дня своего основания. В нашем учреждении работают высококвалифицированные эксперты с большим опытом работы в области проектирования и проведения государственной экспертизы. Все эксперты имеют аттестаты на право проведения госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Также в ГАУ «Леноблгосэкспертиза» у заказчика есть возможность провести проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджета Ленинградской области, одновременно с проведением госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе после проведения либо без проведения госэкспертизы.

В декабре 2011 г. Советом Федерации были одобрены поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые фактически уравняли права государственной и негосударственной экспертизы. В связи с этим очень актуален вопрос о предстоящей конкуренции между экспертизами, которая начнется с апреля текущего года.

Однако наша организация спокойно относится к данному факту и не боится появления конкурентов, поскольку государственная экспертиза — это солидный «бренд», качество работы которого подкреплены опытом высококлассных экспертов. ГАУ «Леноблгосэкспертиза» смотрит в завтрашний день с уверенностью, ведь качественная экспертиза нужна в любых социально-экономических условиях, а без профессиональной оценки возвести объект капитального строительства и обеспечить его устойчивую и безаварийную эксплуатацию невозможно.

Автор: Виталий Санаров, заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
Дата: 28.05.2012
«Федеральный строительный рынок» № 101
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад