Публикации »

Волнующие перспективы Волнующие перспективы

Сегодня уровень комфортности проживания и средняя скорость транспорта в российских мегаполисах на порядок ниже, чем в крупных городах развитых стран. По мнению специалистов, причина, прежде всего, в отсутствии внятной градостроительной политики: такие важные вопросы, как освоение подземного пространства и развитие транспортной инфраструктуры российских мегаполисов, оставались без внимания в течение нескольких десятилетий.

Cовременные тенденции уплотнительной застройки и высокой концентрации транспорта ставят мегаполисы на грань кризиса, для преодоления которого требуется кардинально менять градостроительные принципы. Вопросы градостроительного планирования стоят чрезвычайно остро, а раздел, связанный с освоением подземного пространства, вовсе отсутствует. Эту серьезную проблему планируется вынести на обсуждение на форуме, который пройдет 27–29 июня 2012 г. в Санкт-Петербурге.

На Международном форуме «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий» ожидается более 500 российских и зарубежных участников. Среди них специалисты в области градостроительного планирования и строительства подземных сооружений, представители власти всех уровней, бизнесмены, потенциальные инвесторы.

Проведение форума поддержали многие авторитетные российские и международные организации. Международная тоннельная ассоциация (ITA) включила форум в свой график мероприятий, а исполнительный директор ITA Оливье Вийон обратился с приветствием к будущим участникам форума. В своем обращении он подчеркнул, что сегодня в российских мегаполисах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, необходимо развивать подземное строительство, чтобы снизить транспортную нагрузку, улучшить экологическую ситуацию, решить задачи по энергосбережению, сделать исторические центры комфортными для жителей и привлекательными для туристов.

Форум по освоению подземного пространства пройдет при поддержке Министерства регионального развития РФ и таких влиятельных профессиональных организаций, как Национальные объединения строителей, проектировщиков и изыскателей.

Идея проведения форума нашла поддержку во многих российских городах и регионах. Участие в мероприятии примут представители Москвы, Сочи, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Ростовской области, Республики Татарстан, Башкортостан и др.

На пленарных и секционных заседаниях форума выступят ведущие специалисты профильных российских вузов из разных регионов страны: университетов путей сообщения, горных университетов, архитектурно-строительных университетов.

Среди ключевых докладчиков на пленарном заседании будут признанные авторитеты в области освоения подземного пространства и наиболее влиятельные фигуры российской строительной отрасли: генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, директор Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству РААСН Владимир Коротаев, генеральный директор ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации» Валерий Меркин, советник генерального директора ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» Николай Кулагин и др. Помимо специалистов из России, доклады представят ведущие мировые специалисты в области подземного проектирования и строительства: председатель комитета по подземному пространству Международной тоннельной ассоциации Хан Адмираал, директор по науке факультета архитектуры Университета Делфт Франклин Ван дер Хувен, заведующий инженерно-строительным и экологическим направлением Массачусетского технологического университета профессор Эндрю Виттел, директор института подземного пространства и окружающей среды профессор Университета Наннинг Ксиао-Жао Ли, директор лаборатории геологической среды Университета Лозанны почетный профессор Орель Парье, почетный профессор Университета Луизианы, президент Международной ассоциации центров по городскому подземному пространству Реймонд Стерлинг.

Такой представительный состав международных участников на мероприятии, посвященном вопросам строительства под землей, будет в России впервые.

Во время проведения пленарного и секционных заседаний форума предполагается рассмотреть принципы градостроительного планирования подземного пространства в целях создания благоприятной среды обитания, а также вопросы нормативного правового обеспечения строительства подземных сооружений. Также будут затронуты вопросы инвестиционной привлекательности планируемых к реализации градостроительных подземных проектов, внедрения современных технологий и создания системы научного и кадрового потенциала в области освоения подземного пространства.

По концепции выставочного проекта, реализуемого в рамках форума, его участники смогут увидеть, как происходило постепенное переосмысление требований, предъявляемых к городской среде в наиболее развитых странах мира. В отличие от прежних концепций, направленных на развитие транспорта и уплотнение застройки, в современном прогрессивном мире предпочтение отдается комфорту проживания и сохранению природного ландшафта и уникального исторического облика городов.

— На сегодняшний день без освоения подземного пространства развитие мегаполисов просто немыслимо, особенно если речь идет о центральной исторической части. Очевидно, что возможности наземной застройки исчерпаны, количество транспорта год от года увеличивается в геометрической прогрессии, парковка и движение чрезвычайно затруднены. На сегодняшний день решать эти проблемы традиционными методами уже невозможно, — утверждает директор форума Сергей Алпатов. — Наша основная задача — показать представителям государственной власти, что без подземного строительства нельзя решать многие проблемы крупных городов, в том числе транспортные, территориальные и экологические. Альтернативы подземному строительству нет, так как наземные ресурсы исчерпали свои возможности.

Специалистов беспокоит отсутствие перспективного градостроительного планирования подземной инфраструктуры. Парковки, спортивные сооружения, бассейны, развлекательные центры, библиотеки, а тем более, транспортные магистрали и инженерные коммуникации можно и нужно опускать под землю. Современные технологии в области подземного строительства шагнули далеко вперед, и те вопросы, которые ранее вызывали сложности, сегодня легко решаемы. Современное оборудование, материалы, технологии, соответствующие высококвалифицированные специалисты — это залог успешной реализации комплексных проектов подземных сооружений, даже в сложных обводненных грунтах. Российские строители работают на мировом уровне. Примером тому может служить успешное завершение строительства наклонного хода станции «Адмиралтейская» — в самом центре города, без осадки поверхности грунта, а также строительство тоннеля комплекса защитных сооружений в Санкт-Петербурге. Это уникальные объекты, которые по праву войдут в мировую историю тоннелестроения.

В то же время Москва, которая, несмотря на скромные по европейским меркам объемы возведения подземных сооружений, считается сегодня лидером подземного строительства в России, уже столкнулась с трудноразрешимой в короткие сроки проблемой острого дефицита подготовленных кадров, а также катастрофического устаревания парка техники. Сейчас, когда в столице выделяются деньги на строительство метро, ощущается нехватка специалистов и по проектированию, и по строительству подземных сооружений. Требуется большое количество высококвалифицированного персонала, в том числе и рабочих специальностей, необходимо также обновление техники.

Во избежание повторения подобной ситуации и в других крупных городах России, специалисты призывают обратить внимание на отсутствие комплексной программы по освоению подземного пространства мегаполисов, которая должна быть неразрывно связана с градостроительным планированием. Организаторы форума — НП «Объединение подземных строителей», ОАО «Метрострой», Комитет по освоению подземного пространства НОСТРОЙ, Тоннельная ассоциация России, ОАО «Ленметрогипротранс» ставят перед собой глобальную цель — добиться перехода от практики бессистемного строительства подземных сооружений к тщательно продуманной модели использования ресурсов подземного пространства. Сделать это можно только за счет долгосрочного планирования данного сегмента строительства в России, а также создания специализированных комитетов в органах государственной власти, в которых сосредоточится полная информация о подземных сооружениях и работах, связанных с освоением подземного пространства.

Организаторы и участники форума убеждены в том, что соответствующая государственная политика, грамотный комплексный подход, долгосрочное планирование, современный взгляд на подготовку кадров, активное внедрение инновационных технологий — это всё то, что необходимо для развития подземного строительства и в перспективе позволит гораздо больше улучшить транспортную ситуацию, сохранить исторический облик городов и сделать их более удобными и комфортными для жителей.

Автор: По материалам пресс-центра форума
Дата: 28.05.2012
«Федеральный строительный рынок» № 101
Рубрика: Подземное строительство




«« назад