Публикации »

Ефим Басин: «Сегодня дело не в министерстве, а в инвестиционном климате страны»

В ходе V Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве состоялся пресс-подход, на котором президенту Национального объединения строителей Ефиму Басину были заданы самые актуальные вопросы о проблемах и новых веяниях в строительной отрасли России.

— Ефим Владимирович, на съезде много говорили о коммерциализации саморегулирования. Можете ли Вы сказать, сколько, в процентном соотношении, сейчас на рынке таких организаций?

— Да, мы сегодня много говорим об этом. На самом деле таких СРО не более 5%. Знаете, это как паршивая овца, которая портит все стадо. К сожалению, у Национального объединения строителей нет прав, к примеру, приехать и провести ревизию такой организации. Эта функция есть у Ростехнадзора. Сейчас существует проект Постановления Правительства РФ о передаче функций контроля за СРО от Ростехнадзора Минрегиону РФ, но пока оно что-то застряло в коридорах власти. Без такого поручения со стороны законодательства мы работу сделать не можем. Единственное, мы можем обратиться в Ростехнадзор с просьбой о проверке той или иной саморегулируемой организации. И мы это делаем. Мы отправили в Ростехнадзор около 40 писем и уведомлений. Ростехнадзор реагирует, но, к сожалению, медленно, у них не хватает кадров. Сейчас до суда доведено пока только одно дело.

Вообще, это целая процедура. В подозрительную СРО приезжают представители Ростехнадзора, выявляют недостатки, дают месяц на устранение этих недостатков или злоупотреблений. Затем снова возвращаются, проверяют. И только после того, как стало достоверно известно, что недостатки не были устранены, можно обращаться в суд. Здесь нет логики. С одной стороны, Ростехнадзор ведет реестр и регистрирует эти организации как саморегулируемые. С другой стороны, он не может сам снять их с регистрации. Это можно сделать только через суд.

Более того, меня удивляет отношение к этой проблеме наших правоохранительных органов, нашей прокуратуры. Если в Интернете или в городе на афише появилось объявление, что такая-то организация выдает быстро, в течение двух дней, и дешево допуск на производство опасных работ (опасных для людей, для населения), и никто не реагирует, то это очень странно. Сейчас нам карт-бланш дал вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак. Он сказал, чтобы мы с этими фактами обращались напрямую в Правительство РФ.

В дальнейшем, я думаю, мы все-таки добьемся для НОСТРОЙ надзорно-контрольной функции. Необходимо, чтобы сообщество самостоятельно могло регулировать и контролировать свои допуски.

— Сейчас была озвучена идея создания отдельного министерства строительства. Скажите, как Вы к этому относитесь?

— Вы знаете, я восемь лет был министром строительства России, потом председателем Госстроя. К сожалению, это весьма горемычные министерство и ведомство, они постоянно подвергались реконструкции и реформированию: сначала был Минстрой России, потом Госстрой России, затем Комитет, Агентство и т. д. А сейчас в Минрегионе два Департамента занимаются строительством. Я считаю неправильным, что расчленили все эти функции. Получилось, что буквально расчленили отрасль: одни осуществляют надзор, другие — контроль, третьи занимаются строительством и т. д. Министр регионального развития России Виктор Басаргин был прав, когда сказал, что если уж создавать министерство, то одно.

Вообще в Советском Союзе было 11 министерств по строительству. Но они были отраслевыми, специализированными, к примеру, министерство транспортного строительства. Это были огромные министерства с прекрасным кадровым составом, с огромными полномочиями министров. Сейчас, к сожалению, у министров нет таких больших полномочий, и, честно говоря, сегодня дело даже уже не в министерстве. Сегодня дело в инвестиционном климате в стране и в выделении инвестиций со стороны государства. Если мы говорим о социальной политике, о жилье, об обязательствах государства (а эти обязательства были даны еще в 90-х годах), то их же нужно выполнить.

Отдельные категории граждан должны быть обеспечены жильем: это чернобыльцы, военнослужащие, переселенцы с Севера, молодые специалисты, ветераны Великой Отечественной войны и т. п. К сожалению, какое-то время это оставалось обещанием. Сейчас мы слышим от руководства страны, что эти задачи будут в самое ближайшее время выполнены. Недавно об этом говорил и Владимир Путин.

Также обстоит дело и с аварийным жильем. До сих пор, к сожалению, во многих городах и поселках аварийное жилье сохраняется, хотя были программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, — не хватало денег. Сегодня эти деньги должны быть выделены. Поэтому, если будут инвестиции, значит будет развиваться строительство. И, конечно, должны быть частные инвестиции — государство всех не обеспечит. А частные инвестиции поступают тогда, когда есть благоприятный инвестиционный климат.

— Известно, что в строительстве существует и проблема квалифицированных кадров. Как ее можно решить?

— По инициативе Национального объединения строителей был проведен анализ ситуации. Получены данные говорят о том, что сегодня в строительстве не хватает около 2,5 млн специалистов, причем специалистов с образованием и высокой квалификацией, настоящих, молодых. Что для этого нужно сделать? Первое, и это уже начало получаться, — надо повысить престиж профессии инженера, в том числе инженера-строителя. Вы помните, у нас был период в стране, 90-е годы, когда институты, техникумы, колледжи перестраивались на выпуск юристов, финансистов, экономистов. Инженеры-строители были чуть ли не ругательным словом. Сегодня, к счастью, мы видим, что в наших институтах появились конкурсы на все технические профессии. Этот процесс уже пошел.

Второе. В стране достаточно институтов и университетов для выпуска таких специалистов. Сегодня проблема заключается в трудоустройстве. Раньше, в советское время, это было просто: студент заканчивает институт, государство направляет готового специалиста на конкретную работу, где он должен отработать три года. Это правильно. Часто выпускники прикипали к этой стройке и оставались там навсегда. Сегодня нет обязательств государства перед выпускником. Поэтому я вижу решение данной проблемы таким образом: надо, чтобы организации заказывали этих специалистов заранее, чтобы они знали, кто им нужен в ближайшие 5–15 лет. Также необходимо, чтобы организации взяли на себя обязанность выделять стипендии студентам. Сейчас НОСТРОЙ будет включать в свой бюджет затраты, связанные с грантами и стипендиями.

Третье. Специалистам необходимо повышать квалификацию. Раньше существовала система, когда каждый специалист раз в пять лет повышал свою квалификацию в институтах, на курсах при Госстрое, в Академии народного хозяйства и т. д., потому что жизнь не стоит на месте. Я сам это все проходил. Потом все было забыто, и сегодня мы возрождаем эту систему. Национальным объединением строителей уже разработаны программы повышения квалификации, выбраны образовательные учреждения, в законе прописана обязательная аттестация специалистов раз в пять лет.

— Как Вы относитесь к предложению председателя ревизионной комиссии НОСТРОЙ Любови Аристовой по поводу возможности саморегулируемых организаций тратить средства компенсационного фонда на профподготовку? Насколько это возможно?

— Вопрос хороший, но вы же понимаете, что у нас хотят, как лучше, а получается, как всегда. Я боюсь недобросовестных людей, которые будут искать лазейки. С другой стороны, в других странах, к примеру, пенсионный фонд куда тратится? На инвестиции. Он растет. А наш компенсационный фонд просто лежит без дела. Для того, чтобы получать доходы с КП, нужны четкие правила и честное исполнение.

Сегодня компенсационный фонд составляет около 40 млрд рублей. Это приличная сумма. Эти деньги просто лежат в банках. Единственное, по закону есть возможность класть деньги на депозит под проценты. Возможно, мы подойдем к этому вопросу, когда страхование станет обязательным. На мой взгляд, деньги не должны просто лежать.

— А как Вы относитесь к введению института независимой экспертизы? Не получится ли так, что независимая оценка будет давать нормальное заключение, и тогда надо будет дисквалифицировать чиновников из госэкспертизы?

— Когда мы говорим об этих формах, в том числе и о новом министерстве, здесь, я считаю, все зависит от людей — их квалификации, их честности. Сегодня так поставлен вопрос, что независимая и госэкспертиза не пересекаются. За гос-экспертизой остается оценка крупных объектов, строящихся по федеральным программам. А за негосударственной — все остальное. Поэтому, я думаю, на первых порах они пересекаться не будут. Потом все будет зависеть от системы подготовки и аттестации кадров для негосударственной экспертизы. Если удастся сразу справиться с такой задачей, то появится доверие и вообще отпадет необходимость государственной экспертизы. Но для этого нужно время.

Автор: Подготовила Яна Гулина, ведущий специалист управления информационного обеспечения НОСТРОЙ
Дата: 26.04.2012
«Федеральный строительный рынок» № 100
Рубрика: Отраслевая реформа




«« назад