Публикации »

Николай Волков: «Спрос на качество инертных материалов в России растет»

Иногда считают, что в российской тендерной системе изначально заложен принцип дешевизны — по меньшей мере, применительно к строительно-промышленному комплексу. Но, похоже, ситуация начинает меняться, когда контроль над качеством становится более жестким, а крупные игроки рынка заинтересованы в крупных заказах на долгосрочную перспективу. Во всяком случае, активное развитие в России и СНГ международной компании Metso Mining and Construction, никогда не работавшей в низшем ценовом диапазоне, подтверждает другой хорошо известный принцип: «Дешево не есть хорошо». С просьбой прокомментировать рыночную ситуацию корреспондент журнала «ФСР» обратился к Николаю Волкову, директору департамента капитального оборудования и технологических решений для производства инертных материалов Metso Mining and Construction, возглавляющему в России соответствующее бизнес-направление компании.

— Николай Владимирович, удалось ли вашей фирме закрепиться в России?

— Для начала напомню: в России направление компании по горной промышленности и строительству ведет свою историю с 1993 г., выступая ранее под брендами Nordberg и Svedala. С тех пор прошло несколько преобразований, из которых в 2012 г. было создано наше бизнес-направление Metso Mining and Construction. Почти за 20 лет работы на российском рынке выстроена широкая сеть офисов продаж и сервисного обслуживания, представленная в 11 городах России с головным офисом в Санкт-Петербурге. В Казахстане, Украине и Узбекистане также есть представительства Metso.

Развитие бизнес-направления по дробильно-сортировочному оборудованию на российском рынке является одним из приоритетных для Metso. Мы наблюдаем, что строительный комплекс России бурно развивается и набирает обороты, с каждым годом растет спрос на использование строительных заполнителей, в том числе искусственного песка. Инертные материалы, произведенные на оборудовании компании, успешно используются при выполнении стратегически важных проектов, таких как строительство олимпийских объектов в Сочи, федеральных трасс, различных мостов и тоннелей.

Среди крупных проектов последних лет, реализованных или реализуемых нашим бизнес-направлением, поставка трехстадийного завода для ПКО «Челябинск-стройиндустрия», дробильно-сортировочные комплексы для ЗАО «ВАД» и корпорации «Трансстрой». И это лишь малая доля всего списка выполненных и текущих проектов.

— То есть российский рынок дробильно-сортировочного профиля, с точки зрения востребованности качественного современного оборудования западных производителей, представляется перспективным?

— Большинство наших заказчиков — это крупные строительные компании. Чтобы в сегодняшней ситуации ежегодно получать самые интересные заказы, в том числе федерального уровня, они должны держать марку и, соответственно, уделять вопросам качества повышенное внимание.

Возьмем, к примеру, автодороги. Я сам автолюбитель, много езжу и знаю, что, скажем, те дороги, которые построены одним из наших заказчиков, не требуют капремонтов много лет, и я знаю, на каком материале и как они построены. Подобные компании, которые преследуют целью качество, всегда будут обращаться к ведущим поставщикам оборудования.

Второе — ситуация с производителями щебня, который, в частности, идет на ответственное строительство. Как я наблюдаю сегодня, чем качественнее материал, тем выше на него и спрос. Поэтому полагаю, что целесообразнее сначала затратить чуть больше средств на приобретение высокотехнологичного оборудования, чтобы потом иметь возможность реализовывать большее количество продукции и по более высокой цене. Я думаю, что на российском рынке сейчас очевидна потребность в оборудовании высокого класса, которое гарантирует качество и производительность, уменьшая себестоимость.

Опять же, если вдаваться в детали, у приходящих в отрасль новичков бывает неправильное суждение, что чем меньше материала засыпаешь в дробилку, тем дольше она или ее компоненты прослужат, что позитивно должно сказаться на себестоимости продукции. На самом деле в отношении современной техники это неправда. Чем дробилка больше загружена, тем, себестоимость продукции будет ниже. Причиной этому являются новые технологии, скажем, так называемая технология дробления в объеме, когда щебень дробится не только посредством того, что он сдавливается дробящими конусами или плитами, а еще и в общем объеме, т. е. сам о себя. И чем объем материала в камере дробления выше, тем дробление более выгодно.

На данный момент в России вообще наблюдается большой дефицит щебня и песка. Ожидаемые годовые потребности составляют более миллиарда тонн, а по факту выпускается 300–350 млн, то есть примерно треть. Поэтому большая доля проектов, которые мы реализуем в данной области, это строительство новых комбинатов инертных материалов на свежих месторождениях.

— Можно об этом подробнее?

— По итогам прошлого года отмечу, что в Челябинске заключен контракт на строительство трехстадийного завода. Он рассчитан на классическую схему дробления с применением новых технологий и использованием самых современных дробилок, серийный выпуск которых начался только в 2010 г. Комбинат довольно-таки мощный, рассчитан на производительность 500 тонн в час, или около 2–2,2 млн тонн переработки горной массы в год. Для нерудной промышленности это довольно большая цифра.

Далее — проектирование с последующим строительством самого большого в России на данный момент комбината в Воронежской области. Пока сделали первый этап проектной работы, и, я думаю, в этом году уже окончательно будет оформлен контракт на строительство первой очереди. Хотелось бы отметить, что это не только дробильно-сортировочный завод, это еще и очень интересная система транспортировки, складирования и погрузки продукции прямо на комбинате. То есть будет решен комплекс всех вопросов, начиная от подвоза материала из карьера до складирования и погрузки как в автомобильный, так и в железнодорожный транспорт.

Кстати, нашими заказчиками являются также и дорожно-строительные компании. Для них актуален вопрос поставки мобильной техники, то есть мини-заводов, которые движутся вместе с мобильными асфальтовыми заводами по фронту строительных работ, могут быть легко передислоцированы в другое место. Несмотря на то, что это мобильные решения, они также являются высокопроизводительными, причем без ущерба для качества продукции. Один из примеров — уже четвертый по счету завод мы поставили для крупной дорожной организации «ВАД».

— А широко ли поле деятельности по реконструкции старых предприятий?

— В России это, в принципе, уже шаг за шагом делается однозначно. Модернизация существующих предприятий, которые построены 15–20 лет назад, об-условлена тем, что не только оборудование устарело, а устарел и существующий технологический регламент, с которым просто невозможно получить продукцию, которая требуется сегодня на рынке. Основная беда старых производств заключается в том, что они построены по одинаковому принципу — как горнорудное предприятие традиционного типа, у которого один закон — «не дроби лишнего». Чтобы, в том числе, материал финального размера не проходил через дробилки, а через сортировку шел сразу же на конвейер готовой продукции. Но выпуск строительных материалов высокого качества как раз требует многостадийной обработки. Если старое производство размещено на ограниченном пространстве в бетонных корпусах, если технология заточена именно под тот неправильный, с точки зрения современных требований, сценарий, то просто замена старой дробилки на новую существенно не поможет. Требуется нечто большее, что и обеспечивается современными передовыми комплексными решениями.

Один из примеров — это модернизация комбината РУПП «Гранит» (Республика Беларусь), для которого наша компания произвела поставку оборудования и выдала ряд эффективных рекомендаций для изменения технологического регламента. Цель модернизации — выход комбината на очень высокие показатели как по производительности, так и по качеству продукции.

— И напоследок, как бы Вы технологически резюмировали ситуацию на российском профильном рынке?

— Инертные материалы — это щебень и песок, добытые и подготовленные с учетом строгих требований. Умение правильно назначить технологический процесс — это, скажем, 80% успеха. В частности, требования по качеству щебня — это соблюдение грансостава плюс соблюдение формы зерна, от чего в конечном счете зависит его качество или несущая способность изделия (бетон или асфальт или отсыпанное дорожное полотно). То есть возвращаемся к тому, что какой бы высокой прочности ни был камень сам по себе, его надо еще правильно обработать.

При общем дефиците инертных материалов в России и росте потребности именно в качественной продукции можно с уверенностью сказать, что потенциальный спрос на надежное современное оборудование очень высок, будь то отдельные единицы техники или проектирование целого завода.

Автор: Беседовал Сергей Зубарев
Дата: 26.04.2012
«Федеральный строительный рынок» № 100
Рубрика: Спецтехника




«« назад