Публикации »

Минтранс России: итоги года, задачи на среднесрочную перспективу

Итоги социально-экономического развития транспортного комплекса России в 2011 г., а также задачи на 2012 г. и среднесрочную перспективу были рассмотрены 27 марта на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта РФ. В работе коллегии принял участие заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. С основным докладом выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин. «ФСР» по традиции особое внимание уделит строительным проектам.

-Прежде всего хочу коснуться оценки современного состояния транспортного комплекса нашей страны, — сказал Игорь Левитин. — Это 600 тыс. организаций, 10 млн транспортных средств. Ежесуточно по транспортным коммуникациям перевозится 59,7 млн пассажиров, 28,6 млн тонн грузов. В морских и речных портах перегружается около 2 млн тонн грузов в сутки. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2,5 раза и составила 7% валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос в 5 раз и достиг в 2011 г. более $14 млрд. Это треть от экспорта всех видов услуг. За год в бюджетную систему страны организациями транспортного комплекса перечислено налоговых платежей почти 515 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет — 441 млрд.

Министр также отметил, что объем инвестиций в транспортный комплекс вырос с 2000 г. практически в 2 раза и составил в 2011 г. 1,2 трлн руб., примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику Российской Федерации. Грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35% и достиг 2,6 трлн тонно-км, превысив в 2011 г. докризисный уровень 2008 г. Пассажирооборот вырос к уровню 2000 г. на 32,5%.

Практическими результатами работы для жителей Российской Федерации стали рост транспортной подвижности населения, которая имеет устойчивую динамику повышения (на 5,3% в 2011 г. по сравнению с 2010 г.), а для грузоотправителей — снижение транспортных издержек. Результаты минувшего года, по словам главы Минтранса, являются закономерным итогом работы последнего десятилетия.

Морской транспорт

— С 2000 по 2011 гг. объем перевалки грузов в морских портах России увеличился практически в три раза и составил более 535 млн тонн, т. е. максимальной объем перевалки в морских портах СССР превышен более чем на 30%, — продолжил Игорь Левитин. — В течение последних трех лет построены и в 2011 г. введены новые мощности по обработке грузов в портах Российской Федерации общим объемом около 30 млн тонн. Российские порты планомерно увеличивали долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%. На долю портов Балтии и Украины приходится 15%, в 2000 г. она составляла 50%.

С 2010 г., по словам министра, наметились позитивные тенденции в работе внутреннего водного транспорта. Объем перевозок грузов в 2011 г. вырос за год более чем на 20%. Постепенно выходит из кризиса грузовая работа в речных портах. Благодаря увеличению государственной поддержки содержания внутренних водных путей удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным и опасным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений.

Важным итогом года на водном транспорте стало принятие федерального закона, направленного на поддержку отечественного судостроения и судоходства. Закон устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных в этом смысле флагов. Существенным образом расширена сфера применения Российского международного реестра судов: в нем теперь могут регистрироваться и суда, не совершающие международных рейсов, и суда, предназначенные для выполнения гидротехнических работ, и суда, являющиеся буровыми установками.

По состоянию на 7 ноября 2011 г. в Российском международном реестре было зарегистрировано 337 судов, на 22 марта 2012 г. – 407 судов. За последние четыре месяца зарегистрировано 70 судов, их количество увеличилось на 20,7%.

Авиационный транспорт

— В 2011 г. впервые в постсоветской истории России отечественными авиакомпаниями перевезено более 64 млн пассажиров, — прокомментировал Игорь Левитин следующую тему. — Докризисный уровень 2008 г. по объему перевозок воздушным транспортом превышен на 26%, а по сравнению с 2000 г. рост составил 2,8 раза. В 2011 г. пассажиро-оборот (166.6 млрд пасс.-км) гражданской авиации превзошел показатели, достигнутые РФ в составе СССР, почти на 15%, а грузооборот — в 2 раза.

Стабилизирована аэродромная сеть Российской Федерации. Реализована новая модель возрождения и поддержки региональных и местных перевозок на Дальнем Востоке, в Сибири и районах Крайнего Севера на основе развития аэродромной и аэропортовой инфраструктуры через механизм казенных предприятий.

— Мы впервые за долгие годы подо-шли к рассмотрению практически неприкасаемой темы Структуры воздушного пространства Московской воздушной зоны, и сегодня действительно решается задача ее оптимизации с учетом сокращения границ запретных зон и зон ограничения полетов, — продолжил министр. — По завершению работ пропускная способность МВЗ увеличится в 1,5 раза. Значительным результатом считаю также разработку и реализацию программы субсидирования авиационных перевозок с Дальнего Востока и Сибири. Программа показала свою жизнеспособность и важность, в первую очередь, для дальневосточных жителей. В 2011 г. количество субсидируемых маршрутов возросло до 30, а число перевезенных пассажиров выросло на 16,5% (всего 371 тыс. человек).

Автомобильный транспорт

В 2011 г., как следует из доклада главы Минтранса, коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырос на 15% и превысил докризисный уровень 2008 г. Объем перевозок грузов, выполненный российскими международными автоперевозчиками, увеличился на 11%. За 10 лет объем внешнеторговых грузов, перевозимых российскими перевозчиками, увеличился более чем в 2,5 раза и достиг 46%.

— Разработан и внедрен механизм обеспечения стабильности финансирования дорожного хозяйства на основе возрожденных дорожных фондов, — продолжил Игорь Левитин. — Определены Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, подготовлена новая форма федерального статистического наблюдения, отражающая использование бюджетных ассигнований Федерального, региональных и муниципальных дорожных фондов. Важной составляющей новой системы финансирования является увязка объемов ассигнований фонда с налогами на пользование дорогами — акцизом на топливо, а на уровне регионов — с транспортным налогом и с неналоговыми источниками, также связанными с пользованием дорогами.

В рамках системы дорожных фондов, по словам министра, законодательством решен вопрос, который многие десятилетия оставался вне правового регулирования, — финансирование дорог в сельской местности. Установлена обязанность субъектов РФ отчислять ежегодно по 5% из своего дорожного фонда на строительство подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, а в 2012 и 2013 гг. еще по 5% на капитальный и текущий ремонт дорог в пределах населенных пунктов, в т. ч. на дворовых территориях. В Правила формирования и использования ассигнований Федерального дорожного фонда внесено положение о выделении на строительство подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам в 2012 г. в объеме 6 млрд руб., в 2013 и 2014 гг. — по
7,5 млрд руб. В последующие годы объем субсидий должен увеличиваться пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо.

«Началась также работа по долгосрочному планированию на основе контрактов жизненного цикла, чтобы этот механизм стал одним из инструментов для привлечения инвестиций в автодорожное хозяйство, — далее отметил Игорь Левитин. — По этому вопросу подготовлен и находится в Государственной Думе проект федерального закона, в рамках которого появится возможность заключать долгосрочные комплексные контракты на проектирование, строительство, реконструкцию и содержание объектов транспортной инфраструктуры. Прошу депутатов ускорить рассмотрение данного законопроекта».

Глава Минтранса также подчеркнул, что заработал механизм концессионных соглашений. И, наконец, по словам министра, отрасль ориентируется на внедрение инновационных механизмов, новых технологий, материалов и конструкций. В частности он подчеркнул: «Мы определили конкретные меры по развитию инноваций в дорожном хозяйстве, представленные в Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства и Программе инновационного развития государственной компании «Автодор» на 2011–2015 гг.».

В 2011 г. по поручению Президента РФ и председателя Правительства РФ создавались новые механизмы, стимулирующие применения инновационной продукции. Для отбора новых технологий и технических решений создан экспертный совет Минтранса России, сформированный из представителей научно-технической общественности и бизнеса. Основными критериями отбора являются: повышение долговечности строительных конструкций, экономическая эффективность проектов на всем жизненном цикле объектов инфраструктуры, применение новых материалов и др.

— Сформирован и будет постоянно актуализироваться перечень инновационной продукции, рекомендованной к государственным закупкам, — продолжил министр. — Количество включенных в проектно-сметную документацию на строительство объектов транспортной инфраструктуры технологий, одобренных экспертным советом, будет критерием оценки деятельности всех государственных заказчиков. В 2011 г. сделаны первые важные шаги по использованию механизма государственных гарантий. В настоящее время компаниями, реализующими дорожные концессионные проекты, получены гарантии в объеме более 100 млрд руб.

Железнодорожный транспорт

На железнодорожном транспорте продолжаются структурные преобразования, начатые в 2001 г. В минувшем году были выполнены целевые задачи программных документов по структурной реформе:

  •  пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении были выведены из состава деятельности ОАО «РЖД»;
  •  созданы дочерние общества ОАО «РЖД» в сфере плановых видов ремонта вагонов;
  •  из состава деятельности ОАО «РЖД» выведена большая часть непрофильных ее видов.

Сформирован конкурентный сегмент и в области грузовых перевозок — рынок услуг компаний-операторов железнодорожного подвижного состава. К концу прошлого года парк приватных грузовых вагонов составил 98% от общего количества железнодорожного подвижного состава. По словам министра, 2011 год при этом стал первым годом реализации принятой Правительством РФ Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г., которая определяет дальнейшие направления преобразования отрасли. Планом по реализации этой модели определены конкретные мероприятия экономического, правового и технологического характера, которые предстоит провести в ближайшие годы. Важно, что эти мероприятия синхронизированы с мероприятиями, реализуемыми в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза.

Транспортные узлы

— В течение последних лет мы постепенно формировали новый подход к рассмотрению проблемных вопросов в развитии инфраструктуры, основанный на комплексном развитии транспортных узлов, — далее отметил Игорь Левитин. — В этом отношении 2011 год является знаковым, поскольку работы по Новороссийскому и Московскому узлам перешли в плоскость практической реализации. Проект комплексного развития Новороссийского транспортного узла — пилотный, увязывающий в единых целевых показателях развитие железнодорожной инфраструктуры, федеральных автомобильных дорог, улично-дорожной сети Новороссийска и развитие юго-восточного грузового района морского порта.

«На проекте развития Московского транспортного узла, — сообщил министр, — отработаны базовые вопросы: система управления проектом, программные мероприятия, система показателей, неотложные меры и ряд других. Это первый опыт увязки в единой программе мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Федерации и ее двух центральных субъектов — Москвы и Московской области. Накопленный опыт также используется в проекте развития Санкт-Петербургского транспортного узла».

Международное сотрудничество

— Достаточно активно в отчетном году велось международное сотрудничество в транспортной сфере — как по линии международных организаций, так и в двустороннем формате, — продолжил министр. — Приоритетным направлением сотрудничества в сфере транспорта являлось взаимодействие с государствами-участниками Содружества независимых государств, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Союзного государства Россия-Беларусь. В рамках Таможенного союза завершено формирование нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей вопросы взаимодействия стран в области транспорта.

Продолжается работа по формированию договорной правовой базы Единого экономического пространства. В рамках СНГ было принято решение о создании Координационного комитета транспортных коридоров СНГ, и 6 марта 2012 г. проведено его первое организационное заседание, в ходе которого на текущий год утверждено председательство Российской Федерации.

О финансировании отрасли

На реализацию основных приоритетов в 2011 г. направлено из федерального бюджета почти 646 млрд руб., что в сопоставимых ценах ниже уровня 2010 г. Объем инвестиций по ФЦП составил примерно 355,2 млрд руб., что соответствует уровню 2010 г. В качестве положительной тенденции министерство отмечает рост объема внебюджетных инвестиций на 22% к уровню 2010 г. При этом 2011 г. характеризуется значительными мерами государственной поддержки предпри-ятий и организаций железнодорожного и воздушного транспорта, а также отдельных категорий граждан Российской Федерации. Общий объем господдержки составил примерно 40 млрд руб.

О снижении аварийности

Министр не обошел вниманием и «всплеск» аварийности в прошлом году, который наблюдался, прежде всего, на авиационном транспорте. По словам Игоря Левитина, этому предшествовал рост инцидентов, которые явно сигнализировали о неблагополучном положении дел с безопасностью в ряде направлений, однако в нужный момент должных выводов сделано не было.

— Существуют вопросы по соблюдению сроков выполнения мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг.), — отметил глава Минрегиона. — Например, неоднократно переносился срок ввода Московского центра УВД, выполняющего более 60% аэронавигационной работы. Последний срок — декабрь 2011 г. — вновь сорван и сдвинут на декабрь 2012 г. Серьезной проблемой в отрасли остаются вопросы качества проектирования. Недопустимо высок уровень проектов (около 18%), которые при первом рассмотрении получают отрицательные заключения. По большинству проектов после утверждения корректируются объемы работ и проектные решения.

Модернизация и развитие инфраструктуры

В докладе говорится, что деятельность министерства в последние годы, включая 2011 г., была сконцентрирована на четырех важнейших направлениях:

  •  модернизация и развитие инфраструктуры всех видов транспорта и обновление парка транспортных средств;
  •  повышение качества и доступности услуг пассажирского транспорта;
  •  повышение уровня безопасности на транспорте;
  •  совершенствование системы финансирования отраслей транспортного комплекса и повышение их инвестиционной привлекательности.

— Положительные результаты, о которых я говорил в начале доклада, подтверждают правильность сформулированных приоритетов, — сказал Игорь Левитин. — Считаю, что они должны оставаться таковыми на 2012 г. и в среднесрочной перспективе, поскольку полностью укладываются в сценарии развития отрасли, активно обсужденные в 2011 г. в рамках подготовки «Стратегии-2020». В связи с этим хочу остановиться на наиболее значимых задачах по каждому направлению. Первое — модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе. В этом направлении на первый план выходит задача совершенствования связанности инфраструктуры, имея в виду в первую очередь взаимоувязанное и взаимодополняющее развитие всех транспортных коммуникаций — водных, автомобильных, железнодорожных и авиационных. Безусловным приоритетом является реализация в планируемые сроки и планируемом объеме программ развития транспортных узлов. В течение ближайших двух-трех лет необходимо завершить устранение основных узких мест во всех транспортных коммуникациях.

В дорожной отрасли, по словам министра, одним из основных узких мест является автомобильный транзит через центры российских городов. Так что представляется целесообразным в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» эти проекты выделить в отдельную подпрограмму, а ее реализацию считать приоритетной, включая направление дополнительных перераспределяемых финансовых средств.

— Еще одним узким местом дорожной инфраструктуры является ненормативное содержание и ремонт, — продолжил Игорь Левитин. — С 2014 г. мы обязаны исключить термин «ненормативное содержание», поскольку норматив будет один — содержание и ремонт на 100%.

Узким местом являются также автомобильные и железнодорожные подходы к морским портам. Здесь очевидно, что простым наращиванием физического размера инфраструктуры не обойтись. На первый план должна выйти работа над совершенствованием логистики обработки грузов и по оптимизации вза-имодействия видов транспорта. Дополнительно необходимо вернутся к вопросу о развитии терминальных мощностей в морских портах. На мой взгляд, здесь необходимо дополнительно посмотреть два вопроса.

Первый — когда владельцы терминалов, они же и грузовладельцы, используя монопольное положение, применяют меры недобросовестной конкуренции и создают искусственный дефицит обрабатывающих мощностей в портах. В этой ситуации представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании государством дополнительных мощностей для обеспечения необходимого уровня конкуренции.

Второй — о программе развития мощностей по переработке грузов. В 2012 г. предусматривается увеличение портовых мощностей еще на 75 млн тонн, и Минтранс будет стимулировать работу в этом направлении. К 2016 г. планируется обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн тонн в год, в том числе иметь 15%-ный резерв пропускной способности.

О доступности транспортных услуг

В обеспечении доступности транспортных услуг для населения, прежде всего, стоит вопрос о развитии региональных и местных воздушных перевозок. С позиции Минтранса, следует продолжить работу по расширению сети аэродромов, включенных в систему казенных предприятий. В этой работе следует сделать акцент на оптимизацию работы предприятий, либерализацию требований к объектам, там, где это допустимо без ущерба безопасности полетов, внедрению типовых решений по объектам инфраструктуры.

В этом году Правительством РФ принято решение о начале реализации программы по поддержке межрегиональных перевозок через механизмы субсидирования. В настоящее время сформировано 80 направлений и определены условия предоставления субсидий. На программу в течение ближайших трех лет предусмотрено 3 млрд руб.

Министерство транспорта с 2011 г. также является одним из соисполнителей государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 гг., основной целью которой является формирование к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

О безопасности на транспорте

«Основная задача в направлении повышения уровня комплексной безопасности населения на транспорте, включая экологическую безопасность, — плановая реализация программных мероприятий», — отметил министр. В первую очередь, это завершение оценки уязвимости и категорирования объектов транспортного комплекса, а также разработка планов защищенности и оснащение объектов. Кроме того, на Минтранс России с 2012 г. возложены функции государственного заказчика-координатора работ по проекту «Создание системы экстренного реагирования при авариях — ЭРА ГЛОНАСС». Реализация проекта повысит транспортную безопасность за счет повышения оперативности реагирования и эффективности ликвидации последствий транспортных происшествий на автодорогах РФ, а также уменьшения тяжести последствий ДТП.

О повышении инвестиционной привлекательности

Рассматривая тему совершенствования системы финансирования транспортного комплекса и повышения его инвестиционной привлекательности, Игорь Левитин отметил:

— По этому вопросу еще раз хочу вернуться к дорожным фондам. В настоящее время 69 субъектов Российской Федерации приняли Порядок формирования и расходования ассигнований региональных дорожных фондов. Представляется необходимым субъектам РФ в кратчайшие сроки завершить эту работу. Нужно еще раз обратить внимание на формирование долгосрочных приоритетов финансирования, рассматривать в числе первых выполнение работ, влияющих на безопасность движения, сохранность дорожных сооружений, качество обслуживания пользователей и экономичность перевозок.

Для повышения эффективности функционирования дорожных фондов Минтрансом создана новая система мониторинга дорожной деятельности на дорогах всех уровней. Этот мониторинг должен быть тесно увязан с решением задач по совершенствованию работы с общественностью. Необходимо формирование новых принципов взаимоотношений с пользователями дорог, различными заинтересованными организациями, органами местного само-управления, населением. Эти принципы должны строиться на предоставлении общественности объективной и разносторонней информации о деятельности дорожного хозяйства, формировать прозрачную среду функционирования и модернизации дорожной сети…

Необходимо продолжить работу над распространением принципа «пользователь платит» на инфраструктуру всех видов транспорта, и дальнейшее развитие должны получить механизмы государственно-частного партнерства. Общий потребный объем частных инвестиций на период до 2020 г. оценивается так: в дорожные проекты — на уровне 300 млрд руб., в морские порты —
350 млрд руб., в аэропортовую инфраструктуру — около 200 млрд руб.

Предстоит также работа по формированию рынка инфраструктурных облигаций, в том числе за счет размещения накопительной части трудовых пенсий в облигационные займы для строительства объектов транспортной инфраструктуры. Потенциальный размер рынка инфраструктурных облигаций оценивается в объеме около 500 млрд руб. в год. Представленные подходы отражены в проекте Государственной программы «Развитие транспортной системы», которая в настоящее время находится на согласовании в Минэкономразвития и Минфине. Госпрограмма включает в себя все инструменты и механизмы достижения обозначенных приоритетов на период до 2020 г., предусматривая продление срока реализации ФЦП «Развитие транспортной системы» с учетом реализации всех комплексов обозначенных инвестиционных проектов…

Поставленные перед транспортным комплексом задачи социальной и экономической направленности могут быть решены только путем концентрации усилий всех ветвей власти, общества и бизнеса. При этом необходимо учитывать, что в силу объективной инерционности транспортной системы ее «будущие» проблемы должны решаться уже сегодня. Комплексный подход к решению транспортных проблем позволит создать благоприятные инфраструктурные условия для экономики.

Автор: По материалам Минтранса РФ
Дата: 26.04.2012
«Федеральный строительный рынок» № 100
Рубрика: Транспортное строительство




«« назад