Публикации »

Николай Кошман: «Спортивные стройки требуют учета

21 марта в Москве состоялась конференция «Роль бизнеса в реализации национальной спортивной идеи», где известные политики, авторитетные эксперты и руководители компаний обсудили острые вопросы экономических отношений в спортивной индустрии России. Особое внимание было уделено вопросам строительства спортивных объектов с применением современных технологий и инновационных материалов. С докладом на центральной сессии, в частности, выступил президент АСР Николай Кошман.

В качестве почетных гостей на мероприятие были приглашены: президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, руководитель Управления инновационных и научно-исследовательских программ Олимпийского комитета Российской Федерации Владимир Новиков, президент Ассоциации мини-футбола России Эмиль Алиев, руководитель спортивного департамента АНО «Спорт высших достижений» Алексей Ефимов и др.

— На сегодняшний день в нашей стране колоссальное внимание уделяется строительству спортивных сооружений, что связано с предстоящими крупнейшими мероприятиями спортивного первенства, — отметил Николай Кошман в начале доклада. — Это XXII зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г., Всемирная универсиада в Казани в 2013 г., а также чемпионат мира по футболу в 2018 г. Такие масштабные спортивные события способствуют повышению международного авторитета и престижа государства, признанию нашей страны сильнейшим игроком на мировой арене, развитию инфраструктуры регионов России и повышению их инвестиционной привлекательности.

Олимпийская стройка дала мощный импульс развитию города Сочи и Южного региона России в целом, ведь это заказы, новые рабочие места и т. п. Важной составляющей постолимпийского наследия станет городская инфраструктура: автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, инженерные сети, линии электропередачи, очистные сооружения, гостиницы, подстанции и т. д. В рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи реализуется целый ряд уникальных спортивных объектов. Среди них Ледовый дворец спорта, Олимпийский парк, Малая и Большая ледовые арены, Центральный стадион и мн. др.

— Необходимо отметить, что, согласно второму отчету, подготовленному ГК «Олимпстрой» и АНО «Оргкомитет Сочи-2014», в олимпийском строительстве впервые масштабно на нормативной основе вводятся в практику «зеленые» стандарты строительства, — продолжил Николай Кошман. — Согласно отчету, в рамках подготовки к зимним играм 2014 г.
задействовано четыре системы стандартов: Дополнительные экологические требования и рекомендации ГК «Олимпстрой», Корпоративный «зеленый» стандарт ГК «Олимпстрой», Международный стандарт BREEAM и Система добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты». Эти документы обеспечивают применение технических решений, повышающих экологическую и энергетическую эффективность и инновационную составляющую олимпийских объектов, и содержат требования ресурсосбережения и устойчивого природопользования при проектировании, строительстве, эксплуатации и т. д. Таким образом, сделан значительный шаг в направлении совершенствования нормативной базы строительной отрасли.

Заявка России на проведение чемпионата мира по футболу предусматривает создание современной инфраструктуры в ряде городов РФ. Из 15 площадок, заявленных на проведение чемпионата, в конечном итоге оргкомитет «Россия-2018» отберет 10.

— Необходимо отметить, что, согласно недавно опубликованной информации, у Международной футбольной федерации (FIFA) есть ряд пожеланий к стадионам для чемпионата: каждый из них должен принимать около 45 тыс. болельщиков, для полуфиналов — более 60 тыс., для финала — свыше 80 тыс., — продолжил Николай Кошман. — В 20 минутах езды от стадионов должно находиться совокупно не менее 64-х тренировочных баз. Аэропорты выбранных городов должны принимать не менее 1 тыс. человек в час. Таким образом, чемпионат мира по футболу предоставляет уникальную возможность модернизировать футбольные стадионы по всей стране, построить и реконструировать новые гостиницы, аэропорты, автомобильные и железные дороги и т. д.

К 2018 г., как уточнил президент АСР, планируется для перевозки болельщиков пустить в эксплуатацию высокоскоростные железнодорожные магистрали со скоростью движения поездов до 400 км/ч.: ВСМ-1 сообщением Москва – Санкт-Петербург и ВСМ-2 сообщением Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург. Такие магистрали в России строятся впервые, и от их эксплуатации ожидается колоссальный социально-экономический эффект.

— Согласно отчету KPMG (международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги) «Анализ использования стадионов в Европе 2011 г.», при более внимательном изучении планов строительства и реконструкции футбольных стадионов России становится понятно, что все они проектируются и обустраиваются исходя из минимальных требований, предъявляемых FIFA к стадионам стран-хозяек чемпионатов мира, — далее сказал Николай Кошман. — Стандартные размеры проектируемых стадионов и одинаковое количество VIP-мест практически на всех заявленных площадках свидетельствуют о недостаточности усилий по созданию спортивных объектов с учетом специфики спроса на местах. В рамках проведения в 2018 г. чемпионата мира по футболу выделяется бюджет на строительство и реконструкцию соответствующих стадионов в размере 3 млрд евро. Здесь вновь наблюдается попытка уравнять расходы по всем объектам без учета специфики конкретных площадок.

Чтобы избежать большинства проблем с использованием спортивных объектов после проведения этого чемпионата, по словам главы АСР, до начала строительства необходимо провести тщательное бизнес-планирование с учетом потребностей конечных потребителей. Важно, чтобы стадионы отвечали требованиям локального рынка. По мнению аналитиков KPMG, при условии продуманного и грамотного управления строительством новых стадионов и их использованием после проведения спортивных соревнований Россия вполне может войти в состав ведущих европейских футбольных держав.

— Необходимо отметить, что строительство и модернизация спортивных объектов невозможны без учета международных требований и стандартов к спортивным площадкам и объектам инфраструктуры, которые в первую очередь требуют использования современных технологий и материалов, — далее заявил президент АСР. — К сожалению, российский опыт реализации спортивных проектов значительно уступает западному. Это во многом связано с несовершенством нормативной базы, которая не позволяет регламентировать общие подходы в строительстве и эксплуатации спортивных объектов различного назначения. Особенно это стало заметно на примере олимпийской стройки в Сочи. Устаревшие СНиПы в определенной мере задерживают трудоемкое проектирование и само строительство. При этом, по мнению ряда экспертов, сметные расчеты по СНиПам приводят к удорожанию строительства. Озабоченность этим вопросом высказывал, в частности, председатель Правительства РФ Владимир Путин в ходе инспекционной поездки по олимпийским объектам Сочи.

По мнению АСР, сейчас все более очевидней становится потребность в современной системе технического регулирования, позволяющей в качестве альтернативы советским СНиПам использовать самые современные международные и европейские нормы и стандарты. Руководители АСР о гармонизации российской и европейской нормативно-технических баз говорили еще в 2005 г. в рамках заседания рабочей группы по строительству КСП Россия — ЕС, что нашло свое отражение в подготовленной экспертами «Белой книге».

Также, по словам Николая Кошмана, необходимо отметить, что одной из задач при реализации проектов строительства спортивных сооружений является выбор оптимальной схемы финансирования. Так, например, финансирование стадионов в Европе обычно осуществляется за счет как государственных, так и частных источников, при этом применяется долевое и долговое финансирование.

— Общепризнанным механизмом взаимодействия государства и частного бизнеса, уже доказавшим свою эффективность, является государственно-частное партнерство, — сказал глава АСР в продолжение темы. — Сфера применения ГЧП чрезвычайно высока, и спорт не является исключением. В РФ уже есть первые примеры реализации спортивных проектов на основе ГЧП. Например, в Нижегородской области заключено три концессионных соглашения сроком на 10 лет, в рамках которых частный партнер обязуется профинансировать, построить, оснастить оборудованием и эксплуатировать три физкультурно-оздоровительных комплекса.

Среди существующих форм ГЧП, как уточнил Николай Кошман, можно выделить контракты жизненного цикла (КЖЦ), преимущество которых заключается в том, что при их реализации отсутствует риск разрыва ответственности между проектировщиком, подрядчиком и управляющей компанией. Это положительно сказывается на качестве объекта. Также КЖЦ, предполагающее привлечение частных инвестиций, существенным образом снимает нагрузку с бюджета.

Согласно КЖЦ, государство и частный партнер по результатам единого конкурса заключают контракт на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта. Государство определяет качественно-функциональные характеристики объекта, а частный партнер в соответствии с ними обязуется за собственные средства спроектировать и построить объект, а также в течение установленного контрактом срока эксплуатирует его в соответствии с заданными параметрами. При этом частный партнер получает средства от государства с момента ввода объекта в эксплуатацию. Объем же государственных платежей ставится в прямую зависимость от того, насколько качественно частный партнер исполнил свои обязательства. Таким образом, реализация КЖЦ стимулирует частного партнера строить быстро и качественно, а также применять современные технические решения, новейшие технологии и материалы.

— Необходимо отметить, что проекты строительства спортивных объектов на основе КЖЦ успешно реализуются за рубежом, — продолжил Николай Кошман. — Например, спортивный хаб (комплекс) в Сингапуре. Таким образом, применение ГЧП при реализации масштабных инфраструктурных объектов может быть достаточно эффективным.

В заключение выступления президент АСР привел три рекомендации. Во-первых, по его словам, наибольший эффект от строительства крупных спортивных объектов и прилегающей к ним инфраструктуры достигается только в том случае, если они соответствуют долгосрочным планам развития конкретных территорий РФ. Именно поэтому строительство таких объектов требует индивидуального подхода и должно быть увязано с планами развития регионов России. Это позволит решить вопрос дальнейшего использования новых спортивных объектов и даст экономический и общесоциальный эффект на длительный период. Важно, чтобы спортивные объекты предлагали оптимальный набор услуг и имели вспомогательную инфраструктуру, обеспечивающую стабильность и рентабельность их деятельности.

Во-вторых, необходимо законодательно в качестве альтернативы СНиПам закрепить возможность применения еврокодов с предварительно разработанными национальными приложениями, учитывающими климатические и географические особенности нашей страны. Именно так поступил наш партнер по Таможенному союзу — Республика Беларусь, где еврокоды были приняты в качестве национальных стандартов.

В-третьих, по мнению Николая Кошмана, при выборе схем финансирования проектов по строительству спортивных сооружений стоит обратить внимание на такую форму ГЧП, как контракты жизненного цикла, позволяющие строить быстро и качественно. Известно, что реализация крупных проектов на основе КЖЦ может быть достаточно эффективной.

— В целом проведение мировых спортивных первенств такого уровня, как зимние Олимпийские игры, Всемирная универсиада и чемпионат мира по футболу, дает огромный импульс к развитию спортивной инфраструктуры в принимающей стране, а для России является еще одним важным шагом к изучению опыта зарубежных коллег по строительству и оснащению спортивных сооружений, развитию международного сотрудничества в данной отрасли, — резюмировал президент АСР. — Подготовка к мероприятиям такого масштаба — это огромный труд не только спортсменов и специалистов оргкомитетов, но и строителей, проектировщиков, представителей сферы гостиничного и туристического сервиса и т. д. Уверен, что эти крупнейшие спортивные события будут способствовать дальнейшему укреплению лучших международных позиций нашей страны.

Автор: По материалам Департамента общественных связей АСР
Дата: 26.04.2012
«Федеральный строительный рынок» № 100
Рубрика: Промышленное и гражданское строительство




«« назад